РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Ботаника
LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на примере школьного курса биологии. Приводится теоретическое обоснование данного подхода, его принципы и значение для развития учащихся. Подробно анализируются различные методы и приемы, позволяющие реализовать личностно-ориентированный подход в процессе преподавания биологии, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы, метод проектов, исследовательская деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий. Приводятся конкретные примеры из опыта казахстанских учителей по внедрению элементов личностно-ориентированного обучения, а также результаты исследований его эффективности. Формулируются методические рекомендации для учителей биологии по планированию уроков и преодолению возможных трудностей с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, дифференциация, метод проектов, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, урок биологии.
В настоящее время в педагогической теории и практике все большее внимание уделяется реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, который рассматривает личность ребенка как цель, объект и результат педагогического процесса. Основная идея данного подхода заключается в том, что в центре обучения находится сам ученик как уникальная, самобытная личность со своими интересами, потребностями и возможностями. Задача учителя при этом - создать необходимые условия для выявления и развития личностного потенциала каждого ребенка, его самореализации в процессе обучения.
Особую значимость личностно-ориентированный подход приобретает в обучении биологии, поскольку данный предмет обладает большими возможностями для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников за счет значительного объема интереснейших фактических знаний, практической направленности содержания. Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках биологии позволяет не только повысить качество усвоения знаний учащимися, но и обеспечить высокий уровень развития познавательной активности, самостоятельности и других важных качеств личности.
Однако в педагогической литературе недостаточно полно представлены конкретные пути и средства внедрения технологии личностно-ориентированного обучения в практику преподавания биологии. У учителей возникает много вопросов о том, как именно можно реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся, какие методические приемы использовать на разных этапах урока, как преодолеть возможные трудности. Решению этих вопросов будет посвящена данная статья.
Личностно-ориентированное обучение – это такой подход к построению образовательного процесса, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого отдельного ученика. Цель такого обучения состоит не только в передаче знаний и формировании навыков, но и в развитии личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей.
Суть личностно-ориентированного подхода заключается в следующих основных моментах:
1. Признание уникальности и самоценности личности каждого ребенка. Каждый ребенок неповторим и должен рассматриваться учителем как самостоятельная ценность.
2. Выявление индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося в процессе обучения. Необходим учет уровня подготовки, познавательных потребностей, интересов, склонностей детей.
3. Создание педагогических условий для реализации потенциала каждого ученика в процессе обучения. Учитель выполняет роль не столько транслятора знаний, сколько помощника в развитии личностных качеств учащегося.
4. Ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка. Содержание и методы обучения должны быть направлены не столько на актуальный уровень развития ученика, сколько на раскрытие его потенциальных способностей и возможностей самосовершенствования [1].
Таким образом, в центре обучения находится личность ребенка, а роль учителя – это роль помощника в развитии его индивидуальных качеств и достижении новых образовательных результатов.
Среди основных принципов личностно-ориентированного обучения можно выделить следующие:
1. Принцип адаптивности. Предполагает создание гибкой системы обучения, способной приспосабливаться к индивидуальным особенностям каждого ребенка, уровню его базовой подготовки.
2. Принцип развивающего обучения. Цель обучения – не только освоение знаний, но и развитие способностей, познавательного интереса, творчества, умения учиться. Весь процесс направлен на раскрытие возможностей и способностей учащегося.
3. Принцип психологической комфортности. Предполагает создание доброжелательной атмосферы, в которой ребенок чувствует себя безопасно, имеет право на ошибку и может проявить себя как личность.
4. Принцип вариативности. Предоставление каждому ученику свободы выбора собственной образовательной траектории. Возможность учиться на разных уровнях в зависимости от способностей и потребностей.
5. Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобщение к созидательной деятельности, стимулирование воображения и мышления учащихся.
Таким образом формируется образовательная среда, максимально отвечающая потребностям личностного развития каждого конкретного ребенка.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении является чрезвычайно значимой для развития личностных качеств учащихся. Этот подход позволяет обеспечить:
1. Повышение мотивации и интереса к учению. Ребенок чувствует сопричастность к процессу обучения, его интересы и предпочтения учитываются, поэтому желание учиться возрастает.
2. Рост самостоятельности и ответственности. Ученик получает право выбора собственной образовательной траектории, учится ставить цели и планировать деятельность по их достижению. Это воспитывает ответственное отношение к учению.
3. Реализация индивидуальных способностей. Каждый ученик развивает наиболее сильные стороны своей личности, что дает ему возможность максимально реализоваться.
4. Приобретение навыка рефлексии и самооценки. В процессе личностно-ориентированного обучения ребенок учится анализировать свою деятельность, оценивать свои достижения и недоработки, ставить новые цели. Это совершенствует навыки самоконтроля и саморазвития личности.
5. Навыки социального взаимодействия. Моделируются жизненные ситуации, требующие умения слушать других, выстраивать продуктивный диалог, находить компромиссы – все то, что необходимо для успешной коммуникации в обществе [2].
Таким образом, применение личностно-ориентированных технологий в учебной деятельности существенным образом сказывается на качестве образования, обеспечивая не только освоение знаний, но и воспитание разносторонне развитой, творческой и социально активной личности.
Одним из ключевых методов реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии является индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Индивидуальный подход предполагает учет личностных, интеллектуальных особенностей, познавательных возможностей и интересов каждого конкретного ученика. Например, если у ребенка преобладают наглядно-образное или кинестетическое восприятие, подача материала строится с акцентом на соответствующие методы. Если есть ярко выраженный интерес к какому-то направлению биологии, подбираются дополнительные задания по этой тематике. Такой подход позволяет заинтересовать ученика, вовлечь в активную работу, добиться хорошего усвоения знаний.
Прием дифференцированного обучения основан на делении учеников на группы в зависимости от их уровня подготовки, способностей, навыков. В рамках одного урока биологии можно предложить задания разной степени сложности; организовать работу в малых группах, объединяя слабых учеников со средними или сильными; использовать раздаточный материал, содержащий разные по объему и глубине теоретические сведения и практические упражнения. Это позволяет учесть возможности каждого и создать ситуацию успеха для всех категорий детей.
Еще одним результативным приемом личностно-ориентированого обучения биологии является метод проектов – самостоятельная творческая работа учащихся по решению практически значимой проблемы с обязательной презентацией результатов. Проектная деятельность открывает широкие возможности для развития индивидуальных способностей ребят.
Кто-то может сделать акцент на исследовательской части (изучение влияния шума на рост растений), кто-то проявит творческие способности в оформлении и презентации результатов. Командные проекты учат взаимодействию в группе. Тематика подбирается с учетом интересов учеников. Метод проектов на уроках биологии - отличный способ реализации личностно-ориентированного подхода.
Близким к методу проектов является вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Это может быть как индивидуальная учебно-исследовательская работа по выбранной теме, так и коллективное исследование под руководством учителя. Планирование основных этапов, определение задач, выбор методов, фиксирование результатов – все это не только приобщает ребят к научной деятельности, но и развивает множество личностных качеств [3].
На современном уроке в условиях информатизации образования все большее применение в контексте личностно-ориентированного обучения находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). К ним относят: обучающие компьютерные программы, электронные энциклопедии и пособия, образовательные сайты, мультимедийные презентации, онлайн-тестирование и другие.
ИКТ дают возможность каждому ученику выбрать для себя наиболее удобный темп и способ получения информации, проверить свои знания, смоделировать различные биологические процессы и явления. На уроках организуется работа с различными электронными ресурсами в соответствии со склонностями детей – кто-то лучше усваивает из видеофильмов, другим нравится изучать интерактивные схемы и анимации.
Таким образом, арсенал средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии достаточно широк. Главное, чтобы учитель умел творчески использовать эти методы, комбинировать их в зависимости от потребностей и способностей конкретных учеников. Это является залогом высокой результативности учебного процесса.
Для успешной реализации технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании биологии учителю необходимо тщательно продумывать структуру и содержание каждого урока. Рассмотрим основные рекомендации.
На этапе планирования важно проанализировать состав класса - сколько учеников со слабой, средней и высокой успеваемостью; какие есть особенности восприятия, памяти, мышления. Это позволит подобрать задания с учетом индивидуальных возможностей детей.
Полезно составить так называемую карту интересов учащихся, чтобы увязать изучаемые темы с тем, что больше всего привлекает конкретного ребенка. Например, интерес к животным, к исследовательской деятельности, к практическому применению знаний. Работая в зоне интереса, дети проявляют большую вовлеченность.
Структурирование материала на уроке тоже должно включать элементы дифференциации. Можно подготовить теоретический блок в двух вариантах - расширенном для сильных и облегченном для слабых учеников. Практические задания даются разного уровня сложности. Используются карточки или рабочие тетради с дифференцированным содержанием.
Очень важно на каждом этапе урока предоставлять возможность выбора для учащегося в соответствии с его интересами и предпочтениями. Например, при закреплении материала можно предложить сделать схему или графический конспект, устный или письменный ответ на вопрос, выполнить тестирование на компьютере или в тетради. Так появляется вариативност [4].
При изложении нового материала обязательно включать задания, активизирующие познавательную самостоятельность. Это может быть самостоятельное мини-исследование с использованием раздаточного материала, поиск информации в дополнительных источниках, составление интеллект-карт по изучаемой теме.
Оценивание результатов тоже должно основываться на принципах личностно-ориентированного подхода. Критерии оценки могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Важно отмечать не только правильность выполнения заданий, но и творческий подход, оригинальность, активность.
При всей эффективности, внедрение личностно-ориентированного обучения на уроках биологии может столкнуться с определенными трудностями. Рассмотрим основные из них и пути преодоления.
Во-первых, это повышенная трудозатратность для учителя, так как требуется индивидуальный подход к каждому ученику при подготовке и на всех этапах урока. Выход – постепенное внедрение, с малого. Начинать с дифференциации по одному какому-то аспекту, например, домашних заданий.
Вторая сложность - неготовность самих учащихся брать на себя ответственность, самостоятельно ставить цели, выбирать вид и форму работы. Здесь потребуется формирование таких навыков постепенно, с нарастающей степенью свободы по мере готовности. Очень важна роль учителя как наставника [5].
И третий момент – возможное снижение объема изучаемого материала, потеря темпа, нехватка времени на реализацию практических и творческих работ. Выход – четкое структурирование уроков, использование групповых форм работы, когда часть заданий выполняется вне класса. Гибкость и методическое мастерство педагога - залог преодоления подобных проблем.
Проведенный в статье анализ показывает, что методика личностно-ориентированного обучения открывает большие возможности для повышения качества и результативности образовательного процесса на уроках биологии. Главная цель ее применения - создание оптимальных условий для выявления и развития задатков каждого ребенка, его самореализации в познавательной деятельности.
Основываясь на выявленных индивидуальных особенностях учащихся (уровне базовой подготовки, когнитивных способностях, интересах и склонностях), учитель разрабатывает личностно-ориентированную модель обучения. Она включает использование разноуровневых заданий, организацию проектно-исследовательской деятельности, применение групповых и коллективных форм работы с учетом возможностей каждого.
Результаты опыта казахстанских педагогов свидетельствуют, что такая технология позволяет существенно повысить не только качество знаний по биологии, но и уровень развития творческого потенциала личности, ее когнитивных, коммуникативных способностей. У детей возрастает интерес к познанию, формируется ответственность и умение учиться.
Таким образом, личностно-ориентированный подход является важным направлением совершенствования современного школьного биологического образования, позволяющим в полной мере реализовать развивающую функцию обучения. Внедрение данной образовательной технологии требует постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя, развития его методической компетентности. Однако получаемые результаты делают эти усилия вполне оправданными.