Зависимость проявления головной боли напряжения от тяжести десинхроноза.
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Нервные болезни
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Зависимость проявления головной боли напряжения от тяжести десинхроноза.
Одной из самых частых жалоб больных является головная боль. Среди цефалгий лидирующее положение занимают головные боли напряжения – 50–80%. Распространенность головной боли напряжения (далее ГБН) в популяции достигает 70% [3]. По определению ГБН – это двусторонняя диффузная головная боль со сжимающим (сдавливающим) характером легкой или умеренной интенсивности. Она относится к первичным головным болям, то есть к ситуациям, когда нет указаний на другие заболевания, которые могли бы вызвать подобные симптомы [2]. Причинами возникновения ГБН могут быть как эмоциональное напряжение, так и физическое напряжение мышц головы и шеи [1,2]. Одним из факторов развития ГБН может являться наличие патологического десинхроноза, что является следствием рассогласования циркадных биоритмов и нарушением качества отдыха. Сложность клинического анализа и диагностики ГБН связана с тем, что головная боль, как правило, у подобных больных не является отдельным изолированным симптомом. Головные боли обычно сочетаются не только с психопатологическими, но и с психовегетативными синдромами. Таким образом, исследование зависимости проявления головной боли напряжения от тяжести десинхроноза высокоактуально и для теории возникновения головной боли, и для практического применения с целью ее предупреждении и лечении.
Цель исследования: Изучить особенности и зависимость проявления головной боли напряжения у учащихся школ с разной степенью тяжести десинхроноза и разными хронотипами. Задачи: 1. Провести хронотипирование учащихся разных возрастных групп. 2. Определить распространенность патологического десинхроноза. 3. Установить степень распространенности головной боли напряжения 4. Выявить зависимость проявлений головной боли напряжения от степени выраженности патологического десинхроноза у учащихся школ.
Материалы и методы: Обследовано 95 учащихся в возрасте 14–17 лет (8–11 класс) в МБОУ СОШ №144 г. Красноярска. Степень определения тяжести десинхроноза определялась с помощью анкеты на «десинхроноз». Хронотип учащихся исследовался путем анкетирования Эстберга. Головная боль напряжения диагностировалась с использованием тест-анкеты. Статистическая значимость значений определялась с помощью критерия Манна-Уитни-Уилкоксона.
Результаты и их обсуждение: Проведен анализ результатов анкеты Эстберга по определению хронотипов. Среди учеников школы выявлены следующие хронотипы: утренний выраженный – 4 человека (4,21%), утренний слабовыраженный – 17 человек (17,89%), индифферентный – 43 человека (45,26%), вечерний слабовыраженный – 24 человека (25,26%), вечерний выраженный –7 человек (7,37%).
Проявление десинхроноза у учащихся характеризуется следующими факторами: отметили что просыпаются раньше времени – 31 обследуемый (32,63%), не могут заснуть – 21 обследуемый (22,11%). Сонливость в течении дня с интенсивностью 2-3 раза в неделю отмечают 54 (56,84%) учащихся, 8 (8,42%) человек указали на ежедневную сонливость в течении дня. Просыпаются с головной болью с интенсивностью 2-3 раза в неделю 11 обследуемых (11,58%), ежедневно просыпаются с головной болью 6 обследуемых (6,32%). Дневной сон присутствует в распорядке для у 53 (55,79%) обследуемых. Снижение аппетита отмечают 27 (28,42%). Значительная группа наблюдает снижение продолжительность сна на 1-2 часа, что при длительном проявлении может характеризоваться увеличением степени десинхроноза. В основном распределение десинхроноза по группам: слабовыраженный десинхроноз – 25 (26,32%) обследуемых, средняя степень десинхроноза – 13 (13,68%) человек. Лиц с тяжелыми проявлениями патологического десинхроноза не выявлено. Среди обследуемых проявления десинхроноза отсутствовали у 54 (56,84%) человек. Это позволяет предположить о достаточно благоприятном состоянии в обследуемой группе, но требует мероприятий как для снижения степени десинхроноза, так и для профилактики его проявления.
Эпизодическая ГБН выявлена у следующей группы школьников по степени частоты: проявления не реже 1 раза в неделю – 24 человека (25,26%), 1-2 раза в месяц отметили у себя 71 обследуемый (74,74%). Головная боль у школьников ассоциирована со следующими факторами: после физической нагрузка – 15 человек (15,79%), после психологической нагрузки – 4 человека (4,21%), после стресса – 8 человек (8,42%). Головная боль у учащихся в основном не влияла на работоспособность и обучаемость, за исключением 14 обследуемых (14,74%) которые отмечали снижение качества жизни. Головная боль в дневное время обусловлена интенсивными физическими и психологическими нагрузками в школе – 29 человек (30,53%) указали на боль именно в это время суток и только 12 человек (12,63%) отмечали головную боль в вечернее время, что обусловлено изменением функциональных параметров организма, изменением артериального давления, мигрень, изменение уровня сахара (гипогликемия) и др. На продолжительность головной боли длительностью до 10 минут указали 57 человек (60%) что указывает на ее конкретную функциональность. Продолжительность 30 минут отметили у себя 31 человек (32,63) %, вероятно появление не только функциональных, но и органических изменений. Хронокарта головной боли была обусловлена хронотипом и степенью десинхроноза. Интенсивность головной боли характеризовалась незначительной степенью проявления: легкая – 57 человек (60%), умеренная – 34 обследуемых (34,74%), терпимая – 5 учащихся (5,26%), что указывает на функциональность головной боли у данных групп. Физическая нагрузка в основном не влияла на интенсивность головной боли, это свидетельствовало о нейрофункциональной этиологии данного синдрома. Основная часть головной боли – 45 обследуемых (47,37%) указали на локализацию в височной области, только 2 учащихся (2,11%) указали на боль в лобной части головы, а 3 человека (3,16%) отметили наличие боли в затылочной области. Остальные 45 обследуемых (47,37%) – не смогли определить локализацию боли, что свидетельствует о разном характере проявления головной боли. В основной массе у школьников регистрировалась ноющая головная боль – 50 человек (62,63%), тогда как пульсирующая была у 21 обследуемого (22,11%) в то же время часть учащихся – 14 человек (14,74%) отметила сжимающий характер головной боли. У незначительной части школьников наблюдалась рвота при головной боли – 4 обследуемых (4,21%). Этой группе детей необходимо более глубокое инструментальное обследование. Явление шейного остеохондроза было отмечено у 3 (3,16%) учащихся. Светобоязнь во время приступов головной боли практически не регистрировалась. В основной массе школьники отмечали головокружение разной интенсивности при приступах головной боли – 22 человека (23,16%) постоянное головокружение, 14 человек (14,74%) ощущали головокружение только при резкой смене положения тела. Школьники выполняли общефизиологические профилактические действия для предупреждения головной боли (прогулка на свежем воздухе, полноценный сон и другие). Всего количество обучающихся с хронической головной болью напряжения 17 человек (17,89%). Из них 4 человека (23,53%) без проявлений десинхроноза,7 человек (41,18%) с легкой степенью проявления десинхроноза и 6 человек (35,29%) со средней степенью проявления десинхроноза. Хронотипы у учащихся с ГБН распределились следующим образом: индифферентный – 8 человек (47,06%), вечерний слабо выраженный – 7 человек (41,18%), вечерний выраженный – 2 человек (11,76%).
Заключение: Эпизодическая головная боль у школьников старших классов в основном характеризуется отсутствием десинхроноза, тогда как хроническая головня боль проявляется на фоне десинхроноза у 76,48% школьников. Среди учащихся преобладает вечерний и индифферентный вид хронотипов. Головная боль характеризуется слабовыраженным уровнем и ноющим характером с локализацией в височной области. Полученные результаты не позволяют критически оценивать психофизиологическое состояние школьников. Необходима корректировка режима с включением психоэмоциональной разгрузки каждого обучающегося.