Статья:

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ С 1930-Х ПО 1960-Е ГОДЫ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Сюй Х. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ С 1930-Х ПО 1960-Е ГОДЫ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ С 1930-Х ПО 1960-Е ГОДЫ

Сюй Хао
художник-живописец (станковая живопись), Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, лектор, Хайнаньский университет, Китай, провинция Хайнань

 

THE MAIN FEATURES OF SOVIET PAINTING WITH MILITARY THEMES FROM THE 1930S TO THE 1960S

 

Xu Hao

Artist-painter (easel painting), Ilya Repin St. Petersburg Academy of Arts Lecturer, Hainan University, China, Hainan Province

 

Аннотация. Тема войны − самая важная тема в советской масляной живописи, имеет свои отличительные особенности с точки зрения содержания, формы и презентации. В статье рассматриваются и обобщаются характеристики военных картин советского периода.

Abstract. The theme of war is the most important theme in Soviet oil painting and has its own distinctive features in terms of content, form and presentation. The article examines and summarises the characteristics of war paintings from the Soviet period.

 

Ключевые слова: живопись; война тематика; советский союз; масляная живопись; художественное творчество.

Keywords: painting; war theme; soviet union; oil painting.

 

Тема войны − самая важная тема в советской масляной живописи. Крещение в Гражданской и Отечественной войнах укрепило благородный патриотизм и чувство социальной ответственности советских художников, Художники встретили войну лицом к лицу, используя свои картины, чтобы вдохновить людей, поднять их боевой дух и активно поддержать борьбу. В свои произведения он вложил возвышенные патриотические чувства и национальный этнос, создав множество популярных шедевров. Основные характеристики советских военных картин можно резюмировать следующим образом.

1. В советских картинах на военные темы присутствует возвышенный социалистический дух. Литературное и художественное творчество в Советском Союзе долгое время направлялось правительством, и произведения создавались с явным политическим и идеологическим уклоном. Например, доминирующим стилем живописи в Советском Союзе с 1930-х по 1960-е годы был социалистический реализм. Этот социалистический реалистический подход к творчеству, прежде всего, основан на социализме и несет в себе дух социализма. Этот политически ориентированный подход еще больше проявляется в создании картин на военную тематику. Создание картин на военную тематику должно соответствовать духовной ориентации социализма по теме и замыслу, с четким суждением о революционной позиции. Выбор тематических изображений сосредоточен на великой практике социалистической революции и необходимости использовать искусство как оружие для поддержки развития и строительства социализма. То есть создавать произведения, которые отвечают социализму [1, с. 10]. Другими словами, художник должен выбрать типичные персонажи и события, которые отражают дух социализма, подлежащий изображению. Художники были относительно объективны и реалистичны в своих работах, но в соответствии с политической ориентацией они прославляли и возвеличивали свои сюжеты, чтобы представить героев коммунистической жертвенности и светлое будущее советской власти.

Например, "Мать партизана", автор А. М. Герасимов [рис. 1]. Композиция картины проста, а главная фигура нарисована деликатно и богато. Мать партизана, стоящая перед врагом, смотрит решительно и слегка презрительно, без страха. Вражеский офицер стоит на фоне дыма, все его тело почти полностью скрыто в тени, а мать героя стоит лицом к солнцу, окруженная ярким светом, в резком контрасте. Картина намеренно подчеркивает тему и задает настроение, как в отношении света, так и в изображении фигур, передает твердую веру в победу коммунистического дела, имеет четкую политическую направленность и весьма характерна для социалистической литературы и искусства.

 

Рисунок 1. А. М. Герасимов, "Мать партизана, партизанка", размер неизвестен,

масло на холсте, 1943 г. Фото кредиты

 

2. В работе присутствует романтический стиль. Романтизм − это фундаментальный подход к созданию литературы и искусства, выступающий за то, чтобы художники добавляли в творческий процесс собственное воображение и креативность. Художник стремится выразить собственное страстное стремление к идеальному миру, используя богатую образность и преувеличение, чтобы сформировать объект выражения из субъективного мира художника [3, с. 343]. Горький верил, что романтизм может вдохновить практические революционные взгляды, взгляды, которые действительно изменят мир. Интеграция романтизма в творческую деятельность, сочетающая самую серьезную и трезвую работу борьбы и практической жизни с великим героическим духом и ярким революционным мировоззрением, может лучше вдохновить энтузиазм и отношение людей к революции, что называется революционным романтизмом [2, с. 26-31]. Например, "Допрос коммуниста", автор Б. В. Иогансон [рис. 2]. Советская военная живопись включает в себя романтические художественные выражения на основе реализма, делая произведения полными эмоционального воздействия и достигая идеального сочетания революционных идеалов и реальности. Два арестованных коммуниста изображены высокими и подтянутыми, и хотя им предстоит жестокий допрос, они не чувствуют ни малейшего страха в своих телах. Благодаря сочетанию романтизма и реализма, работы приобретают более жизненный и вызывающий характер.

 

Рисунок 2. Б. В. Иогансон, "Допрос коммуниста", 211 x 279 см ,

Масло на холсте, 1933 г. “1000 примеров русской исторической живописи”

 

3. Еще одной отличительной чертой советской военной живописи является использование эпизодических и драматических приемов. Использование эпизодических приемов имеет сильную традицию в советской живописи, а в советских военных картинах творцы часто выбирали для изображения сиюминутные эпизоды. Выражение темы зависит от сюжета, который выбирается с субъективным вымыслом, создавая идеализированные драматические совпадения и конфликты. Воспроизводит конкретную практическую и историческую реальность, усиливая повествование и воздействие с помощью драматического сюжета. Однако выбор эпизодических моментов не произволен; они должны быть подобраны таким образом, чтобы вызывать ассоциации и связывать всю историю. Есть определенные аллюзии на причины и следствия этой истории. Например, в "Письме с фронта" Лактионова [рис. 3] автор не решил изобразить сцену напряженного боя. Художник искусственно запечатлел момент чтения любимым человеком письма из тыла, связывая солдата и его семью на фронте через момент чтения письма. Использование внешнего света также используется для передачи прекрасной атмосферы послевоенного времени и теплоты привязанности семьи к солдатам на фронте. Письмо от семьи помещает зрителя в центр картины, чтобы он задавал вопросы и создавал ассоциации, что лучше выражает смысл произведения и эмоции автора.

 

Pисунок 3. А. И. Лактионов, "Письмо с фронта", 225 × 155 см,

Масло на холсте, 1947 г.

 

Список литературы:
1. Беванли. Российская культура и искусство в переходный период [М].    Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2011:20. 10
2. Мэн Чанг. Избранные литературные эссе [М]. Пекин: Издательство народной литературы, 1958:26-31.
3. Юань Шицюань. Энциклопедический словарь современного Китая [М]. Пекин: Издательство "Хуася", 1990:343.