Статья:

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ДЖАЛАЛИДДИНА РУМИ И ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур)

Выходные данные
Салах А.Х. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ДЖАЛАЛИДДИНА РУМИ И ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ДЖАЛАЛИДДИНА РУМИ И ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО

Салах Абдуль- Хуссейн Сальман
ассистент, Кафедра русского языка, Багдадский университет, Ирак, г. Багдад

 

THE THEME OF LOVE IN THE POETRY OF JALALIDDIN RUMI AND VLADIMIR MAYAKOVSKY

 

Salah Abdul-Hussein Salman

Assistant, Department of the Russian Language, Baghdad University, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. В настоящей статье анализируется смысл, интерпретация и сравнения, который делали в своем творчестве, описывая любовь, Джалалиддин Руми и Владимир Маяковский. Кроме того, представлено краткое описание жизненного пути поэтов. Предпринимается попытка исследования выразительных средств, которые использовали поэты при описании и выражении любви. В статье приводятся цитаты авторов для более точного и углубленного понимания сути и места любви в их творчестве.

Abstract. This article analyzes the meaning, interpretation and comparisons that Jalaliddin Rumi and Vladimir Mayakovsky made in their work describing love. In addition, a brief description of the poets' life path is presented. An attempt is made to study the expressive means that poets used when describing and expressing love. The article quotes the authors for a more accurate and in-depth understanding of the essence and place of love in their work.

 

Ключевые слова: Владимир Маяковский; Джалалиддин Руми; любовь; поэзия; жизнь; смысл; бытие; женщина; лирика; арабские поэты; поэты Серебряного века.

Keywords: Vladimir Mayakovsky; Jalaliddin Rumi; love; poetry; life; meaning, being; woman; lyrics; Arab poets; poets of the Silver Age.

 

Одной из основополагающих тем в мировой культуре и искусстве является тема любви. Данная тема является настолько всеобъемлющей, и вместе с тем субъективной (поскольку зачастую каждый поэт писал о своей собственной, больше ни кем не пережитой любви) категорией, что практически каждый поэт тем или иным образом касался ее в своем творчестве. Любовь представляет собой нежное чувство, и любой человек испытывал ее либо рано или поздно испытает.

Любовь является одним из самых сильных чувств, которое может испытать человек вообще в своей жизни. В случае любви человек сильно привязывается к другому человеку, постоянно думает о нем, волнуется, когда оказывается рядом с ним. Это и симпатия, и чувства, и уважение, и преданность. К любви можно отнести как сильные, позитивные и эмоциональные чувства, так и классическое удовольствие от пребывания вместе с любимым человеком. Естественно, любовь матери имеет сильные отличия от любви супруга.

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

О любви писали во все времена. Любовные переживания находят выражения в словах, а радости и муки любви взывают к поэзии. Еще в древнегреческой поэзии тема любви стала принимать важнейшее значение, в частности, поэзия Алкея, Диоскурама и пр. Таким образом, конкретно в поэзии о любви стали писать еще в III-II тысячелетии до н.э.

Арабские поэты крайне ярким образом раскрывали тему любви в своем творчестве, используя обилие метафор и эпитетов – это Омар ибн Аби Рабиа (VII – VIII вв.), Кайс ибн аль-Мулаввах (VII - VIII вв.), Имру аль-Кайс (497 – 544 гг.), Джалаладдин Руми (1207 – 1273 гг.) и пр. [3, c. 16].

Что касается русских поэтов, писавших на тему любви, то охватить всех авторов в данной статье не представляется возможным: Маяковский, Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Тютчев, Фет, Баратынский – это лишь малая часть всех, кто писал о любви.

Джалалиддин Руми родился 30.09.1207 г. в г. Балхе (сейчас это Афганистан). Годы жизни поэта пришлись на важнейшие исторические события, основным из которых можно с уверенностью назвать нашествие Чингиз Хана на Среднюю Азию и Иран. Монгольское нашествие подмяло под себя многие города, включая Самарканд, Ургенч, Бухару и пр. Отец Руми незадолго до монгольского вторжения уехал в Мекку вместе с семьей. Стоит отметить, что на дальнейшее творчество Руми оказало влияние встреча с поэтом Суфи Санои. Это было как раз по пути из Балхи в Мекку, в Нишопуре. После теплой беседы Санои подарил Руми собственную книгу «Асрорноме», сформировавшую дальнейший стиль и мысль Джалалиддина [4, c. 14].

После паломничества семья Руми стала постоянно жить в Лорендо. Тут Руми обзавелся своей семьей, у него родились два сына. Однако, Лорендо не стал последним пунктом жизни семьи Руми – спустя два года все жили уже в г. Конья (территория Турции на данный момент). Тогда же отец Джалалиддина был приглашен ко двору, получил сан шейха крупного духовного наставника. После смерти отца Руми этот чин перешел к нему самому. Необходимо отметить, что уже в то время Джалалиддин Руми хорошо владел суфийской техникой духовного совершенствования и знал эзотерику.

После того, как умер духовный наставник Руми, Термизи, Джалалиддин занял его должность. Он в это время продолжает заниматься духовными практиками. Учителем его был тогда философ, историк и поэт Камалиддин Ахмад (Ибнул-адим). Спустя несколько месяцев Руми создает отдельную секту, противостоящую ритуальным церемониям и религиозно-этическим правилам [4, c. 21]. Таким образом, Руми считал, что любовь, помимо классического чувства любви к женщине, означает еще и желание самосовершенствоваться, достигать гармонии с мистической реальностью:

Что за польза в промедленье, если с миром ты одно!

Путь у нас с тобой совместный − так идем же в погребок!

Пей вино из кубка страсти к похищающей сердца,

Вера и безверье − басни, болтовня − какой в них прок! [3, c. 30].

Кроме того, любовь для Руми в дружбе и взаимном познании. Тот же Тебризи навеки занял особо место в сердце Руми. Джалалиддин посвятил множество стихотворений Тебризи, в частности «Диван»:

Я спросил: «Ты откуда?» Вопрос удивил его мой.

Он ответил с улыбкой: «Мой край − Туркестан с Ферганой

Я был создан из глины с водой вместе с сердцем, душой;

Моя родина − Жемчуг старинный и берег морской» [3, c. 34].

Вообще любовь по сути занимает центральное место в поэзии Руми – встречаются и стихи о любимой, и размышления о любви как о высоком чувстве, и об одинокой любви. Кроме того, зачастую Руми соединяет любовь со смертью:

«О те, кто из клетки уже улетел! Покажитесь, явите ваш лик!

О те, чья ладья потонула в волнах! Из воды появитесь, как рыба на миг.

Иль, быть может, подобно жемчужине, в ступе дней размололо вас в пыль?

Все равно, то не пыль, а сурьма: ею время наводит красу на глаза.

О все, кто рожден! Когда смерть постучит в вашу дверь, не пугайтесь!

Смерть − второе рожденье для тех, кто влюблен. Так рождайтесь, рождайтесь!» [4, c. 99].

К сожалению, в начале декабря 1273 г. Руми попал под ливень, возвращаясь домой, а на следующее утро его тело объял жар. 17 декабря 1273 г. Руми умер от лихоманки в г. Конья (Турция). Проводить его в последний путь пришли тясячные толпы разных национальностей.

По Руми любовь целиком определяет мир суфия, включая его психологические состояния. Для того, чтобы понять любовь, ее нужно, прежде всего испытать. Джалалиддин нередко отмечает, что любовь невозможна, можно спорить о любви на протяжении многих столетий, и так и не исчерпать эту тему до конца. Словами любовь не описать [3, c. 40].

И все же, Руми был уверен, что любовь создана для того, чтобы ее реализовывали, а не просто рассуждали о ней. Также поэт часто использует различные сравнения – любовь – это жажда, святая вода, река и пр. У Руми лишь Бог достоен любви. Женщина же у Руми олицетворяет в первую очередь красоту, милосердие, доброту [4, c. 101].

Кроме того, встреча с внутренней экзальтированностью мира возможна у Руми только в состоянии любви. Следовательно, любовь у Руми, точнее, состояние любви, позволяет расширить границы своего «Я», найти путь для самосовершенствования.

Таким образом, любовь у Руми носит всеобъемлющий характер, поскольку Джалалиддин всю природу, космос, сущее и необъятное относит к божественному началу. Лишь в состоянии любви к Богу можно самосовершенствоваться, достигать максимума своего духовного развития. Причем Бог у всех один, у Руми он – прежде всего, объект просветления, познания, развития.

Владимир Маяковский родился в конце XIX в. – 07.07.1893 г. в с. Багдады, Кутаисской губернии Грузии. В 1908 г. Маяковский вступил в партию большевиков. В конце марта того же года он нарвался на засаду – как следствие, арест. Аресты чередовались в жизни начинающего поэта постоянно, что так или иначе наложило определенный отпечаток на Маяковского как футуриста. В училище у Маяковского лучшим другом был Давид Бурлюк, которому так понравились первые стихи Владимира, что это мотивировало Маяковского на продолжение своего творчества. Можно сказать, что Бурлюк пробудил в Маяковском поэта [6, c. 18].

В январе 1917 г. Маяковский переезжает из Москвы в Санкт-Петербург. До 1930 г. он активно пишет, печатается, преимущественно выходят именно стихи в жанре футуризма и социального реализма («Подлиза», «Служанка», «Сплетник» и пр.).

14 апреля 1930 г. Маяковский покончил жизнь самоубийством выстрелом из револьвера, оставив после себя письмо, адресованное «Всем» [6, c. 88].

Что касается любовной темы в поэзии Маяковского, необходимо отметить, что в его жизни было множество различных любовных увлечений, как серьезных, так и быстротечных. Однако, главной героиней его любовных стихотворений была Лиля Брик – единственная по-настоящему сильная и светлая любовь Маяковского. Многие женщины не понимали масштаб, величину Маяковского, которую именно Лиля Брик так слишком ценила, что вызывало у поэта сильное чувство.

Определенным показателем всей сущности все же непростных отношений Маяковского и Брик можно назвать стихотворение «Лиличка!» (1934 г.). На первый взгляд, сюжет стихотворения не кажется каким-то слишком оригинальным. Герой сильно влюблен, однако, его возлюбленная относится к нему не с таким пиететом, и, вероятно, может оставить его в любой момент:

...Кроме моря любви твоей,

мне нету моря,

а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя, уставший слон −

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем [5, c. 15].

В 1915 г. Маяковский написал еще два стихотворения на тему любви – поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» (как бы продолжение «Облака…»). Связь этих поэм имеет место даже в тексте «Флейты…»:

Вот я богохулил.

Орал, что бога нет,

а бог такую из пекловых глубин,

что перед ней гора заволнутеся и дрогнет,

вывел и велел:

люби!

Естественно, отличительной чертой Маяковского являются острые и оригинальные авторские метафоры:

Я душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами,

закачался над ней.

Или:

Я сегодня буду играть на флейте,

На собственном позвоночнике [1, c. 33].

Как видно из стихотворения, Маяковский определяет в качестве любви не обязательно романтическое начало, присущее многим поэтам. Зачастую он используется, казалось бы, несочетаемые с понятием любви, понятия – «позвоночник», «штаны».

Маяковский писал про любовь, отталкиваясь от событий в своей реальной жизни. В том же «Облаке в штанах» прототипом Марии является уже упомянутая Лиля Брик. Здесь молодой и талантливый поэт томится в своих переживаниях, любя Марию.

Здесь нет явного конкурента, кто может украсть Марию, кого она любит. Однако, это более грозный противник – деньги и хорошая жизнь.

Таким образом, главные стихи Маяковского о любви – «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «Люблю», «Про это». В раннем творчестве поэта заявленная тема пресыщена романтикой, а после революции уже получает яркий оттенок социализма. Кроме того, в отличие от того же Джамалиддина Руми, у Маяковского духовная и телесная стороны любви не разделяются. Тем более, у Руми любовь возможна только к Богу, а у Маяковского по сути лишь к женщине. Если у Руми главным является Бог, то у Маяковского – любовь. Любовь – это жизни. Лишь любя, можно писать стихи, творить, жить и пр. Если любви нет, то и все остальное умирает, остается одна зола.

Объединяющим признаком творчества Руми и Маяковского является то, что оба поэта писали о любви, заимствуя события исключительно из своей реальной жизни. Если в тексте поэтов и встречаются выразительные средства, то это лишь для того, чтобы усилить реалистичность сюжета. Маяковский же, даже в контексте социально-ориентированного творчества писал о любви, используя яркие сравнения и переносные значения.

 

Список литературы:
1. Карабчиевский Ю.Н. Воскресение Маяковского / Ю.Н. Карабчиевский. - М.: Советский писатель, 2017. – 220 с.
2. Михайлов А.П. Маяковский. ЖЗЛ / А.П. Михайлов. − М.: Молодая гвардия, 2018. – 301 с.
3. Одилов Н.Ф. Мировоззрение Джалалиддина Руми / Н.Ф. Одилов. − Душанбе: «Ирфон», 1974. – 114 с.
4. Османов Н.Н. Джалалиддин Руми / Н.Н. Османов. − М.: Союз, 1986. – 122 с.
5. Перцов В.В. Маяковский. Жизнь и творчество / В.В. Перцов. − М.: Классик, 2016. – 205 с.
6. Сербин П.К. Изучение творчества Владимира Маяковского / П.К. Сербин. − М.: Молодая гвардия, 2018. – 340 с.