Статья:

ПЕЙЗАЖ В СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГИ ДЕ МОПАССАНА И И.Д. СУРГУЧЕВА

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Логунова О.Н. ПЕЙЗАЖ В СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГИ ДЕ МОПАССАНА И И.Д. СУРГУЧЕВА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(77). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕЙЗАЖ В СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГИ ДЕ МОПАССАНА И И.Д. СУРГУЧЕВА

Логунова Олеся Николаевна
учитель русского языка и литературы, канд. филол. наук, МБОУ СОШ № 21, РФ, г. Ульяновск

 

LANDSCAPE IN THE SEMANTIC-STYLISTIC STRUCTURE OF THE WORKS OF GUY DE MAUPASSANT AND I.D. SURGUCHEVA

 

Olesya Logunova

Teacher of Russian language and literature, candidate of philological sciences, MBOU secondary school No. 21, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Природа в произведениях Ги де Мопассана играет большую роль, так как является одним из средств психологического анализа. Мопассан прекрасно подмечает мелкие детали, показывает то или иное настроение. Психология героя и пейзаж  у Сургучева  дополняют друг друга. Природа у Сургучева это не просто ландшафт, меняющийся во время разных времен года и суток, Сургучев показывает природу в ее постоянно новых состояниях, которые она каждый раз сама творит. Пейзаж выполняет разные функции. У Ги де Мопассана и у И.Д. Сургучева встречается в основном психологический пейзаж.

Аbstract. Nature in the works of Guy de Maupassant plays a big role, as it is one of the means of psychological analysis. Maupassant perfectly observes small details, shows one or another mood. The hero’s psychology and landscape at Surguchev complement each other. The nature of Surguchev is not just a landscape that changes during different seasons and days, Surguchev shows nature in its constantly new states, which she creates each time. Landscape performs different functions. Guy de Maupassant and I.D. Surgucheva is found mainly in a psychological landscape.

 

Ключевые слова: пейзаж; психологизм; психологический анализ; сюжет – прозрение; внутренний мир.

Keywords: Landscape; psychologism; psychological analysis; plot – insight; inner world.

 

Ги де Мопассан написал свой роман «Жизнь» в 1883 году. В этом произведении Мопассан изображает человеческую жизнь, человеческую душу со всеми ее перипетиями, радостями и печалями, тревогами и моментами счастья. То же самое мы можем сказать и о многих произведениях И.Д. Сургучева. Недаром его называют «живописцем души». И.Д. Сургучев, образованнейший человек, прекрасно знал роман Ги де Мопассана «Жизнь». Можно предположить, что формы изображения пейзажа он частично заимствует у Ги де Мопассана. В настоящем исследовании нами предпринята попытка сравнительного анализа функций пейзажа в произведениях Ги де Мопассана и И.Д. Сургучева. Материалом для анализа являются пейзажные описания в романе Ги де Мопассана и в рассказах и повестях И.Д. Сургучева. Цель данного исследования: рассмотреть и проанализировать пейзаж в художественной литературе и критике, его роль и функции в произведениях Мопассана и И.Д.Сургучева.

Пейзаж (фр. le paysage от le pays – страна, местность) – изображение природы в литературном произведении, выполняющее различные функции в зависимости от стиля и метода автора. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия. Природа является частью предметного мира, изображенного в произведении. Эта функция пейзажных зарисовок наиболее древняя. Она возникла еще во времена устного народного творчества и очень часто используется в литературе 19 и 20 века. Практически невозможно представить себе эпическое произведение, в котором отсутствовало бы описание пейзажа. Зачастую в драматическом произведении мы также встречаем то или иное описание природы, при условии, что действие произведения не происходит в помещении (драмы А.Н. Островского). В современном литературоведении нет единого определения пейзажа. В своем исследовании мы будем пользоваться определением пейзажа, которое дается в словаре Тимофеева Л.И., Тураева С.В. Пейзаж – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя  [5, с. 265].

Природа в произведениях Мопассана и Сургучева играет большую роль, так как является одним из средств психологического анализа. Мопассан прекрасно подмечает мелкие детали, показывает то или иное настроение. Весь мир меняется и сопереживает героине романа «Жизнь», и показывается это через пейзаж.

Мопассан в плане изображения пейзажа очень многое взял от Г. Флобера. Описание пейзажа у этих писателей очень схожи. Г.Флобер считал, что пейзажный элемент принимает на себя функцию доказывания чувств и мыслей героя средствами, находящимися за пределами словесного выражения. Иначе говоря, природа начинает перекликаться с душевным состоянием персонажа: она живет, изменяется, гармонируя или контрастируя с переживаниями героев, так буря отражает порыв человеческих страстей, тишина подчеркивает умиротворенное безмолвие или гнетущее одиночество. Это так называемый сентиментальный пейзаж, отражающий внутренний мир персонажа[6, с. 123] .

Пейзаж в первом романе Ги де Мопассана поистине играет огромную роль. «Жизнь» – это неторопливый рассказ о судьбе женщины. Главная героиня романа – Жанна, девушка, воспитанная в мире своих грез, мечтаний. Ее жизнь – это процесс развенчивания ее нереальных воззрений на все окружающее. Именно поэтому в ходе повествования Мопассан тесно связывает жизнь Жанны  с окружающим ее пейзажем. Когда Жанна только уезжает из монастыря и возвращается домой, читатель видит  прекрасные картины природы, которая радуется жизни так же, как и сама героиня. Но когда начинаются разные злоключения с Жанной (измены мужа, его смерть, смерть ее матери, а потом отца), читатель видит другой пейзаж – краски природы кардинально меняются: появляются серые, черные, темные тона. При помощи пейзажей Мопассан старался как можно лучше передать настроение главной героини, ее эмоциональное, душевное состояние [1, с.101] .

Вот Жанна, героиня романа «Жизнь» на пороге замужней  жизни вслушивается в звуки и шорохи прекрасной весенней ночи: «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь. Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к дуновению счастья. И она стала мечтать о любви» [2, c. 10]. Весь пейзаж откликается на приподнятое настроение Жанны, она еще крайне неопытна, на мужа она смотрит с любовью, на весь мир – с восхищением: «Где-то вдали чирикнула птичка. В листве раздалось щебетанье; сперва робкое, оно мало-помалу окрепло, стало звонким, переливчатым, понеслось с ветки на ветку, с дерева на дерево. Жанна вдруг почувствовала, что ее заливает яркий свет; она подняла опущенную на руки голову и зажмурилась, ослепленная сиянием зари. Гряда багряных облаков, полускрытая тополевой аллеей, бросала кровавые блики на просыпающуюся землю. И, прорывая лучистую пелену, зажигая искрами деревья, долины, океан, весь горизонт, неторопливо выплыл гигантский огненный шар» [2, c. 24].

Особое внимание следует обратить на описание интерьера комнаты Жанны, потому что даже в нем присутствуют элементы пейзажа. В частности, интересно описание кровати героини: «При виде кровати Жанна вскрикнула от восторга. Четыре птицы из черного дуба, навощенного до глянца, поддерживали постель с четырех концов и, казалось, охраняли ее. По бокам тянулись широкие резные гирлянды цветков и фруктов; а четыре искусно выточенных колонки с коринфскими капителями подпирали низ из переплетенных роз и купидонов. Ложе было монументальное, но при этом очень изящное, невзирая на суровый вид дерева, потемневшего от времени. Покрывало на постели и драпировки полога сияли, как два небосвода. Они были из тяжелого синего шелка с вытканными золотом крупными геральдическими лилиями» [2, с. 12]. Подробно об этом пишет Е.Н. Пащенко. Исследователь отмечает, что «птицы являются символом непереходного, символом духа, души, божественного проявления, духов воздуха, возможности общаться с богами. Также птица символизирует мечту» [3, с. 3]. В мифологии птица связывается с какими-то отрицательными изменениями. Цветы и фрукты являются символами  любви и дружбы. Купидон — сын богини любви Венеры и является символом любви. Как правило, его мы воспринимает как посланника любви. Символом страстной любви являются издавна розы. Однако розы являются и символом грусти по прошлому, по юности, которая прошла.  На пологе кровати были изображены лилии. Лилия является одним из наиболее неоднозначным символов среди цветов — отождествление с христианской религиозностью, чистотой души, невинностью [3, с. 3]. С этим описанием читатель встречается в самом начале книги, когда мы еще видим Жанну влюбленной, счастливой, полной надежд, но птицы говорят читателю о близких разочарованиях и несчастьях.  

Разочарованная в любви, в жизни, уже «прозревшая», переменившаяся внутренне, Жанна по-другому смотрит на всю природу, окружавшую ее: «Неужели это тот же сад, та же трава, те же деревья, что были в мае. Куда девалась солнечная радость листвы, изумрудная поэзия лужайки (...) Размытые осенними дождями, устланные плотным ковром опавших листов, аллеи тянулись под продрогшими, почти оголенными тополями. (...) И тогда осенняя, сырая, суровая природа вокруг нее, скорбный листопад и серая пелена туч, уносимых ветром, погрузили ее в такую бездну тоски, что она поспешила вернуться домой, боясь разрыдаться» [2, c. 48]. Следует отметить, что в сюжетном плане мотив прозрения характерен и для многих произведений И.Д. Сургучева.

В раскрытии внутреннего мира героя Сургучева одну из главных ролей играет природа. Сургучев не противопоставляет природу и человека, не считает природу абсолютным началом, по сравнению с которым человек, наделенный сложным мировоззрением,  зачастую жалок. Природа у Сургучева может жить и вне человека; она максимально психологична, лирична, очеловечена:   «Царское августовское утро. Царь щедр и милостив. Повелел воздуху – и он сегодня прозрачен и свеж. Повелел небу – и оно надело самый лучший свой наряд: синий, прозрачный, с жемчужным плывущим ожерельем». Так писатель описывает утро в рассказе «Кровь цветов» [4, с. 169].

Психология героя и пейзажи у Сургучева  дополняют друг друга. Иногда внутренний мир героев раскрывается через восприятие им природы, что придает ему особую зримость. Ощущение вечного у Сургучева возникает зачастую по поводу самых простых, обычных природных явлений. В рассказе «Следствие» противопоставляется вечная природа, вечная жизнь и смертный человек: «В лесу кричали коростели, на скворечнице, что была на высоком шесте прибита у ворот, хлопотали, обзаводясь хозяйством, только что прилетевшие скворцы и, вероятно, с любопытством  поглядывали на новые места. Веселый щебет их, суетливые  порханья, яркое солнце, словно помолодевшие после зимы, и тихий, степенный шум леса – все это не гармонировало с речами об убийстве, с трупом, зарытым где-то здесь, неподалеку» [4, с. 170]. «Он глядел вниз и видел, как десятки ног, лавируя меж деревьями, притаптывали свежую, только что родившуюся траву, и ему казалось, что и здесь совершается убийство. <…> И ему казалось, что вот-вот из этой несчастной примятой травы должна политься кровь. Лес, казалось ему, тоже шепчет что-то о пролитой крови, и коростели поют похоронную песню» [4, с. 170]. «И среди травы сразу стал виден пласт старательно утоптанной земли, которую хотели скрыть сухим валежником. Кое-кто из мещан снял шапку… Все стояли и молча разглядывали черную землю, неправильным квадратом выделявшуюся на фоне молодой, невысокой зелени» [4, с. 171].  «Голова убитого с запекшейся, будто приклеенной кровью покачивалась туда – сюда, и теперь, когда по лицу его, по рясе скользили солнечные пятна, смешанные с тенями деревьев, было ясно, что при жизни он часто улыбался, улыбка его была хорошая» [4, с. 171]

Природа у Сургучева это не просто ландшафт, меняющийся во время разных времен года и суток, Сургучев показывает природу в ее постоянно новых состояниях, которые она каждый раз сама творит.

Именно нарастанию и усилению темы смерти в повести «Губернатор»  способствует пейзаж, намекающий на близость катастрофы. Тема смерти заявлена сразу, с самого начала повести, и по ходу развития сюжета она усиливается: весь мир губернатору кажется  гробом: «Солнце, бульвар, месяц, сразу не показывающий лица своего, быстрые тучи – это гроб, в котором лежит он». При описании пейзажей в повести «Губернатор» Сургучев постоянно использует выражения, которые по смыслу перекликаются со смертью: «Мертвые листья, словно опять желая вернуться на свои старые места, на деревья, кружились по воздуху, встревоженные, похожие на слепых голубей». [4, с. 157] (курсив наш – О. Л.) Изображая осенний сад, И. Сургучев пишет: «Убитая первыми неожиданными морозами, уже повяла и умерла трава» [4, с. 158]. Окрестности  монастыря, по которым  гуляют Соня и губернатор, И. Сургучев описывает такими: «Безжизненные стояли, наклонив голову, георгины. <…> Лес был прозрачный, остались от летней роскоши только  черные покривившиеся ветви, и это делало его похожим на мертвеца, которого не засыпали. <…> Вышли на опушку, сели на срубленное дерево, похожее на толстую убитую змею». [4, с. 158]  О гуляющей по саду Соне И. Сургучев пишет: «Пожелтевшие мертвые литья, как пепел жизни, сыплются на нее, когда она, покинутая, садится на скамью»  [4, с. 188−189]; «прекрасная нелюбимая девушка сидит в умирающем саду» [4, с. 158].

Природа у Сургучева не равнодушна к горю человеческому. Она принимает участие во всех человеческих переживаниях, смягчая их, или, если она им противопоставлена, еще ярче показывает их трагедию, как это было в рассказе «Следствие» и в повести «Губернатор».

Природа у Сургучева играет и сюжетную роль. Намекая на высшие возможности человека, природа заставляет  думать о вечном, о том, о чем герой раньше не думал. У героя будто падает пелена с глаз. Он на привычные вещи и явления начинает смотреть по-иному. Пейзаж способствует прозрению героя.

В повести «Мельница» пейзаж также отражает прозрение главного героя Алеши.  Мысли Алеши («Мельница») подготавливают психологический сдвиг. Они высказываются в такой форме, что отчасти могут быть предписаны и самому автору.  Тем самым он приобщает  и себя к этим мыслям. Здесь речь идет уже о другой  функции пейзажа: лирической. Природа отражает основное настроение произведения, наталкивает на лирические обобщения.

Зачастую природа может иметь и обобщающее — символическое значение. Борьба света и тьмы, прекрасного и безобразного в природе и победа красоты может быть символом победы этих начал в жизни и в душе героя.

Иногда И.Д. Сургучев через деталь, через впечатление героя воссоздает картину. Природу Сургучев показывает не как неподвижную, статичную декорацию, а в движении, в красках.

Таким образом, и Ги де Мопассан, и И.Д. Сургучев особую роль отводят пейзажу, описывая своих героев, их внутренний мир. Пейзаж откликается на душевное состояние героев: их приподнятое настроение подчеркивается описанием прекрасных видов природы, и наоборот, одиночество, озлобление усиливаются соответствующим пейзажем: бурей, дождем. Это − сентиментальный пейзаж, отражающий внутренний мир персонажа.

 

Список литературы:
1. Лану А. Мопассан : пер. с фр. Э. Лазебниковаой / А. Лану. − 2 Изд. − М. : Молодая гвардия, 1971.  − 392 с.
2. Мопассан Г.де. Жизнь. Милый друг : романы : пер. с фр. / Г. де Мопассан. − М. : Правда, 1981. − 376 с.
3. Пащенко Е.Н. Образы – символы в романе Мопассана «Жизнь» // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения 20.03.2019)
4. Сургучев И. Д. Губернатор: Повесть, рассказы. − М., 1987.
5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. − Москва: Просвещение. 1974. − 509 с.
6. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. − В 2 т. −  М. : Худож. лит., 1984.