Статья:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Неорганическая химия

Выходные данные
Боранова Т.Т., Конакбаева Ж.Б. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(71). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В КОЛЛЕДЖЕ

Боранова Талшын Табылдыкызы
магистр технических наук, преподаватель химии Западно-Казахстанского Высшего медицинского колледжа, Казахстан, г. Уральск
Конакбаева Жанар Булатовна
магистр технических наук, преподаватель химии Западно-Казахстанского Высшего медицинского колледжа, Казахстан, г. Уральск

 

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN COLLEGE CHEMISTRY EDUCATION

 

Talshyn Boranova

Masters of Technical Sciences, Chemistry teacher, West Kazakhstan Higher Medical College, Kazakhstan, Uralsk

Zhanar Konakbayeva

Masters of Technical Sciences, Chemistry teacher, West Kazakhstan Higher Medical College, Kazakhstan, Uralsk

 

Аннотация. Интеграция естественных предметов играет значительную роль в развитии интеллекта, творческих способностей и ключевых компетенций студентов. Основной особенностью преподавания химии в колледже является обеспечение органической взаимосвязи ее с предметами профессионально- технического цикла.

Abstract. Integration of natural subjects plays a significant role in the development of intelligence, creativity and key competencies of students. The main feature of teaching chemistry in college is to ensure its organic relationship with vocational subjects.

 

Ключевые слова: интеграция, интегративно – дифференцированный подход, компетентностный подход, деятельностный подход.

Keywords: integration, integrative-differentiated approach, competency-based approach, activity approach.

 

Химия – одна из областей естествознания. Она изучает состав, строение, свойства веществ и их взаимные превращения, а также практическое использование человеком. Химия не только знакомит студентов с миром веществ, но и обучает студентов практической деятельности, вооружает их при этом необходимыми знаниями и знакомит с научными основами развития производства.

Без химических знаний невозможно представить научную картину мира. Весомая роль химии в образовании обусловлена важным значением данной науки в познании природы и развитии производительных сил общества. Именно химия является основой для понимания студентами таких мировоззренческих идей: как материальное единство мира, зависимость свойств веществ от их строения, познаваемость мира.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Обучение, ориентированное на получение полноценно современных знаний и интеллектуальное развитие выпускника колледжа, обеспечивают такие современные подходы к отбору содержания и организации образовательного процесса, как интегративно – дифференцированный, компетентностный, деятельностный.

Интегративно – дифференцированный подход реализуется на основе интеграции и дифференциации. В обучении химии усилилась междисциплинарная интеграция. Интеграция естественных предметов играет значительную роль в развитии интеллекта, творческих способностей и ключевых компетенций студентов. Это происходит в процессе решения комплексных проблем, выполнении предметных проектов и исследовании, использования универсальных методов науки.

Интеграция в химическом образовании на внутри предметном уровне осуществляется путем установления причинно-следственных связей в системе «всеобщее – особенное - индивидуальное», когда рассматривают химические закономерности и круговороты веществ в природе, происходят обобщение и систематизация изученной информации.

Процесс интеграции сопровождается дифференциацией содержания. Личностно ориентированная дифференциация основана на разноуровневом подходе. Это достигается путем использования различных форм организации учебной и внеурочной деятельности.

Важное условие обновления химического образования – его ориентация на компетентностный подход. Как показали социологические опросы, хорошим сегодня считают образование, которое обеспечивает успех в будущем, в реальной жизни, а вовсе не набор сведений, необходимых для получения хороших оценок на ЕНТ или на других экзаменах. Очевидно, что для успешной профессиональной деятельности значимы и эффективны не только знания по различным предметам, но также и способности к общению и решению жизненных и профессиональных проблем, подготовка в области информационных технологии, так называемые ключевые компетенции. Именно естественные науки, и химия в том числе, имеют существенный образовательный потенциал для обучения студентов выявлению и решению проблем, повышения качества обучения до такого уровня, чтобы наши специалисты были востребованы и конкурентоспособны.

Основной особенностью преподавания химии в колледже является обеспечение органической взаимосвязи ее с предметами профессионально- технического цикла. Преподавателям химии необходимо использовать учебный материал предметов профессионального цикла для развития основных понятии и законов химии и предусмотреть взаимосвязь профессиональных знаний, умений и навыков с предметом химии. Это особенно важно в тех случаях, когда учебный материал по химии составляет основу для формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Взаимосвязь с предметами профессионального цикла может быть различной в зависимости от профессии. Поэтому, говоря об особенностях преподавания химии в колледжах, обусловленных спецификой взаимосвязи её с предметами профессионального цикла, необходимо прежде всего определить наиболее общие группы профессий и наиболее типичные межпредметные связи химии с общетехническими и специальными предметами. При отборе учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся задачи:

  • ознакомить студентов с основными достижениями химической промышленности и применением их на производстве;
  • активизировать познавательную деятельность студентов, убедить их в том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.

Связь химии со специальными дисциплинами и производственным обучением можно осуществлять различными методами и на различных этапах урока. Так, перед изучением нового материала студентам можно предложить повторить соответствующий раздел из курса материаловедения, агрономии или технологии. После этого рассказ преподавателя будет логически связан с фронтальной беседой со студентами и нести углубленный, осмысленный характер.

При опросе также следует использовать все приемы и методы, чтобы студент смог понять связь разбираемого вопроса со своей будущей специальностью.

Второй особенностью преподавания химии в колледже является использование методических приемов, обеспечивающих межпредметные связи.  Последние могут осуществляться путем:

  1. Конкретизации и развития важнейших идей и понятий курса химии за счет учебного материала предметов профессионально- технического характера.
  2. Использования единых методических приемов при изучении вопросов, рассматриваемых в химии и других предметах (одинаковые понятия, единицы измерения, решения задач).
  3. Повторения трудных для понимания учащихся вопросов химии в предметах профессионально – технического цикла.
  4. Проведение интегрированных уроков (химия и физика, химия и кулинария, химия и слесарное дело)
  5. Решения задач с профессиональным содержанием.
  6. Рассмотрения отдельных разделов химии совместно с разделами других предметов при выполнении студентами комплексных заданий, проведения экскурсий, вечеров, выставок и т.д.

Остановимся на некоторых перечисленных вопросах несколько подробнее. Одним из основных вопросов химии, как известно, является идея о зависимости свойств веществ от их внутреннего состава и строения. Этот раздел может быть значительно углублен и расширен за счет учебного материала профессионального характера. Так, студенты всех профессий изучают свойства различных материалов, запоминают их названия, марки, шрифты, узнают о правилах хранения, транспортировки, условиях переработки и использования. Все это и используется в преподавании химии при объяснении зависимости изменения свойств материалов от их состава и строения.  

При изучении темы «азот (N), фосфор (P), калий (K)» особое внимание обращаем на роль минеральных удобрений в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, знакомим с распознаванием удобрений, определением содержания в почве органической и минеральной частей. Изучение этих тем мы напрямую связываю с разделом «Питание растений» предмета «Основы агрономии». Приходя на урок по этому предмету, студенты уже имеют четкие представления об этих элементах, их роли в жизни растений.

Взаимосвязь химии с другими предметами устанавливается и при решении студентами химических задач с производственным содержанием.

К третьей особенности преподавания химии следует отнести применение индуктивной логики формирования понятий в связи с местом курса химии в учебном плане. Надо имеет в виду, что химия в колледжах изучается в течение  одного курса и поэтому использовать богатый фактический материал профессионального цикла должны именно преподаватели химии. Особенно важно это делать в период повторения, обобщения материала когда, используя новый по содержанию фактический материал, можно значительно углубить у студентов многие химические представления и понятия (представления об атомно - молекулярной структуре твердых тел и типах кристаллических решеток, влияний на свойства сложных химических систем тех или иных химических элементов, закрепить умение решать расчетные задачи и т.д.)

Переход современного общества к информационной эпохе выдвигает задачу формирования информационной культуры будущего специалиста. И реализация этой задачи невозможна без применения ИКТ. Студенты самостоятельно, а также на уроках информатики изучают различные информационные технологии, сами создают презентации по отдельным темам химии.

Рассмотренные выше вопросы не исчерпывают всех проблем, связанных с преподаванием химии в колледжах, а дают понятие о некоторых специфических особенностях преподавания этого предмета в условиях его тесной связи с профессионально- техническим обучением.

 

Список литература:
1. Журнал «Химия в школе»  Н.А. Заграничная «Содержание базового химического образования в современном социуме » 2020год №1
2. Журнал « Химия в казахстанской школе» 2018год №6(24) О. Н .Сускина «Роль научного общества учащихся в повышении уровня школьного химического образования»
3. Журнал «Профессионал Казахстана» 2017год  №7 (50)С.К.Хайруллина «Профессиональная направленность и межпредметная связь на уроках химии 
4. Вивюрский В.Я «Дидактический материал по органической химии», М «Высшая школа» 2009г.
5. Химия 10 класс 1,2 часть  М.К Оспанова , К.С.Аухадиева,Т.Г.Белоусова. Химия 11класс 1,2 часть  М.К Оспанова , К.С.Аухадиева,Т.Г.Белоусова.