Статья:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Ботаника

Выходные данные
Шымберген М.К. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(67). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Шымберген Мереке Корганбеккызы
магистрант биолого-географического факультета, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Кали Алмагул
научный руководитель, ассоциированный проф. кафедра ботаники, канд. биол. наук, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении на примере школьного курса биологии. Приводится теоретическое обоснование данного подхода, его принципы и значение для развития учащихся. Подробно анализируются различные методы и приемы, позволяющие реализовать личностно-ориентированный подход в процессе преподавания биологии, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы, метод проектов, исследовательская деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий. Приводятся конкретные примеры из опыта казахстанских учителей по внедрению элементов личностно-ориентированного обучения, а также результаты исследований его эффективности. Формулируются методические рекомендации для учителей биологии по планированию уроков и преодолению возможных трудностей с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

 

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, дифференциация, метод проектов, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, урок биологии.

 

В настоящее время в педагогической теории и практике все большее внимание уделяется реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, который рассматривает личность ребенка как цель, объект и результат педагогического процесса. Основная идея данного подхода заключается в том, что в центре обучения находится сам ученик как уникальная, самобытная личность со своими интересами, потребностями и возможностями. Задача учителя при этом - создать необходимые условия для выявления и развития личностного потенциала каждого ребенка, его самореализации в процессе обучения.

Особую значимость личностно-ориентированный подход приобретает в обучении биологии, поскольку данный предмет обладает большими возможностями для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников за счет значительного объема интереснейших фактических знаний, практической направленности содержания. Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках биологии позволяет не только повысить качество усвоения знаний учащимися, но и обеспечить высокий уровень развития познавательной активности, самостоятельности и других важных качеств личности.

Однако в педагогической литературе недостаточно полно представлены конкретные пути и средства внедрения технологии личностно-ориентированного обучения в практику преподавания биологии. У учителей возникает много вопросов о том, как именно можно реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся, какие методические приемы использовать на разных этапах урока, как преодолеть возможные трудности. Решению этих вопросов будет посвящена данная статья.

Личностно-ориентированное обучение – это такой подход к построению образовательного процесса, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого отдельного ученика. Цель такого обучения состоит не только в передаче знаний и формировании навыков, но и в развитии личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей.

Суть личностно-ориентированного подхода заключается в следующих основных моментах:

1. Признание уникальности и самоценности личности каждого ребенка. Каждый ребенок неповторим и должен рассматриваться учителем как самостоятельная ценность.

2. Выявление индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося в процессе обучения. Необходим учет уровня подготовки, познавательных потребностей, интересов, склонностей детей.

3. Создание педагогических условий для реализации потенциала каждого ученика в процессе обучения. Учитель выполняет роль не столько транслятора знаний, сколько помощника в развитии личностных качеств учащегося.

4. Ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка. Содержание и методы обучения должны быть направлены не столько на актуальный уровень развития ученика, сколько на раскрытие его потенциальных способностей и возможностей самосовершенствования [1].

Таким образом, в центре обучения находится личность ребенка, а роль учителя – это роль помощника в развитии его индивидуальных качеств и достижении новых образовательных результатов.

Среди основных принципов личностно-ориентированного обучения можно выделить следующие:

1. Принцип адаптивности. Предполагает создание гибкой системы обучения, способной приспосабливаться к индивидуальным особенностям каждого ребенка, уровню его базовой подготовки.

2. Принцип развивающего обучения. Цель обучения – не только освоение знаний, но и развитие способностей, познавательного интереса, творчества, умения учиться. Весь процесс направлен на раскрытие возможностей и способностей учащегося.

3. Принцип психологической комфортности. Предполагает создание доброжелательной атмосферы, в которой ребенок чувствует себя безопасно, имеет право на ошибку и может проявить себя как личность.

4. Принцип вариативности. Предоставление каждому ученику свободы выбора собственной образовательной траектории. Возможность учиться на разных уровнях в зависимости от способностей и потребностей.

5. Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобщение к созидательной деятельности, стимулирование воображения и мышления учащихся.

Таким образом формируется образовательная среда, максимально отвечающая потребностям личностного развития каждого конкретного ребенка.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении является чрезвычайно значимой для развития личностных качеств учащихся. Этот подход позволяет обеспечить:

1. Повышение мотивации и интереса к учению. Ребенок чувствует сопричастность к процессу обучения, его интересы и предпочтения учитываются, поэтому желание учиться возрастает.

2. Рост самостоятельности и ответственности. Ученик получает право выбора собственной образовательной траектории, учится ставить цели и планировать деятельность по их достижению. Это воспитывает ответственное отношение к учению. 

3. Реализация индивидуальных способностей. Каждый ученик развивает наиболее сильные стороны своей личности, что дает ему возможность максимально реализоваться.

4. Приобретение навыка рефлексии и самооценки. В процессе личностно-ориентированного обучения ребенок учится анализировать свою деятельность, оценивать свои достижения и недоработки, ставить новые цели. Это совершенствует навыки самоконтроля и саморазвития личности.

5. Навыки социального взаимодействия. Моделируются жизненные ситуации, требующие умения слушать других, выстраивать продуктивный диалог, находить компромиссы – все то, что необходимо для успешной коммуникации в обществе [2].

Таким образом, применение личностно-ориентированных технологий в учебной деятельности существенным образом сказывается на качестве образования, обеспечивая не только освоение знаний, но и воспитание разносторонне развитой, творческой и социально активной личности.

Одним из ключевых методов реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии является индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

Индивидуальный подход предполагает учет личностных, интеллектуальных особенностей, познавательных возможностей и интересов каждого конкретного ученика. Например, если у ребенка преобладают наглядно-образное или кинестетическое восприятие, подача материала строится с акцентом на соответствующие методы. Если есть ярко выраженный интерес к какому-то направлению биологии, подбираются дополнительные задания по этой тематике. Такой подход позволяет заинтересовать ученика, вовлечь в активную работу, добиться хорошего усвоения знаний.

Прием дифференцированного обучения основан на делении учеников на группы в зависимости от их уровня подготовки, способностей, навыков. В рамках одного урока биологии можно предложить задания разной степени сложности; организовать работу в малых группах, объединяя слабых учеников со средними или сильными; использовать раздаточный материал, содержащий разные по объему и глубине теоретические сведения и практические упражнения. Это позволяет учесть возможности каждого и создать ситуацию успеха для всех категорий детей. 

Еще одним результативным приемом личностно-ориентированого обучения биологии является метод проектов – самостоятельная творческая работа учащихся по решению практически значимой проблемы с обязательной презентацией результатов. Проектная деятельность открывает широкие возможности для развития индивидуальных способностей ребят.

Кто-то может сделать акцент на исследовательской части (изучение влияния шума на рост растений), кто-то проявит творческие способности в оформлении и презентации результатов. Командные проекты учат взаимодействию в группе. Тематика подбирается с учетом интересов учеников. Метод проектов на уроках биологии - отличный способ реализации личностно-ориентированного подхода.

Близким к методу проектов является вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Это может быть как индивидуальная учебно-исследовательская работа по выбранной теме, так и коллективное исследование под руководством учителя. Планирование основных этапов, определение задач, выбор методов, фиксирование результатов – все это не только приобщает ребят к научной деятельности, но и развивает множество личностных качеств [3].

На современном уроке в условиях информатизации образования все большее применение в контексте личностно-ориентированного обучения находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). К ним относят: обучающие компьютерные программы, электронные энциклопедии и пособия, образовательные сайты, мультимедийные презентации, онлайн-тестирование и другие.

ИКТ дают возможность каждому ученику выбрать для себя наиболее удобный темп и способ получения информации, проверить свои знания, смоделировать различные биологические процессы и явления. На уроках организуется работа с различными электронными ресурсами в соответствии со склонностями детей – кто-то лучше усваивает из видеофильмов, другим нравится изучать интерактивные схемы и анимации.

Таким образом, арсенал средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии достаточно широк. Главное, чтобы учитель умел творчески использовать эти методы, комбинировать их в зависимости от потребностей и способностей конкретных учеников. Это является залогом высокой результативности учебного процесса.

Для успешной реализации технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании биологии учителю необходимо тщательно продумывать структуру и содержание каждого урока. Рассмотрим основные рекомендации.

На этапе планирования важно проанализировать состав класса - сколько учеников со слабой, средней и высокой успеваемостью; какие есть особенности восприятия, памяти, мышления. Это позволит подобрать задания с учетом индивидуальных возможностей детей. 

Полезно составить так называемую карту интересов учащихся, чтобы увязать изучаемые темы с тем, что больше всего привлекает конкретного ребенка. Например, интерес к животным, к исследовательской деятельности, к практическому применению знаний. Работая в зоне интереса, дети проявляют большую вовлеченность.

Структурирование материала на уроке тоже должно включать элементы дифференциации. Можно подготовить теоретический блок в двух вариантах - расширенном для сильных и облегченном для слабых учеников. Практические задания даются разного уровня сложности. Используются карточки или рабочие тетради с дифференцированным содержанием.

Очень важно на каждом этапе урока предоставлять возможность выбора для учащегося в соответствии с его интересами и предпочтениями. Например, при закреплении материала можно предложить сделать схему или графический конспект, устный или письменный ответ на вопрос, выполнить тестирование на компьютере или в тетради. Так появляется вариативност [4].

При изложении нового материала обязательно включать задания, активизирующие познавательную самостоятельность. Это может быть самостоятельное мини-исследование с использованием раздаточного материала, поиск информации в дополнительных источниках, составление интеллект-карт по изучаемой теме. 

Оценивание результатов тоже должно основываться на принципах личностно-ориентированного подхода. Критерии оценки могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Важно отмечать не только правильность выполнения заданий, но и творческий подход, оригинальность, активность.

При всей эффективности, внедрение личностно-ориентированного обучения на уроках биологии может столкнуться с определенными трудностями. Рассмотрим основные из них и пути преодоления. 

Во-первых, это повышенная трудозатратность для учителя, так как требуется индивидуальный подход к каждому ученику при подготовке и на всех этапах урока. Выход – постепенное внедрение, с малого. Начинать с дифференциации по одному какому-то аспекту, например, домашних заданий.

Вторая сложность - неготовность самих учащихся брать на себя ответственность, самостоятельно ставить цели, выбирать вид и форму работы. Здесь потребуется формирование таких навыков постепенно, с нарастающей степенью свободы по мере готовности. Очень важна роль учителя как наставника [5].

И третий момент – возможное снижение объема изучаемого материала, потеря темпа, нехватка времени на реализацию практических и творческих работ. Выход – четкое структурирование уроков, использование групповых форм работы, когда часть заданий выполняется вне класса. Гибкость и методическое мастерство педагога - залог преодоления подобных проблем.

Проведенный в статье анализ показывает, что методика личностно-ориентированного обучения открывает большие возможности для повышения качества и результативности образовательного процесса на уроках биологии. Главная цель ее применения - создание оптимальных условий для выявления и развития задатков каждого ребенка, его самореализации в познавательной деятельности.

Основываясь на выявленных индивидуальных особенностях учащихся (уровне базовой подготовки, когнитивных способностях, интересах и склонностях), учитель разрабатывает личностно-ориентированную модель обучения. Она включает использование разноуровневых заданий, организацию проектно-исследовательской деятельности, применение групповых и коллективных форм работы с учетом возможностей каждого.

Результаты опыта казахстанских педагогов свидетельствуют, что такая технология позволяет существенно повысить не только качество знаний по биологии, но и уровень развития творческого потенциала личности, ее когнитивных, коммуникативных способностей. У детей возрастает интерес к познанию, формируется ответственность и умение учиться.

Таким образом, личностно-ориентированный подход является важным направлением совершенствования современного школьного биологического образования, позволяющим в полной мере реализовать развивающую функцию обучения. Внедрение данной образовательной технологии требует постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя, развития его методической компетентности. Однако получаемые результаты делают эти усилия вполне оправданными.

 

Список литературы:
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студ. пед. вузов. - М.: АРКТИ, 2013. - 112 с. 
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 272 с. 
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
4. Тажигулова А.Ж. Формирование личностных результатов обучения биологии на основе системно-деятельностного подхода. Алматы, 2015. 170 с. 
5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 2012. - 209 с.