Статья:

Взаимосвязь тревожно-депрессивных расстройств и вовлеченности в «Интернет-игры со смертью» среди школьников города Якутска.

Конференция: VII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Психиатрия

Выходные данные
Касьянова Ю.А., Бекенева Л.В. Взаимосвязь тревожно-депрессивных расстройств и вовлеченности в «Интернет-игры со смертью» среди школьников города Якутска. // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 21-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь тревожно-депрессивных расстройств и вовлеченности в «Интернет-игры со смертью» среди школьников города Якутска.

Касьянова Юлия Александровна
студент лечебного отделения медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Бекенева Любовь Викторовна
канд. мед. наук, доцент кафедры неврологии и психиатрии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

The relationship between anxiety- depressive disorders and involvement in "Internet games with death" among schoolchildren the city of Yakutsk

 

Julia Kasyanova

student, medical department of medical institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Yakutsk

Lyubov Bekeneva

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Neurology and Psychiatry, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. Суицид среди детей и подростков – наиболее тяжелое проявление проблемы самоубийств. В работе выявлено количество времяпрепровождения в сети «Интернет» учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы №21 г. Якутска, осведомленность, вовлеченность и участие анкетируемых в игре «Синий кит», а также характеристика тревожно-депрессивных расстройств и взаимосвязь их с социальными играми, ведущими к суициду.

Abstract: Suicide among children and adolescents is the heaviest manifestation of the suicide problem. In the work it is revealed, how much time is spent by schoolboys of 5-11 classes of secondary school № 21 in Yakutsk in a network "Internet", awareness, involvement and participation of questionnaires in the game "Blue Whale", as well as a description of anxiety-depressive disorders and their relationship to social games leading to suicide.

 

Ключевые слова: синий кит; социальные сети; группа смерти; суицид; тревога; депрессия; смертность; суицидальное поведение; суицидальная попытка; аутоагрессия.

Keywords:  blue whale; social networks, death group, suicide, anxiety, depression, mortality, suicidal behavior, suicide attempt, autoaggression.

 

Введение

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), за последние 30 лет число суицидов, совершаемых детьми и подростками в мире, возросло в 30 раз. В этой возрастной группе суицид занимает четвертое (после травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний) место в качестве причины смерти. Наряду с высоким уровнем частоты завершенных суицидов, в настоящее время отмечается и увеличение количества суицидальных попыток среди детей и подростков [1, с.1-3].

Частота самоубийств является одним из важнейших индикаторов общественного психического здоровья, социального благополучия и качества жизни населения. Суицид занимает 8-ое место в списке причин смерти, 1-ое - среди причин насильственной смерти и одно из первых среди причин смерти лиц молодого и среднего возраста. [2, с.55]

Вице-спикер второй палаты парламента Ирина Яровая на заседании рабочей группы по выработке мер защиты и безопасности детей привела неутешительную статистику: в 2016 году в России покончили жизнь самоубийством более 700 подростков, не достигших совершеннолетия. Заголовки газет пестрят: «В Осетии задержали четверых организаторов «групп смерти»» (17.02.17), «В Омске двух школьниц спасли от «групп смерти» (16.02.17), «В Красноярске двух школьниц спасли от «групп смерти» (13.02.17) [3, с. 1-2].

Группы смерти – группы в социальных сетях, в которых пропагандируется суицид. Большему их влиянию поддаются подростки, с неустойчивой психикой.

Зачатки смертельных игр в социальных сетях появились в ноябре 2015 года после смерти Рины Паленковой (настоящее имя – Рина Камболина,16 - летняя студентка колледжа Уссурийска). Непосредственно перед совершением самоубийства девушка делает «селфи» на фоне проезжающего поезда и выкладывает их на страницы с подписью «ня. пока.»

На фоне набирающей популярность волны после гибели девушки пользователи социальной сети «ВКонтакте»  начинают «расследование» этого случая; в его ходе выясняется, что толчком к гибели школьницы могли стать психоделические видео из группы «f57», на которую она была подписана (одновременно появляется сообщество «Море китов», вся тематика которого была построена вокруг темы китов — одиноких и печальных животных, неизвестно почему совершающих самоубийства). В ходе следственных мероприятий стало известно, что администраторами данного сообщества являются «Адам Бер», Филипп «Лис» Будейкин. На данный момент эти молодые люди находятся в следственном изоляторе, но игра только набирает популярность.

 «Синий кит» — игра, финальной целью которой является совершение самоубийства. Игроки сравнивают себя с китами – высокоразвитыми животными, которые якобы совершают осознанные самоубийства, массово выбрасываясь на берег. «Кураторы» в беседе с участниками подчеркивают, что способность совершить суицид символизирует внутреннюю свободу.

Для того чтобы начать игру, пользователи социальных сетей (в подавляющем большинстве – подростки), пишут на своих страницах хэштеги #синийкит, #явигре, #разбудименяв420, #тихийдом. С пользователями связывается «куратор», который устанавливает с ними контакт. Сначала они объясняют правила: «никому не говорить об этой игре», «всегда выполнять задания, какими бы они ни были», «за невыполнение задания тебя исключают из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия». Затем «куратор» выдает задания. Обычно насчитывается около 50 заданий: по одному на день. Чтобы запугать игроков, «кураторы» через интернет-программу вычисляют примерное местонахождение игроков и угрожают расправой близких.

Примерный список заданий выглядит следующим образом: 1. Нарисовать кита на листочке. 2. Написать в статусе #я кит. 3. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. 4. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). 5. На руке лезвием вырезать f57. 6. Если ты готов стать китом – пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). 7. Задание с шифром, как квест. 8. Выцарапать f40. 9. Должен перебороть свой страх. 10. Встать в 4.20 и пойти на крышу. 11. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать. 12. Целый день смотреть страшные видео. 13. Слушать музыку, которую «кураторы» тебе присылают. 14. Порезать губу. 15. Тыкать руку иголкой. 16. Сделать себе больно. 17. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю. 18. Залезть на мост. 19. Залезть на кран. 20. Проверка на доверие. 21. Нужно по Skype поговорить с китом. 22. Сидеть вниз ногами на краю крыши. 23. Снова задания с шифром. 24. Секретное задание. 25. Встретиться с китом. 26. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. 27. В 4.20 пойти на рельсы. 28. Ни с кем не общаться. 29. Дать клятву, что ты кит.

Как видно из списка, задания начинаются с самых легких – нарисовать на листочке кита, поставить статус в социальной сети «якит», то есть происходит завлечение, дети воспринимают данную игру лишь как забаву, развлечение, не осознавая ее последствий, но при этом они заинтересованы, что же будет дальше (присутствует некая таинственность). Затем идет постепенное подавление психики такими заданиями как проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео, подавление воли (порезать вдоль вен руку).  Также участники игры выполняют задания по типу «кровной клятвы» – если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов). С 30-го по 49-й день игры необходимо каждый день просыпаться, смотреть видео, слушать музыку и каждый день делать по новому порезу на руке, разговаривать с китом – происходит продолжение подавления воли и психики, которые в подростковом возрасте еще недоразвиты.  К 50-ому дню психика уже сломана, дети настолько становятся ведомыми, что идут на крайний шаг – совершение суицида.

Встречаются и оригинальные задания, например, «кураторы» говорят, что пользователь должен перебежать дорогу перед автомобилем и снять это на видео (Сейчас данное задание выделилось в отдельную игру «Беги или умри»).

В англоязычном сегменте интернета игра получила название «Blue whale» («Синий кит»), задания в ней дает «master». Интенсивность запросов Blue whale в Google выросла, а интерес сохраняется по сей день. Это говорит о том, что данная проблема вышла далеко за пределы России и стран СНГ.

Цели: 1. Выявить распространенность сетевых социальных игр и во­влеченность в них учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы №21 г. Якутска.  2. Выявить распространённость субклинических/клинических тревоги и депрессии среди учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы №21 г. Якутска.

Задачи: 1. Выявить, в каком возрасте подростки более подвержены влиянию социальных сетей. 2. Оценить проблему виртуальных сообществ, «Групп смерти», игр, ведущих к суициду. 3. Выявить, в каком возрасте подростки более подвержены тревоге и депрессии. 4. Оценить влияние тревоги и депрессии на желание учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы принять участие в социальных играх, ведущих к суициду.

Объект исследования: учащиеся 5-11 классов средней общеобразовательной школы №21 г. Якутска.

Методы: метод анкетирования – разработана анкета, которая включает в себя следующие вопросы: 1. Пол 2. Возраст 3. Сколько часов в день ты тратишь на социальные сети? 4. Знаешь ли ты об игре «Синий кит»? 5. Играешь ли ты в эту игру? 6. Если нет, то хотел бы принять в ней участие? 7. Знаешь ли ты о последствиях данной игры? 8. Играют ли твои друзья в эту игру? Метод тестирования – госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS). Статистический метод – Microsoft Word, Microsoft Excel.

Результаты.  Нами проведено анонимное анкетирование среди учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы №21.

Общее количество анкетируемых – 322 человека: 166 мальчиков и 156 девочек.

                                                                                Таблица 1.

Время использования сети «Интернет» учащимися в течение суток

 

В среднем подростки проводят за компьютером от 1 до 4 часов, что является необходимым для подготовки к учебе. Нами было выяснено, что длительное времяпрепровождение в сети «Интернет» напрямую зависит от вовлеченности в социальные игры, ведущие к суициду. Из таб. 1 видно, что подростки, проводящие в сети «Интернет» от 5 до 10 и более часов, входят в группу риска.

В 90% случаев подростки осведомлены о социальных играх, ведущих к суициду, и информированы о вовлеченности друзей в данные игры. Любопытство проявляют 13% учащихся всех классов, причем наибольший интерес проявляется среди учащихся 6, 10 классов. Выявлена значительная распространенность социальных игр среди друзей и знакомых опрашиваемых школьников, составляет от 15% и более. (рис.1)

 

Рисунок 1. Распространённость социальных игр среди знакомых опрашиваемых школьников

 

Среди опрошенных школьников, утверждают, что в настоящее время принимают участие в игре «Синий кит» в среднем 3%. Так, 5-6-е классы – 2%, 7 классы – 5%, 9-е классы – 4%, 10-е классы – 9%, 8-е и 11-е классы отрицают участие в игре.

Параллельно нами было проведено анонимное тестирование по госпитальной шкале тревоги и депрессии HADS среди школьников 5-11 классов средней общеобразовательной школы №21.

 

Рисунок 2. Характеристика тревожно-депрессивных расстройств среди учащихся 5-11 классов

 

В результате проведенного тестирования школьников 5-11 классов по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS) было выявлено (рис. 2), что в подавляющем большинстве клиническая депрессия выявлена у учащихся 5-7 классов (от 9% до 28%), что может быть связано с наступлением пубертатного криза. В среднем, признаки клинической депрессии были выявлены у 10% девочек и 11% мальчиков. В старших классах клиническая депрессия выявлена в меньшей степени (от 6% до 10%), что может быть связано с предстоящими ожиданиями перемен к лучшему, к новой жизни после окончания школы, что характерно для периода юности. Субклиническая депрессия имеет высокие показатели среди всех классов и не зависит от пола, что, возможно, связано с учебной нагрузкой. Депрессия, явная или маскированная, является психологическим фактором в происхождении суицидального поведения. [3, с.36]

Уровень тревожности во всех возрастных группах достаточно высок и составляет в среднем 30% у девочек, и 14% у мальчиков. Субклиническая тревога определяется максимальными значениями в 5-7 классах, что также может быть связано с пубертатным кризом. 

В ходе исследования была обнаружена прямая зависимость наличия вовлеченности в игру «Синий кит» и выраженных признаков тревожной депрессии, что клинически может проявляться суицидальной настроенностью, погруженностью в себя, оторванностью от привычного социума.

Выводы:

1. Депрессивные расстройства являются плодотворной почвой появлению суицидальных мыслей. При анализе данных тестирования нами было выяснено, что в подавляющем большинстве аффективные симптомы были представлены тревожной депрессией. Данная группа подростков находится в группе риска по вовлечению в социальные игры, ведущие к суицидальной активности.

2. Социальные игры, пропагандирующие суицидальное поведение широко распространены в подростковой среде. Среди опрошенных школьников 3% сообщили о том, что в настоящий момент принимают участие в данных играх и большое количество их друзей и знакомых также задействованы в эти игры (15%).

3. В группе риска находятся дети и подростки, родители которых не занимаются организацией досуга, что способствует длительному и бесконтрольному пребыванию детей за компьютером, в том числе в социальных сетях.

Профилактикой вовлеченности подростков в социальные игры «со смертью» является внимательное отношение к психологическому состоянию детей.

Признаками участия детей и подростков в данных социальных играх являются: 1. Замкнутость ребенка, отреченность от внешнего мира; 2. Длительное занятие с компьютером, телефоном и другими гаджетами; 3. Ранний подъем; 4. Наличие странных рисунков в том числе на теле, различных ран и порезов; 5. Просмотр устрашающих видео; 6. Прослушивание депрессивной, психоделической музыки 7. Появление на страницах в социальных сетях хештегов #синийкит, #тихийдом, #f57, #разбудименяв420, #морекитов.

 

Список литературы:
1. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал – 2012. – №2. –  С.1-3.
2. Положий Б.С. Интегративная модель суицидального поведения // Российский психиатрический журнал – 2010. - №4. – С.55-62.
3. Пчелкин К.С. Осторожно – игры в альтернативной реальности (A. R. G.)! // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. №2. – С.1-2.
4. Дуткин М.П. Флюктуация суицидального поведения населения севера Российской федерации: дис. канд. философских наук. – Якутск – 2009 г. С.36.