Статья:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Жегалина О.К. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 40-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Жегалина Ольга Кареновна
ассистент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье осмысляется роль медиадискурса в формировании и трансляции экономических ценностей. Уточняются понятия «экономический дискурс», «экономический медиадискурс», «экономические ценности». В качестве основных ценностных доминант экономического медиадискурса установлены концепты ПОТРЕБНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, ДОХОД, СОБСТВЕННОСТЬ, которые образуют аксиосферу экономического медиадискурса.

 

Ключевые слова: экономический медиадискурс, экономические ценности, концепт, ценностные доминанты.

 

Важную роль в формировании и трансляции ценностных ориентиров, норм и стереотипов играют средства массовой информации. Постиндустриальный этап развития цивилизации обусловил трансформации ценностной системы человека. Как отмечает Т.А. Присяжнюк, «аксиологическая составляющая дискурса СМИ отражает ценности общества в целом, а также ценности отдельных социальных кластеров (например, информирующего органа). Не вызовет противоречий утверждение, что ценности и нормы не только транслируются СМИ, а зачастую навязываются массовому получателю (однако стоит отметить, что речь идёт не только о пропаганде, но и о скрытых методах воздействия)» [8, с.109].

Исследования ценностей в языке и дискурсе привело к возникновению понятия «ценностная картина мира» (ср. языковая картина мира), которая состоит из совокупности концептов, актуализирующих ценностные установки личности и общества. Т.В. Маркелова отмечает, что аксиологичность является как имманентным свойством газетно-публицистического текста [6].

Медиадискурс отражает медийную картину мира, которая «отражает процессы постоянного изменения политической, экономической, социальной и культурной реальности, становящейся все более комплексной, информационно насыщенной и сложной для восприятия и описания» [9, с. 58]. Как отмечает С.В. Мощева, «аксиологические и гносеологические обоснования построения дискурса массмедиа являются достаточно значимыми, поскольку отвечают за базовые понятия восприятия информации – истинность транслируемых фактов, ценностные ориентиры и особенности их иерархии, условия адаптации в обществе и т. д.». (7, с.72). Как отмечает М.С. Яницкий, «современные СМИ не столько формируют, сколько лишь закрепляют ценностные предпочтения, поскольку неограниченный сегодня выбор канала получения, формы и содержания информации обусловлен уже имеющимися ценностями» [11, с. 2] . При этом «такое «закрепление» может способствовать фиксации на определенном уровне развития ценностной системы. В этом смысле можно говорить о двусторонней взаимосвязи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций» [Там же: 2].

Ценности как категория аксиологии, представляя собой  объекты окружающего мира, могущие удовлетворить требования (потребности) человека, тесно связаны с потребностями, духовными и материальными ценностями. Согласно классификации Н.И. Лапина, ценности выделяются по следующим критериям: «1) по предметному содержанию (духовные и материальные, социальные, экономические, политические и пр.); 2) по роли в жизнедеятельности индивида (инструментальные и терминальные);  3) по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); 4) по потребностям личности (смысложизненные, социализационные, витальные) 5) по типу цивилизации (ценности модернизированного общества, ценности обществ традиционного типа)» [4, с. 7]. В рамках данной статьи нас интересуют экономические ценности.

Экономика, являясь важнейшей частью существования социума, охватывает все сферы жизнедеятельности человек, влияя на  культуру и язык. Как справедливо отмечает Л.Ю. Буянова, экономика «принципиально отличается от точных и естественных наук тем, что она имеет дело не просто с отдельным человеком, а с членом социума, подверженным воздействию культуры, традиции, национального менталитета, правовых и социально-политических институтов» [2, с. 62].  Экономика – это «наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов использования ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей и реализации соответствующих им ценностей» [5, с.71].

Экономическая аксиология изучает экономические ценности, проблемы общественной и прагматической полезностей, отражения экономических интересов в экономико-ценностных отношениях. Как отмечает Д.Е. Любомиров, к экономическим ценностям относятся стоимость, потребительная стоимость, полезность, эффективность и др.  «Следует обратить внимание на особую значимость этого раздела философии экономики, поскольку экономическая жизнь аксиологична – экономическое бытие пронизано ценностными отношениями. В настоящее время в философии экономики особо выделятся аксиология экономики, выявляющая проблему смысла экономической (хозяйственной) деятельности, проблему сущности экономической свободы, образующей фундаментальное основание свободы человека в целом» [5, с.82].

Анализ научной литературы позволил прийти к выводу о том, что экономический медиадискурс является институциональным дискурсом, который образован на основании взаимодействия двух институциональных дискурсов: экономического и медийного.  Системообразующими признаками экономического медиадискурса являются цель, которая заключается в освещении и трансляции знаний в сфере экономики, финансов и бизнеса, и участники – журналисты, специалисты в данной области.

Следует отметить, экономический медиадискурс обладает особенностями как институционального, так и личностно-ориентированного типа дискурса. По мнению О.А. Тремаскиной, «среди основных его характеристик выделяют открытость, доступность, метафоричность, стабильность тематики. Экономический медиадискурс рассматривается как семиотическая система со своей специфической картиной мира, концептами, функциями и целями, как лингвокогнитивный феномен, специфическим образом преломляющий отражение окружающей действительности и конструирующий особую реальность» (10, с.50). По ее мнению, экономический медиадискурс функционирует на базе концептов «экономика», «финансы», «предприятие», «покупатель», «товар», «спрос», «предложение» и др. [10, с.51].

Т.А. Евтушина и Н.А. Ковальская отмечают, что «доминантой экономического дискурса выступает экономический текст, служащий средством коммуникации в экономической сфере и обладающий определенными особенностями в зависимости от контекста и адресованности реципиентам» [3, с. 44].

Основная задача экономического медиадискурса заключается в объективном освещении тематики, связанной с экономической сферой жизни страны, соблюдая при этом принципы достоверности, аналитичности и компетентности. Но вместе с тем необходимо отметить аксиологическую направленность медиатекстов, посвященных экономике, бизнесу и финансам. В экономическом медиадискурсе как институциональном дискурсе отражаются не только ценности «субъективно-объективного опыта определенного профессионального сообщества, обладающего своей собственной типичной моделью вербального поведения» [1, с. 65], но и ценности лингвокультуры.

В экономическом медиадискурсе ценности определяются ролью и функциями  денег в жизни человека как важнейшего показателя  финансово-материального обеспечения. В экономическом медиадискурсе актуализируются материальные ценности, а система ценностей отражается в концептуальной картине мира. Например: В основе ценностей и бизнес-процессов Газпромбанка лежит концепция устойчивого развития: по итогам 2020 года объем инвестиционных проектов с оцененным экологическим и социальным эффектом составляет более 700 млрд руб. по капитальным затратам. По данным отчетности МСФО, активы Газпромбанка по итогам первого полугодия 2021 года оцениваются в 8 трлн руб., а нормализованная чистая прибыль в первые шесть месяцев составляет 76,1 млрд руб. [12].

Основными ценностными доминантами экономического медиадискурса являются такие концепты как ПОТРЕБНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ, ДОХОД, СОБСТВЕННОСТЬ. Данные концепты образуют аксиосферу (аксиологическую концептосферу) экономического медиадискурса.

ПОТРЕБНОСТЬ:  Чтобы обеспечить потребности экономики в кадрах, Минтруд перестраивает модель центров занятости: вводятся услуги по карьерному консультированию, разрабатываются сервисы по перспективному мониторингу рынка труда, моделированию прогнозов кадрового спроса и оценки востребованных навыков  [13].

ПРИБЫЛЬ: для любого бизнеса извлечение прибыли – одна из основных задач, но она может быть построена на потребительском восприятии, а может – на взгляде в будущее [14].

ДОХОД: Российская экономика развивается более быстрыми темпами, чем ожидало правительство. «Бюджет пополняется более высокими объемами доходов. В этом году мы оцениваем дополнительные доходы плюс-минус 1,6-1,7 трлн руб.», – заявил глава Минфина Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24» [15].

СОБСТВЕННОСТЬ: Кроме этого, несмотря на обсуждение самой темы прав собственности экономистами минимум с XVIII века, пока сильно дальше констатации того, что эти права на деле являются «пучком» разнородных по природе прав (это, в частности, отмечал в статье 2008 года Армен Алчиан), которые имеет смысл анализировать в том числе отдельно, экономисты не уходили, хотя и предпринимали попытки анализа влияния отдельных «прав» из этого «пучка» на экономику [16].

Выводы. Экономический медиадискурс представляет собой конвергенцию экономического дискурса и дискурса СМИ и является одним из типов институционального дискурса. Экономический медиадискурс отличается сочетанием характеристик  научного и научно-популярного стилей. Основная цель экономического медиадискурса заключается не столько в ознакомлении читателя с событиями и новостями из сферы экономики и бизнеса, а сколько в воздействии на массового адресата путем формирования и трансляции базовых экономических ценностей.

 

Список литературы:
1. Аракелова А.Р. Лингво-аксиологические характеристики современного англоязычного дискурса моды: дисс. ... канд. филол. наук: Пятигорск, 2017. – 222 с.
2. Буянова Л.Ю. Семиотика и прагматика современного русского финансово-экономического дискурса // Актуальные проблемы русского языка и культуры речи: колл.  монография под редакцией Л.Н. Михеевой. –  Иван. гос. хим.-технол. ун-т.  – 359. – С.56-66
3. Евтушина Т.А., Ковальская Н.А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №6 (335). – С. 42-46.
4. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Академическая трибуна, 1996. – С. 3-23.
5. Любомиров  Д. Е. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов всех направлений подготовки / Д. Е. Любомиров, С. О. Петров, О. В. Сапенок. – СПб.: СПбГЛТУ, 2018. – 116 с.
6. Маркелова Т. В. Аксиологичность как имманентное свойство газетно-публицистического текста // Язык и стиль современных СМИ: межвузовский сборник научных трудов Всероссийской конференции, посвященной 80-летию проф. Н. С. Валгиной. М.: МГУП, 2007. – С. 231-238.
7. Мощева С.В. Аксиологический и гносеологический аспекты массмедиального дискурса / С.В. Мощева // Изв. высш.учеб. заведений. Сер. : Гуманит. науки. – Иваново, 2017. – Т. 8, вып. 1. – С. 72-75.
8. Присяжнюк Т.А. Исследование элементов аксиологической составляющей дискурса СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 17 (271). Филология. Искусствоведение. Вып. 66. –С. 107-112.
9. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 : Барнаул, 2003. – 430 c.
10. Тремаскина О.А. Моделирование концепта ECONOMIC CONFLICT в англоязычном медиадискурсе: дисс. …канд филол. наук / Саранск, 2020. 196с.
11. Яницкий М. С. Особенности массовокоммуникационных предпочтений в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы / М. С. Яницкий // Вестник Кемеровского государственного университета. – № 2 (22). – 2005. – С. 195 -198.
12. Электронный ресурс https://www.kommersant.ru/doc/4997272
13. Электронный ресурс https://www.kommersant.ru/doc
14. Электронный ресурс https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/09/27/vserossiiskii-forum-nauka-i-obrazovanie--dlya-ustoichivogo-razvitiya-proshel-v-severnoi-stolitse
15. Электронный ресурс  https://www.vesti.ru/finance/article/2604588
16. Электронный ресурс  https://www.kommersant.ru/doc/4529020?query