Статья:

Экологическое воспитание обучающихся медицинского колледжа в процессе реализации городского социального экологического проекта

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Экология

Выходные данные
Мартыненко А.Г. Экологическое воспитание обучающихся медицинского колледжа в процессе реализации городского социального экологического проекта // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экологическое воспитание обучающихся медицинского колледжа в процессе реализации городского социального экологического проекта

Мартыненко Алевтина Георгиевна
канд. пед. наук, ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» Новоуральский филиал, РФ, г. Новоуральск

 

Ecological education trained medical college in the course of realisation of the social ecological project

 

Alevtina Martynenko

candidate of Science, «Sverdlovsk regional medical college» Novouralsk branch, Russia, Novouralsk

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность развития экологической воспитанности как результата экологического воспитания обучающихся посредством их активного участия в городском социальном проекте экологической направленности. Проект является одним из вариантов целенаправленно организованной внеучебной деятельности в экологизированной образовательно-воспитательной среде. Эта деятельность включает интересные для обучающихся средства, формы и методы организации воспитательного процесса, поэтому осуществляется достаточно эффективно.

Abstract. The article discusses the possibility of developing environmental education as a result of environmental education of students through their active participation in a local environmental-oriented social project. The project is one of the options for purposefully organized extra-curricular activities in a green educational and educational environment. This activity includes interesting means for students, forms and methods of organizing the educational process, and therefore is carried out quite effectively.

 

Ключевые слова: экологическое воспитание; социальный экологический проект; обучающиеся медицинского колледжа.

Keywords: ecological education; the social ecological project; students of medical college.

 

Сегодня актуальность экологического воспитания подрастающего поколения подчеркивают многие исследователи. Об экологическом воспитании как необходимом условии перехода общества к устойчивому развитию, которое интегрирует экологические, экономические, социальные сферы жизнедеятельности и связано с ценностно-мировоззренческими установками общества говорят Л.В. Моисеева и Ю. Г. Никитина [1, с. 204]. О роли экологического воспитания личности в формировании ее экологического мировоззрения и обеспечения долгосрочных интересов человечества в биосфере пишут В.В. Лисниченко и Н.Б. Лисниченко [2, с. 35].

Под термином «экологическое воспитание обучающихся медицинского колледжа» мы будем понимать целенаправленный процесс развития личности, осуществляемый в специально созданных условиях, в результате которого неотъемлемой характеристикой обучающегося становится экологическая воспитанность. «Экологическую воспитанность обучающихся медицинского колледжа» следует трактовать как интегративную личностную характеристику, отражающая психологическую, теоретическую и практическую готовность личности к взаимодействию с окружающей социоприродной средой на основе «зеленых аксиом» [3, с. 12-13].

Необходимо отметить, что потенциал экологического воспитания, в развитии личности обучающегося, заключается в способности детерминировать становление его экологической воспитанности при создании определенных условий: комплекса возможностей экологизированной образовательно-воспитательной среды, средств, методов и форм организации процесса экологического воспитания [4, с. 308]. Так, в результате целенаправленно организованной внеучебной деятельности, обучающиеся медицинского колледжа не только обогащаются экологическими знаниями, необходимыми им в ежедневной жизнедеятельности, но и концентрируют свое внимание на бережном отношении к природным ресурсам, затраченным на производство предметов потребления [5, с. 28].

Для развития экологической воспитанности обучающимся медицинского колледжа было предложено участие в процессе реализации городского экологического проекта.

Проект «Живи экологично!» реализуется в течение учебного года как ежемесячные тематические мероприятия и направлен на привлечение внимание жителей г. Новоуральска к экологической теме. Проект предусматривает проведение тематических лекционно-практических встреч и предлагает доступные каждому жителю способы экологизации своей жизни, в том числе, возможность сдачи вторичного сырья для переработки, проведение мастер-классов с использованием бросовых материалов, проведение интерактивных площадок, передачу каких-либо предметов (одежды, материалов для развития мелкой моторики и пр.) тем, кто в них нуждается.

Деятельность обучающихся медицинского колледжа в реализации проекта может успешно реализоваться следующим образом:

• организация пространства для мероприятия (поставить столы, стулья, определить зоны для лектория, мастер-класса и активных игр);

• консультирование по видам принимаемого для переработки вторсырья;

• взвешивание макулатуры;

• загрузка вторсырья в машину компании-сортировщика;

• запись количественных данных по принятому вторсырью;

• проведение мастер-классов («Экоупаковка») или помощь детям - участникам мастер-классов;

• проведение ярмарки-обмена («Все для животных», «Новогодняя»);

• подготовка и проведение интерактивных площадок («Пушистые друзья», «Лента времени» и пр.);

• сортировка и подсчет различных предметов (фантиков, контейнеров от бахил, трубочек от коктейля и пр.);

• проведение активных игр и конкурсов с детьми;

• приведение пространства в первоначальное состояние (убрать столы, стулья, собрать реквизит для игр и пр.).

Другими словами, обучающиеся медицинского колледжа становятся непосредственными соорганизаторами различной экологизированной деятельности по проекту. В процессе его реализации они приходят к выводу о необходимости бережного отношения к природным ресурсам, важности их сбора для вторичной переработки или «продления их жизни» в виде новых нужных предметов, а также актуальности привлечения внимания горожан к экологичному образу жизни. Обучающиеся медицинского колледжа узнают разнообразную экологическую информацию, необходимую им для выполнения своей задачи на проекте, сами готовят необходимый реквизит и «рабочее место».

Таким образом, экологическому воспитанию обучающихся медицинского колледжа способствует целенаправленно организованная внеучебная деятельность, осуществляемая в экологизированной образовательно-воспитательной среде. Эта деятельность включает интересные для обучающихся средства, формы и методы организации воспитательного процесса и может осуществляться достаточно эффективно при реализации городского социального проекта экологической направленности.

 

Список литературы:
1. Моисеева, Л. В. Формирование экологической компетентности младших школьников [Текст] / Л. В. Моисеева, Ю. Г. Никитина // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 203-210.
2. Лисниченко, В. В., Лисниченко Н. Б. Основы педагогической экологии / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко. – Северодвинск : ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – 95 с.
3. Моисеева, Л. В. Экологическое воспитание подростков в культурно-информационном пространстве библиотеки: монография / Л. В. Моисеева, А. Г. Мартыненко. – М. : ТЦ СФЕРА, 2014. – 286 с.
4. Мартыненко А. Г. Актуализация воспитательного потенциала экологического образования подростков в России / А. Г. Мартыненко // Образование: традиции и инновации: Материалы V международной научно-практической конференции (22 апреля 2014 года). – Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага, Чешская Республика : Изд-во WORLD PRESS s. r.o., 2014. – С.308-310.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 1995. – 593 с.