Статья:

Взаимосвязь упражнений по постановке дыхания и функции речеобразования при протезировании полными съемными протезами

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Стоматология

Выходные данные
Барская А.Н., Филимонов О.А. Взаимосвязь упражнений по постановке дыхания и функции речеобразования при протезировании полными съемными протезами // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь упражнений по постановке дыхания и функции речеобразования при протезировании полными съемными протезами

Барская Анна Николаевна
студент, Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО «Семейная стоматология», РФ, г. Краснодар
Филимонов Олег Александрович
канд. мед. наук, Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО «Семейная стоматология», РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований взаимосвязи упражнений по постановке дыхания и функции речеобразования при протезировании полными съёмными протезами.

 

Ключевые слова: пациент; лечение; ортопедическая стоматология; зубные протезы; качество речи; упражнения по постановке дыхания; функция речеобразования; произношение звуков; шепелявость.

 

Практический опыт и большой объём исследования влияния различных видов протезов на произношение речи навели нас на мысль о том, что неправильное дыхание может влиять на функцию речеобразования [1, с.163], [2, с.157], [3, с.173], [4, с.53], [6, с.58], [7, с.69].

Все прекрасно знают, что по мере приближения к концу фразы неизбежно падает сила и звучность голоса.

Многие ораторы обычно с большой энергией начинают фразу и заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, бормотанию.

Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их.

В большинстве случаев причина неблагополучной подачи звука кроется в пассивном дыхании: в неумении использовать мускулатуру дыхания.

Чтобы дать полный звук, воздух нужно выталкивать из легких.

Он давит на голосовые связки, которые, в свою очередь, направят широкие звуковые волны через полость рта к ушам слушателя.

Но давление воздуха на голосовые связки должно быть под контролем. Воздух надлежит выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной степенью быстроты и силы и в соответствии со значением произносимых слов, фраз и звуковых фонем [5, с.161].

Что управляет этой воздушной струей? Как диафрагма, сокращаясь, расширяет объём легких, благодаря чему в них врывается воздушный поток, как системы брюшной мускулатуры выталкивают воздух из лёгких.

Другие мышцы живота, сокращаясь, буквально подталкивают диафрагму с тем же результатом. Если мы можем набирать в легкие воздух с нужной скоростью и определенными перерывами, мы также можем управлять и процессом выдыхания. Именно эта контролируемая воздушная струя и определяет интенсивность, интервалы и протяженность звучания голоса [1, с.163].

Целью данной работы было определение степени влияния упражнений по постановке дыхания на функцию речеобразования при протезировании полными съемными протезами.

Материалы и методы. К нам в клинику обратилось 30 пациентов (15 женщин и 15 мужчин) С повторного протезирования с диагнозом «полная вторичная адентия верхней и нижней челюсти» (1-й тип по Оксману). Пациенты пользовались полными съемными протезами в течении 1-3 лет, все они были не удовлетворены протезами в фонетическом отношении. Возрастная структура: 40 – 50 лет – 6 чел.; 50 – 60 лет – 17 чел.; 60 – 70 – чел.

Оценку фонетических расстройств определяли через 1 и 5 месяцев по модифицированному методу, предложенному О.А. Филимоновым [3], с учетом 6-ти зон артикуляции. Индивидуальное конструирования зубных рядов в полных съемных протезах проводили по методу В.В. Парилова (АС № 1482689 от 14.02.2002 г.).

С целью исследования пациенты были разделены на 2 группы: 1-я группа – 14 человек (7 женщин и 7 мужчин), адаптация к протезам проходила без упражнений по постановке дыхания. 2-я группа – 16 человек (8 женщин и 8 мужчин), адаптация к протезам проходила с использованием упражнений по постановке дыхания.

В качестве контроля исследовали группу из 10 человек (8 мужчин и 2 женщин) с сохранным зубным рядом в возрасте от 30 до 49 лет.

Упражнения по постановке дыхания. Приводимые упражнения следует чередовать, по мере потребности расправляя мышцы.

1.Примите прямую, но свободную позу, положите руки по обе стороны груди на нижние ребра; легко и регулярно дышите, тратя по пять секунд на вдох и выдох. Обратите внимание, как расширяются легкие во всех направлениях – вперед, назад, вбок, вверх, вниз. Также обращайте внимание на то, чтобы подвижность в достаточной мере распространялась на грудную клетку и живот. Повторяйте упражнение по десять и более раз в день, увеличивая время с пяти до пятнадцати секунд на вдох и выдох.

Не делайте отрывистых выдохов толчками и на выпускайте из легких весь запас воздуха. Если закружится голова, передохните минутку.

2.Вращайте головой медленным, законченным, дугообразным движением. Делайте наклон вперед и выдыхайте, резко выбрасывая руки и плечи вперед. Затем вдыхайте, медленно расправляя грудь, и перегибайтесь назад, пока плечи и руки свободно не примут первоначальное положение.

3.Наполните легкие воздухом возможно быстрее, но не судорожным глотком, и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте, медленно и равномерно выталкивая воздух в течении десяти секунд. Прислушивайтесь к звучанию; следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте это упражнение по пять минут раз или два раза в день, увеличивая время, по возможности без напряжения гортани, до двадцати и тридцати минут. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

4. Тяните «а-а-а», как было сказано ранее, но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте звук до пределов хорошей слышимости на расстоянии трех метров, а затем снижайте его до полного замирания. Повторяйте упражнение по несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым, полным, послушным. Делайте и наоборот; начинайте с громкого звука, медленно сбавляя и затем постепенно наращивая звучность.

5.Читайте громко вслух некоторые отрывки для устной практики. При случаях отмечайте пункты, где, по вашему мнению, целесообразно сделать передышку. Обратите внимание при чтении следующего отрывка, как отдельные выразительные слова требуют особого вдоха.

Занимайтесь этим отрывком до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произношении наиболее значительных слов:

«С моей фигурой, с положением моим в обществе оно точно неправдоподобно; но вы знаете – уже Шекспир сказал: Есть многое на свете, друг Гораций, и так далее. Жизнь тоже шутить не любит. Вот вам сравнение; дерево стоит перед вами, и ветра нет; каким образом лист на нижней ветке прикоснётся к листу на верхней ветке? Никоим образом. А поднялась буря, все перемешалось, – и те два листа прикоснулись».

Результаты и их обсуждение. Для существенного улучшения дыхания и звучания голоса потребовалось от 2-х до 5-ти недель.

Сперва пациенты испытывали некоторую неловкость: при выполнении упражнений некоторые приемы и их сочетания были нескладны. Но пациенты настойчиво практиковались, пока правильное дыхание не вошло в привычку.

Результаты оценки степени фонетических расстройств 1-й и 2-й группы через 1 и 6 месяцев представлены на рисунке 1.

Исследование речи по половому признаку пациентов 2 группы через 1 и 6 месяцев представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 1. Оценка фонетических расстройств через 1 и 6 месяцев по пациентам

 

Рисунок 2. Оценка фонетических расстройств через 1 и 6 месяцев по половому признаку

 

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Использование упражнений по постановке дыхания в 1,6 раза снижает степень фонетических расстройств у пациентов 2-й группы (см. рис.1).

2. Процесс реабилитации в 1,4 раза идет быстрее у пациентов 2-й группы по сравнению с 1-й (см. рис.1).

3. Исследование по половому признаку выявило, что женщины, используя упражнения по постановке дыхания, привыкают к полным съемным протезам в 1,7 раза быстрее, чем мужчины (см. рис.2).

4. Применение упражнений по постановке дыхания для улучшения функции речеобразования при протезировании различными видами протезов не требует материальных затрат или приобретения специальной литературы. Мы надеемся, метод найдет широкое применение в практической стоматологии.

 

Список литературы:
1. Парилов В. В., Раднаев С. Н., Филимонов О. А. Фонетика при полной вторичной адентии // Актуальные вопросы стоматологии. – Красноярск, 2001. – С. 163-165.
2. Парилов В. В., Раднаев С. Н., Филимонов О. А., Филимонова М. О. Влияние зубочелюстных аномалий у детей 8-9 лет га нарушение звукопроизношения // Актуальные вопросы стоматологии. – Красноярск, 2002. – С.157-159.
3. Парилов В. В., Раднаев С. Н., Моисеев Е. В., Филимонов О. А., Филимонова М.О. Методика функционально-фонетического оформления дистального отдела полного съемного протеза верхней челюсти // Актуальные вопросы стоматологии. – Красноярск, 2002. – С.173-177.
4. Парилов В. В., Раднаев С. Н., Филимонов О. А., Хохлов А. М., Индюкова М.О. Зависимость фонетики от способа конструирования полных съемных протезов // Стоматология сегодня. Ч.I. – Красноярск, 2003. – С.53-55.
5. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Пер. с англ. – Р-на-Д., 2002.– С.161-163.
6. Филимонов О. А., Индюкова М. О. Оценка фонетических расстройств при протезировании полными съемными протезами // Стоматология сегодня. Ч.I. – Красноярск, 2003. – С.58-62.
7. Филимонов О. А., Индюкова М. О., Хохлов А. М. Фонетические показатели при протезировании различными видами мостовидных протезов // Стоматология сегодня. Ч.I. – Красноярск, 2003. – С.69-74.