Статья:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ТИПАМ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Нейробиология

Выходные данные
Гудкова В.А., Гуляева С.И. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ТИПАМ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 10-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ТИПАМ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

Гудкова Варвара Александровна
студент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Гуляева Светлана Ивановна
доцент Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

DISTRIBUTION OF STUDENTS AT VORONEZH STATE UNIVERSITY BY PROFILE TYPES OF LATERAL ORGANIZATION OF FUNCTIONS

 

Varvara Gudkova

Student, Voronezh State University, Russia, Voronezh

Svetlana Gulyaeva

Associate Professor, Voronezh State University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В настоящее время стремительно растет внимание к проблеме индивидуальных различий между людьми. Целью данной работы явилось исследование индивидуального профиля организации сочетания моторных и сенсорных асимметрий у группы студентов Воронежского государственного университета с использованием методики Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной. Оценено распределение признаков асимметрии в моторной и сенсорной системах у студентов, имеющих различия по ведущей руке.

Abstract. In recent times, attention to the problem of individual differences between people is rapidly growing. The aim of this work was to study the individual organization profile of the combination of motor and sensory asymmetries in a group of Voronezh State University students using the method of T.A. Dobrokhotova and N.N. Bragina. The distribution of asymmetry signs in students’ motor and sensory systems with differences in the leading hand was estimated.

 

Ключевые слова: межполушарная асимметрия; профиль латеральной организации; правши; левши; амбидекстры.

Keywords: interhemispheric asymmetry; lateral organization profile; right-handed; left-handed; ambidextrous.

 

На данный момент имеется большое количество разнообразных данных, которые свидетельствуют о неравнозначности структур, уровня содержания биологически активных веществ и функций правого и левого полушарий головного мозга человека. В многочисленных исследованиях было доказано, что мозг работает как парный орган, межполушарные взаимодействия которого характеризуют интегративные особенности его деятельности как единого мозгового субстрата психических процессов. Специализация полушарий и межполушарные взаимодействия в значительной степени определяют психофизиологические и нейропсихологические особенности человека, являющиеся индивидуальными [1, 3].

Межполушарная асимметрия мозга представляет собой его фундаментальное свойство, которое отражает единую сложную интегративно-целостную систему, основанную на взаимодействиях множеств образований мозга [4]. Межполушарная асимметрия – это различия в мозговой организации высших психических функций в правом и левом полушариях [1, 6].

Каждый человек обладает индивидуальной степенью доминирования полушарий мозга и характером распределения функций между ними. Исходя из этого, ряд авторов используют термин «профиль латеральной организации» (ПЛО), под которым подразумевают сочетание моторных и сенсорных асимметрий, присущих какому-либо конкретному субъекту [1, 3, 5].

Изучение функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) мозга в настоящее время остается одним из актуальных направлений исследований. При изучении ФМА наиболее важным и интересным вопросом является распределение различных групп населения по типам индивидуального ПЛО и сопоставление полученных вариантов асимметрии с двигательными, познавательными и эмоциональными характеристиками [4, 5].

Цель данного исследования заключалась в определении индивидуального ПЛО у группы студентов Воронежского государственного университета и последующем изучении распределения признаков асимметрии моторной и сенсорной систем у респондентов, различающихся ведущей рукой.

Объект и методы исследования. В тестировании для определения индивидуального ПЛО приняли участие 62 студента Воронежского государственного университета, среди которых были 51 девушка и 11 юношей. Средний возраст девушек составил 19.6±1.6 лет, а юношей – 19.7±1.2 лет.

Для выявления индивидуального сочетания асимметрий использовали методику Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной в виде оценки 4 параметров (ведущая рука, ведущая нога, ведущее ухо, ведущий глаз). Опросник состоял из ряда вопросов и функциональных проб для определения коэффициента функциональной асимметрии рук, ног, слуха и зрения. Для того чтобы выявить ведущую руку использовали: а) опросник М. Аннет; б) функциональные пробы на переплетение пальцев рук, скрещивание рук на груди, аплодирование и одновременные действия обеих рук. Для определения доминирующей ноги применяли ряд функциональных проб: пинание ногой мяча, лежащего прямо от обследуемого; раздавливание ногой предмета, расположенного под ногами респондента; подпрыгивание на одной ноге; перепрыгивание через небольшое препятствие; закидывание ноги на ногу; измерение длины шага. Ведущее ухо выявляли с использованием теста на дихотическое прослушивание. При анализе зрительной асимметрии использовали методику определения прицельной способности глаз.

По результатам ответов на вопросы и выполнений функциональных проб коэффициент моторной и сенсорной асимметрии рассчитывали по формуле, приводимой Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной [2]:

КА = (ЕП – ЕЛ) / (ЕП + ЕЛ + ЕА) ∙ 100%,

где КА – коэффициент асимметрии; ЕП – количество тестов, в которых ведущей оказалась правая сторона; ЕЛ – количество тестов, в которых доминирующей является левая сторона; ЕА – количество тестов, в которых ведущая сторона не была выявлена.

Как признак ведущей правой стороны расценивали значение КА больше +15%, как доминирующей левой стороны – меньше 15%. Значение от –15% до +15% оценивали как симметрию сторон.

Полученные результаты и их обсуждение. В ходе проведения анализа результатов тестирования студентов Воронежского государственного университета, согласно сочетаниям моторных асимметрий рук и ног и сенсорных асимметрий слуха и зрения, были выявлены 16 типов индивидуального ПЛО (табл.).

Таблица.

Соотношение 4 видов асимметрий и распределение типов ПЛО в обследованной группе студентов ВГУ

ПЛО

Кол-во человек

% выборки

АЛПЛ

Амбидекстры

1

1.6

АПЛП

1

1.6

ЛЛЛЛ

«Чистые» левши

5

8.1

ЛАЛЛ

Леворукие

1

1.6

ЛАЛП

1

1.6

ЛЛЛП

1

1.6

ЛППЛ

2

3.2

ПАЛП

Праворукие

4

6.5

ПАПП

3

4.8

ПЛЛП

1

1.6

ППАП

1

1.6

ППЛЛ

5

8.1

ППЛП

 

6

9.7

ПППА

8

12.9

ПППЛ

4

6.5

ПППП

«Чистые» правши

18

29.0

 

Таким образом, в обследованной выборке студентов «чистые» правши составили 29.0% (16 девушек и 2 юношей) от общего числа обследованных студентов, праворукие – 51.7% (23 девушки и 9 юношей), амбидекстры – 3.2% (2 девушки), леворукие – 8.0% (5 девушек), «чистые» левши – 8.1% (5 девушек) (рис. 1).

 

Рисунок 1. Распределение типов ПЛО в обследованной группе студентов ВГУ

 

Нами было также проанализировано распределение признаков асимметрии в моторной (ножной) и сенсорной (слухоречевой и зрительной) системах у студентов, которые различаются доминированием руки. В обследованной группе были выявлены 80.7% респондентов с ведущей правой рукой, доминирующая левая рука наблюдалась у 16.1% обследованных, у 3.2% студентов ведущая рука не была выявлена, т. е. они являлись амбидекстрами.

Среди студентов с ведущей правой рукой доминирование правой ноги встречалось у 84% респондентов, доминирование левой ноги – у 2%, симметрия – у 14%. В группе леворуких студентов ведущая правая нога отмечалась у 20% обследованных, ведущая левая нога – у 60%, симметрия – у 20%.

Среди студентов-амбидекстров доминирующей являлась правая нога у 50% респондентов, левая нога – у 50% (рис. 2).

 

Рисунок 2. Распределение признаков асимметрии в ножной системе у обследованных студентов

 

Мануальная и сенсорные асимметрии сочетались между собой следующим образом. В группе праворуких студентов доминирование правого уха отмечалось у 66% обследованных, доминирование левого уха – у 32%, симметрия – у 2%. Среди студентов с ведущей левой рукой доминирование правого уха встречалось у 20% респондентов, доминирование левого уха – у 80%.

В группе студентов-амбидекстров ведущим являлось правое ухо у 50% обследованных, левое ухо – у 50% (рис. 3).

 

Рисунок 3. Распределение признаков асимметрии в слухоречевой системе у обследованных студентов

 

Среди студентов с ведущей правой рукой доминирующим являлся правый глаз у 66% респондентов, левый глаз – у 18%, симметрия – у 16%. В леворуких студентов ведущий правый глаз отмечался у 10 % обследованных, ведущий левый глаз – у 90%. Среди студентов-амбидекстров доминирующим являлся правый глаз у 50% респондентов, левый глаз – у 50% (рис. 4).

 

Рисунок 4. Распределение признаков асимметрии в зрительной системе у обследованных студентов

 

Заключение. Данные, полученные в ходе проведения нашего исследования, свидетельствуют о том, что большинство обследованных студентов Воронежского государственного университета являются праворукими с различными сочетаниями вариантов доминирования ноги, уха и глаза. Установлено, что у респондентов, имеющих в качестве ведущей правую руку, преобладали правосторонние признаки асимметрии ног, слуха и зрения. Противоположное распределение признаков наблюдалось у леворуких студентов – выявили преобладание левосторонних признаков в моторной и сенсорной системах.

У обследованных амбидекстров в равной степени отмечались как правосторонние, так и левосторонние признаки асимметрии.

Полученные результаты могут представлять определенный интерес в изучении ФМА, т. к. определение индивидуального сочетания асимметрий может выступать в качестве теоретической основы для исследования особенностей организации и функционирования головного мозга правшей, левшей и амбидекстров, которое может осуществляться с помощью электроэнцефалографии.

 

Список литературы:
1. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга : Учебное пособие для студентов / С.Г. Александров. – Иркутск : ИГМУ, 2014. – 62 с.
2. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М. : Медицина, 1988. – 240 с.
3. Ефимова И.В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий / И.В. Ефимова. – СПб. : КАРО, 2007. – 160 с.
4. Жаворонкова Л.А. Нейрофизиология: межполушарная асимметрия мозга человека (правши-левши) / Л.А. Жаворонкова. – М. : Юрайт, 2019. – 217 с.
5. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. – СПб. : Речь, 2005. – 368 с.
6. Тибекина Л.М. Асимметричный мозг (психические, психофизиологические и клинические аспекты) : Учебное пособие / Л.М. Тибекина, М.А. Алимова, Т.А. Шумакова. – СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2018. – 128 с.
7. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб. : Питер, 2005. – 496 с.