Статья:

ВОПРОСЫ МАСТЕРСТВА ВЕДУЩИХ В АВТОРСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Журналистика

Выходные данные
Эрмаматова К.Р. ВОПРОСЫ МАСТЕРСТВА ВЕДУЩИХ В АВТОРСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОПРОСЫ МАСТЕРСТВА ВЕДУЩИХ В АВТОРСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ

Эрмаматова Кумушбиби Расуловна
независимый исследователь Узбекского государственного университета мировых языков по направлению журналистики, Узбекистан, г. Ташкент

 

ISSUES OF SKILL OF TV-PRESENTERS IN AUTHOR'S TV PROGRAMS

 

Kumushbibi Ermamatova

Independent researcher of Uzbek State University of Foreign Languages in Journalism, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. Среди видов СМИ телевидение является наиболее влиятельным и относительно быстроразвивающимся и имеет неограниченные возможности. Сегодняшняя эпоха требует, чтобы тележурналисты через свои творческие программы изучали все проблемы и вопросы общества, анализировали их или готовили развлекательные, духовно-познавательные передачи, а не просто доносили информацию до аудитории. В результате создаются новые шоу, их структура, композиция, технологии создания отражают современные тенденции. Это показывает актуальность их исследования и анализа.

Изучать авторские программы на мировом и узбекском телевидении, проводить их сравнительный анализ и выявлять их сходства и различия; сравнительное изучение вопросов языка, стиля и мастерства в авторских передачах на примере работы отдельных журналистов является актуальным. В статье рассматривается характерные черты журналистов-телеведущих в национальном и мировом телевидении.

Abstract. Among the types of media, television is the most influential and relatively rapidly developing and has unlimited possibilities. Today's era requires that TV journalists through their creative programs study all the problems and issues of society, analyze them or prepare entertaining, spiritual and educational programs, and not just convey information to the audience. As a result, new shows are created, their structure, composition, creation technologies reflect current trends. This shows the relevance of their research and analysis.

Study author's programs on world and Uzbek television, conduct their comparative analysis and identify their similarities and differences; a comparative study of the issues of language, style and skill in author's programs on the example of the work of individual journalists is relevant. The article discusses the characteristic features of journalists-television presenters in national and world television.

 

Ключевые слова: ведущий; авторская программа; медиа; журналист; мастерство.

Keywords: presenter; author's program; media; journalist; skill.

 

«В 1980-е годы важное место на телевидении стали занимать авторские передачи», – пишет исследователь В. Ходаковский.[1] В то же время в авторских передачах стали формироваться уникальные традиционные и национальные черты. Лучшими образцами первых программ такого рода на узбекском телевидении являются «Акс-садо» Куддуса Азамова, «Етти иқлим садоси», «Халқаро воқеалар шарҳловчи нигоҳида», «Савол беринг – жавоб берамиз» Кабилбека Каримбекова, программа «Сирли сандиқ» Рахимбоя Джуманиёзова, «Мавзу» РозибояКолдошева. Примечательно, что большинство этих работ были показаны на телеканале «O‘zbekiston» и они известны в народе.

Следует отметить, что на первый план в тележурналистике выходят ведущие. Ведущий – главное лицо телеканала. Многие авторы телепередач являются ведущими этих шоу. Они различны по своей стилистике, позиции, имиджа и речи.

Проанализируем авторов-редакторов, много лет работающих над подготовкой авторских передач на изучаемых объектах, добившихся определенных достижений и создавших в этом плане уникальную школу, а также их программы:

1.К.Аъзамов

- Общая характеристика: политический обозреватель, заслуженный журналист Республики Узбекистан, кавалер ордена «Дустлик», лауреат конкурса «Золотое перо».

- Авторские передачи: «Как я люблю Узбекистан», «Страна чудес», «Лицом к лицу», «Исповедь», «Эхо», «Отношение».

- Тематика освещения: общественно-политическая.

- Характеристика автора-ведущего: комментарии к событиям на политической арене нашей страны и мира. Он неравнодушен к актуальным социальным проблемам текущего периода и выносит их на показ в качестве темы. Каждую неделю готовит новый выпуск программы. Активен в выражении своего мнения. Формальность, серьезность, хладнокровие, умение управлять большой аудиторией. Однако в некоторых спорных местах программа пытается отвлечь тему, преувеличить положительные стороны политических процессов и не всегда придерживается принципа беспристрастности. Он пытается навязать свою точку зрения другим.

2.И.Рахматуллаева

- Общее определение: журналист, телеведущий. В «Золотой фонд» УзМТРК принято более 150 программ. Написано более 100 научных и научно-публицистических статей, посвящённых современным телевизионным процессам.

- Авторские передачи: «Исследование», «Семейное заклинание», «Письмо», «Дневники», «Жертвы репрессий».

- Тематика освещения: социальная, культурно-просветительская, научная, литературная.

- Характерные черты автора-ведущего: умело использует в передаче художественно-публицистический стиль, текст и экспрессия привлекательны, спокойны и сдержанны. Предоставляет информацию о жизни великих людей в уникальном подходе. Одним из достижений, связанных с её работой, является то, что она глубоко излагает свое мнение, полностью раскрывает выбранную тему. Как ведущая она отличается своим повествованием и артистичным тоном. Когда она говорит на камеру, может создаться впечатление, что она общается со зрителем. Отдельно стоит отметить, что говорить прямо на камеру – отличительная черта автора-ведущего. Характерна убедительность в её словах, акцентирование внимания на особых местах.

3.Н.Вахидова

- Общее определение: журналист, телеведущий.

- Авторские передачи: «Маънавият сарчашмалари», «Таклифлар ва ташрифлар», «Мезон», «Қўли гул уста», «Бекат”, «Марварид», «Аёл бахти», «Қорачиқ», «Йўлчироқ», «Дўстлар даврасида».

- Тематика освещения: социальная, культурно-просветительская, развлекательная.

- Черты, характерные для автора-ведущего: быстрота мышления, богатый словарный запас, легкость в общении с респондентами являются главными аспектами. Искренность, отзывчивость, человеколюбие и жизнерадостность составляют основу лидерской деятельности. Имеет большой опыт и навыки в составлении развлекательных программ. Быстрая подготовка авторских шоу в нескольких типах и количествах.

4. Г.Мусажонова

- Общая характеристика: журналист, телеведущий, лауреат конкурса «Золотое перо».

- Авторские передачи: «Оддий ҳақиқатлар», «Эксклюзив суҳбат», «Азиз сиймолар», «Мен билган ҳақиқатлар».

- Тематика освещения: социальная, культурно-просветительская, литературная.

- Характеристика автора-ведущего: спокойная, серьёзная речь, передача мыслей на понятном языке, тщательный подбор и использование каждого слова – достижение деятельности автора-ведущего. Также наблюдаются такие черты, как постановка социальных проблем, холодное выражение своей точки зрения, отведение особого места анализу реалий.

При изучении деятельности этих авторов-ведущих выяснилось, что у каждого из них были свои достижения. Холодный подход к анализу информации у Гульмиры Мусаджоновой более заметен, а у Нозимы Вохидовой больше простора для выражения чувств и переживаний. Логически некорректно противопоставлять эти две характеристики. Потому что формат шоу, по сути, автор выбирает в определенном стиле. Даже если проблема, поднятая этими двумя журналистами, одна и та же, их подход может быть выражен по-разному. Это сейчас аспект, связанный с её позицией, мировоззрением. Г. Мусаджонова ставит во главу угла высказывание своих истин и мыслей открыто. В выпуске передачи «Мен билган ҳақиқатлар», посвящённой Шарафу Бошбекову, ведущий сказал: «Говорить правильные слова в тишине – это смелость. Почему-то многие ждут этой смелости от интеллигенции, особенно от писателей и журналистов. Ведь вам дано слово, ваше оружие оправдывает себя тем, что это слово. Но не будем забывать об одном: у каждого из нас есть возможность говорить правду. Но, к сожалению, большинство из нас боятся говорить правду», – начинает она программу. Следует отметить, что в авторских программах относительно больше наблюдается выражение собственной позиции. В самом начале программы журналист призывает телезрителей задуматься, тщательно подбирая слова, стараясь говорить чётко, не вдаваясь в подробности. Русский исследователь П. Гуревич пишет: «Вы думаете, что успешно работаете над своим имиджем. Однако телезрители видят и замечают фальшь. Одним из факторов достижения успеха является образ лидера, возникающий из его естественного состояния. На самом деле в Г. Мусаджоновой преобладает искренность. Это отражается и на внешнем имидже ведущего. Стремится к естественности в образе и поведении. В речи Н. Вахидовой количество слов велико, мнения формируются длинными предложениями. Иногда встречаются небольшие отклонения от сути выбранной темы. Тем не менее, программная речь имеет сильную способность привлекать внимание аудитории. Н. Вахидова: «Говорят, всему есть конец: терпению, любви, друзьям, даже страданию. Но нет конца мечтам и желаниям и, конечно же, сладким воспоминаниям. Мы снова приглашаем вас в путешествие к тем сладким воспоминаниям, по традиции. Наш сегодняшний герой, народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов, весело проводит время в кругу своих друзей», – начинается одна из передач. [2] В речи есть искренность, но много повторений. При изучении речи ведущего было установлено, что он отличался от других этим образом, то есть говорил быстро и эмоционально, давал красивые описания собеседникам, стремился вести разговор, а не быть только вопрошающим и слушателя в процессе общения. Однако следует сказать о некоторых несоответствиях в логической последовательности мыслей и речи. Это можно объяснить наличием собственного стиля, опирающегося на спонтанную речь. Такие ситуации, как присутствие автора в процессе непосредственного интервью и беседы, вступление в диалог, нахождение и понимание языка респондента, можно наблюдать в передачах этих двух авторов-ведущих.

 

Список литературы:
1. Ходаковский В. Телепрограмма «Взгляд» в исторической перспективе. Выпуск № 1. // http://www.mediascope.ru/телепрограмма-«взгляд»-в-исторической-перспективе // 
2. Do‘stlar davrasida / IsmoilJalilov. Телеканал “Madaniyat va ma’rifat”. От эфира 09.10.2022.
3. Кайда Л. Авторская позиция в публицистике (функционально-стилистическое исследование современных газетных жанров): автореф. дис. д-ра филол. наук. – М.: МГУ, 1991.
4. Каримов А. Аудиовизуал журналистика. – Т.: “O‘zbekiston” НМИУ, 2019.
5. Кустарёв А. Конкуренция и конфликт в журналистике / Pro etcontra, 2000. № 4.
6. Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
7. Цвик В. Телевидение, системные характеристики. – М., 1998. – 49 с.