Статья:

Анализ результатов самооценки студентов по направлению подготовки "Академическая медицинская сестра. Преподаватель" для определения готовности к применению полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Общественное здоровье и здравоохранение

Выходные данные
Гармаева А.Б., Сененко А.Ш. Анализ результатов самооценки студентов по направлению подготовки "Академическая медицинская сестра. Преподаватель" для определения готовности к применению полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 50-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ результатов самооценки студентов по направлению подготовки "Академическая медицинская сестра. Преподаватель" для определения готовности к применению полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности

Гармаева Алтына Борисовна
научный сотрудник отделения научных основ организации первичной медико-санитарной помощи, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, РФ, г. Москва
Сененко Алия Шамильевна
заведующая отделением анализа кадрового обеспечения в здравоохранении, канд. мед. наук ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, РФ, г. Москва

 

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS ON THE DIRECTION OF TRAINING «ACADEMIC NURSE. TEACHER» FOR THE DETERMINATION OF PREPAREDNESS FOR APPLICATION OF OBTAINED KNOWLEDGE, SKILLS AND SKILLS PROFESSIONAL ACTIVITY

 

Altyna Garmaeva

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Moscow

Alija Senenko

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В ходе обучения на факультете высшего сестринского образования и психолого-социальной работы факультета высшего сестринского дела и психолого-социальной работы изучаются все виды профессиональной деятельности утвержденной федеральным госу­дарственным образовательным стандартом: сестринская клиническая практика, организационно-управленческий, педагогический, исследова­тельский. Результаты анкетирования студентов факультета высшего сестринского дела и психолого-социальной работы показали, что преподавательская и исследовательская деятельность являются менее популярными видами деятельности у будущих бакалавров сестринского дела.

Abstract. During the training at the Faculty of Higher Nursing Education and Psychological and Social Work (FVSO and SSR), all types of professional activities are approved by the federal state educational standard: nursing clinical practice, organizational and managerial, pedagogical, research. The results of the questionnaire survey of the students of FVSO and AKP showed that teaching and research activities are less popular activities for future bachelors of nursing.

 

Ключевые слова: медицинская сестра; высшее сестринское образование; самооценка студентов; академическая медицинская сестра; бакалавр сестринского дела.

Keywords: a nurse; a higher nurse education; a self-assessment of students; an academic nurse; bachelor of nursing.

 

Введение. Сегодня медицинские сестры рассматриваются как один из ключевых ресурсов здравоохранения, в частности, первичной медико-санитарной помощи [1]. В Российской Федерации медицинские вузы выпускают специалистов высшего сестринского профессионального образования с квалификацией «Академическая медицинская сестра. Преподаватель» [2]. Формирование «новых» специалистов в сестринском деле является очень важным составляющим в реализации современных задач здравоохранения, так как охватывает не только сестринскую клиническую практику и организационно-управленческую деятельность, но и педагогическую и исследовательскую [3, 4].

К настоящему времени разработан проект профессионального стандарта, который включает 4 направления профессиональной деятель­ности бакалавров сестринского дела: медицинскую профилактику, реабилитацию, паллиативную помощь, заведование здравпунктом или фельдшерско-акушерским пунктом [5]. В связи с этим возникает необхо­димость в оценке уровня подготовки студентов данной квалификации и готовности применять полученные знания в практической деятельности.

В качестве инструмента использован анализ самооценки студентов.

Цель настоящего исследования – анализ результатов самооценки студентов факультета высшего сестринского дела и психолого-социальной работы (далее - ФВСО и ПСР) по направлению подготовки «Академическая медицинская сестра. Преподаватель» для определения готовности к применению полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Материалы и методы.

Одномоментное анкетирование студентов 1, 2 и 4 курсов ФВСО и ПСР. Не принимали участие в анкетировании студенты 3 курса, в связи с тем, что на момент опроса данный курс проходил практические занятия и соответственно был недоступен.

В основу разработки анкеты был положен федеральный госу­дарственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр») (далее – ФГОС). Каждая из анкет состояла из 3 основных блоков.

Блок 1 – это общая часть, в которую были включены вопросы о гендерной принадлежности, возрасте, уровне образования при поступлении на ФВСО и ПСР, годы обучения на ФВСО и ПСР, форма обучения, должность, занимаемая при поступлении на факультет.

Блок 2 включал вопросы, относящиеся непосредственно к видам деятельности, которые указаны в ФГОС, а именно: клиническая сестринская практика, организационно-управленческая, педагогическая, исследовательская деятельность.

Блок 3 – непосредственно касался выполнения профессиональных задач. Ввиду того, что квалификация респондентов носит академический характер («Академическая медицинская сестра. Преподаватель»), при составлении 3 блока основное внимание было уделено вопросам участия или желания участвовать в мероприятиях, относящихся к организационно-управленческой, педагогической и исследовательской деятельности.

Анкетирование проводилось на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в апреле 2017 года. В опросе приняли участие 46 человек: 1 курс – 19 человек из 39 (49 %), 2 курс – 8 человек из 12 (67 %), 4 курс – 19 человек (100 %), что составило 66 % от общего количества студентов ФВСО и ПСР (всего 70 человек). Анкеты заполнялись опра­шиваемыми самостоятельно. Все заполненные анкеты соответствовали необходимым требованиям и были включены в обработку. При анализе использовался метод описательной статистики.

Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты блока 1. Суммарно среди студентов доля лиц женского пола составила 91 % (42 человека), в возрасте до 44 лет – 96 % (44 человека).

Доля со средним специальным образованием составила 50 % (23 человека). 54% (25 человек) респондентов работали при поступлении на разных должностях. Среди студентов 46 % (21 человек) выбрали данный факультет по личной склонности к сестринскому виду деятельности.

На рисунке 1 представлены ответы респондентов о видах профес­сиональной подготовки, превалировавших в обучении.

Студенты считают, что в обучении преобладал организационно-управленческий вид деятельности – 57 % (11 человек). На второе место студенты поставили исследовательскую деятельность – 26 % (5 человек).

В таблице 2 представлены результаты самооценки знаний и умений респондентов по видам профессиональной деятельности. Среди студентов 4 курса наибольшая доля положительных ответов относилась к сестринской клинической практике (41 %), наименьшая – к педагогической деятельности (32 %).

Таблица 1.

Вопросы из общей части, студенты 1,2 и 4 курса отделения ФВСО и ПСР, 2017 год

Вопросы

из блока 1

Представленные ответы

Единица измерений, чел.
и % от общего

Ваш пол

женский

42 чел. – (91%)

мужской

4 чел. – (9%)

Ваш возраст

до 44 лет

44 чел. – (96%)

от 45 до 60

2 чел. – (4%)

от 61 до 75

0 чел. – (0%)

С каким уровнем образования Вы поступали на ФВСО и ПСР

среднее полное

20 чел. – (43%)

среднее специальное

23 чел. – (50%)

высшее

3 чел. – (7%)

Годы обучения на ФВСО и ПСР

2014-2017 гг.

19 чел. – (41%)

2016-2019 гг.

8 чел. – (18%)

2017-2020 гг.

19 чел. – (41%)

Форма обучения

очная форма

46 чел. – (100%)

Занимали ли Вы какую-либо должность в медицинской организации при поступлении

да

21 чел. – (46%)

нет

25 чел. – (54%)

Какой фактор сыграл решающую роль при выборе Вами специальности

качество образования

8 чел. – (17%)

престижность специальности

5 чел. – (11%)

личная склонность к определенному виду деятельности

21 чел. – (46%)

мнения/рекомендации родителей

12 чел. – (26%)

 

Рисунок 1. Мнение респондентов о видах профессиональной деятельности, превалирующей в обучении, %

 

Таблица 2.

Вопросы по видам деятельности - уровень самооценки студентов ФВСО и ПСР, %

Обладаете ли Вы необходимыми знаниями и умениями для:

обладаю

частично обладаю

не обладаю

затрудняюсь ответить

сестринская клиническая практика

% от максимально возможного

(95 (мах абс.число) = 100%)

41%

24%

15%

18%

педагогическая деятельность

% от максимально возможного

(57 (мах абс.число) = 100%)

32%

28%

30%

11%

организационно-управленческая деятельность

% от максимально возможного

(57 (мах абс.число) = 100%)

40%

30%

23%

7%

исследовательская деятельность

% от максимально возможного

(76 (мах абс.число) = 100%)

37%

37%

15%

12%

 

На рисунке 2 представлены ответы студентов на вопрос о планах по трудоустройству после окончания обучения. Студенты в основном хотят работать на должности старшей медицинской сестры (18 человек – 40 % – наибольшая доля).

Второе и третье место (по 11 человек – 24 %) разделили работы на руководящих постах и должности среднего медицинского персонала.

Стоит отметить, что выше представленные должности в большей степени относятся к прикладному бакалавриату: организационно-управленческий и сестринская клиническая практика. 18 % (8 человек) студентов указали должность преподавателя (4 место).

Опрошенные студенты не указали ни одной должности, которая относилась бы к научной сфере.

В таблице 3 представлены ответы на вопросы об участии в про­ведении различных мероприятий с учетом видов профессиональной деятельности.

Для составления вопросов для блока 3 за основу были взяты некоторые профессиональные умения, описанные в образовательном стандарте.

С учетом обучения респондентов по направлению академического балакавриата, вопросы сформулированы в контексте применения полу­ченных знаний в большей степени в педагогической и исследовательской деятельностях.

 

Рисунок 2. Желаемые должности студентов после окончания ФВСО и ПСР, 2017 год, %

 

Обращает на себя внимание, что среди студентов мнения разделились примерно поровну. Относительного большого количества отрицательных ответов студентов в 3 блоке можно предположить что они, находясь в процессе учебы, не могут дать однозначного ответа.

Выводы:

1. В ходе анализа результатов анкетирования студентов и ФСО и ПСР было отмечено, что в качестве превалирующего в обучении вида деятельности 57% студентов указали на организационно-управленческий.

2. Результаты самооценки студентов 4 курса ФВСО и ПСР показал, что в большей степени они обладают знаниями и умениями по сестринской клинической практике (41 %).

3. В качестве самых желаемых должностей после окончания вузы студенты указывали: должность старшей медицинской сестры (40% от общего числа опрошенных), главной медицинской сестры (18% от общего числа опрошенных), преподавателя (18% от общего числа опрошенных).

Таблица 3.

Заключительная часть анкетирования.
Проведение различных мероприятий с учетом полученных знаний на ФВСО и ПСР

Вопросы из Блока 3

Ответы студентов

Представленные ответы

Единица измерений, чел. и % от общего

«Хотели бы участвовать…»

организация и проведение занятий в школах здоровья?

да

31 чел. (67%)

нет

15 чел. (33%)

профилактическое консультирование больных?

да

28 чел. (61%)

нет

18 чел. (39%)

преподавание в учебных заведениях?

да

26 чел. (57%)

нет

20 чел. (43%)

разработка методических и обучающих материалов для подготовки и профессионального развития сестринского дела?

да

23 чел. (50%)

нет

23 чел. (50%)

проведение научно-практических исследований в области сестринского дела и общественного здоровья?

да

25 чел. (54%)

нет

21 чел. (46%)

 

Список литературы:
1. Новокрещенова И.Г., Чунакова В.В. Роль среднего медицинского персонала в развитии первичной медико-санитарной помощи», всероссийская научно-практическая конференция «пути развития первичной медико-санитарной помощи» // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014 г. – № 10.  – С. 1068-1071.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.09.2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2015 № 39150) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187173/ (Дата обращения 10.03.2018).
3. Зимина Е.В., Островская И.В. Возможности участия бакалавров сестринского дела в системе медико-социальной реабилитации. – Реферат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/8256.pdf (Дата обращения 12.03.2018).
4. Филиппова С.Н., Островская И.В. Возможности использования бакалавров сестринского дела в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала. – Реферат. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/8233.pdf (Дата обращения 12.03.2018).
5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области сестринского дела» (медицинская сестра) (подготовлен Минтрудом России 20.12.2016).