СТРОГАНОВЫ И МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ЧАСТЬ III. ГРАФ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ СТРОГАНОВ
Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
СТРОГАНОВЫ И МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В РОССИИ. ЧАСТЬ III. ГРАФ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ СТРОГАНОВ
THE STROGANOVS AND MUSEUM WORK IN RUSSIA. PART III. COUNT PAVEL SERGEEVICH STROGANOV
Tatiana Nesvetailo
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается вклад графа Павла Сергеевича Строганова в фамильное собрание и значение этого вклада для крупнейших музеев России.
Abstract. The article examines the contribution of Count Pavel Sergeevich Stroganov to the family collection and the significance of this contribution for the largest Russian museums.
Ключевые слова: частное коллекционирование, история рода Строгановых, дворцы Санкт-Петербурга; музеи России, Павел Сергеевич Строганов.
Keywords: private collecting, history of the Stroganov family, palaces of St. Petersburg; Russian museums, Count Pavel Sergeevich Stroganov.
Во второй половине XIX века собрание Строгановых продолжало пополняться следующими поколениями знаменитой семьи, которые вкладывали в это занятие немало средств и знаний, продолжая приобретать выдающиеся произведения искусства. Известным коллекционером был граф Павел Сергеевич Строганов (1823−1911), правнук Александра Сергеевича (1736−1811) и сын Сергея Григорьевича (1823−1911). Исполняя дипломатическую миссию и имея возможность длительное время находиться за границей – в Италии, Австрии, Франции и Голландии, он скупал и привозил в Россию полотна старых и современных итальянских мастеров, графику, акварель и гуашь, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Свой дом в Петербурге на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, 11), построенный по проекту И. А. Монигетти, он превратил в музей. В нем не было специальной картинной галереи, как в Строгановском дворце, но в каждом помещении было искусство. Как выглядели интерьеры дома мы можем видеть благодаря акварелям Жиля Мейблюма, которые были заказаны графом.
Рисунок 1. Ж. Мейблюм. Дворец графа П. С. Строганова. Библиотека. 1865
Рисунок 2. Ж. Мейблум. - дворец графа П. С. Строганова-будуар. 1865 г.
У каждого из коллекционеров Строгановской династии были свои предпочтения. Если интересы графа Александра Сергеевича были сосредоточены на живописи старых мастеров с приоритетом искусства Возрождения, как это было принято на заре российского коллекционирования в XVIII веке, графа Сергея Григорьевича – на собирании российских древностей, нумизматики и иконописи, то граф Павел Сергеевич, проявляя интерес к итальянской живописи старых мастеров, как и его прадед, старался восполнить пробелы семейной коллекции, сосредоточившись на живописи раннего итальянского Возрождения. Произведения из его собрания впоследствии составили основу соответствующего отдела Эрмитажа.
В последнее десятилетие прошли несколько выставок, посвященных собирательству и меценатству известных промышленников и государственных деятелей Строгановых. Например, в Перми в 2018 году проходила выставка из двух музеев: из Государственного Эрмитажа и Тамбовской областной художественной галереи, которая представила историю собирательства двух поколений рода: Александра Сергеевича и Павла Сергеевича. Она помогла выявить разницу в подходах к собирательству в разные эпохи. А в 2019 году в Эрмитаже была показана выставка «Забытый русский меценат: Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», которая явилась данью уважения графу, поскольку многие первоклассные произведения из его коллекции стали частью музейного собрания Эрмитажа.
Сложение коллекции Павла Сергеевича происходило в середине и третьей четверти XIX века. Граф, обладая развитым вкусом, выбирал для своей коллекции произведения высочайшего качества. Среди шедевров его коллекции: «Поклонение младенцу» работы флорентийского живописца второй половины ХV века Филиппино Липпи, «Оплакивание» Джованни Баттиста Чима да Конельяно (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Важным дополнением богатой эрмитажной коллекции голландской живописи ХVII века стала картина «Лес» Мейнерта Хоббемы, до тех пор не представленного в музее. Кроме этого, в собрании графа были картины современных итальянских (Дж. Джиганте, Г. Смарджасси, И. Каффи) и русских живописцев (С. Ф. Щедрина, Л. Ф. Лагорио, К. И. Брюллова). Павел Сергеевич обладал также обширной библиотекой, собирал старинные и редкие книги. В 1880 году он принес в дар Императорскому Эрмитажу уникальную коллекцию аукционных каталогов художественных собраний Европы (XVIII-XIX веков).
В начале XX века Павел Сергеевич подарил Императорскому Эрмитажу восемь картин и одну скульптуру: мраморный бюст Фавна, являющийся прекрасным образцом ренессансной скульптуры, который считался работой Микеланджело, но теперь предполагается, что это работа Баччо Бандинелли. Дар графа Строганова стал одним из важнейших пополнений Эрмитажа в начале ХХ века.В 1919 году собрание, составленное Павлом Строгановым и находившееся в его особняке на Сергиевской улице в Санкт-Петербурге, поступило во Дворец-музей Строгановых на Невском проспекте, в результате чего картины, скульптуры и произведения прикладного искусства утратили свое происхождение. Однако после эрмитажной выставки, явившейся результатом кропотливых исследований, стало понятно, какой значительный вклад в семейное собрание художественных ценностей, а позже в музеи России, внес П. С. Строганов.
Особого внимания заслуживает коллекция ранней итальянской живописи, которой Павел заинтересовался, находясь длительное время в Италии. Там он приобрел ряд произведений мастеров сиенской и флорентийской школы ХIV и ХV веков. Свою коллекцию Павел Сергеевич формировал, пользуясь советами Карла фон Липгарта, крупного знатока старой живописи. В результате внимательного изучения памятников Павел Сергеевич сам, например, определил принадлежность «Поклонения Младенцу Христу» кисти Филиппино Липпи. Директор картинной галереи Берлинского музея профессор Г.Ф. Вааген, отмечал, что «граф Павел Строганов относится к числу тех редких коллекционеров, которые прежде всего ценят значительность духовного содержания картин XIV и XV веков, и что граф мог точно установить авторство таких мастеров, в творчестве коих не легко было разобраться» [5, с. 39].
Интересно, что в первой половине XIX века интерес к живописи до Рафаэля возник в среде художников: в 20-х годах – «Братство св. Луки» немецких художников, или «назарейцы», в 1848 году английское «Братство прерафаэлитов». Импульсом для тех, и других послужило разочарование в методиках преподавания в художественных академиях. Художники отвергали фальшь заученных и выхолощенных поз, заимствованных из образцов высокого Возрождения. В раннем итальянском искусстве они видели больше духовности и чистоты. Павел Сергеевич очень чутко уловил тенденции, происходящие в мире искусства и отвечавшие его потребностям, что позволило ему стать обладателем уникальной коллекции, которая позволила впоследствии значительно обогатить музейное собрание Эрмитажа.
Собрание незаслуженно забытого русского мецената графа Павла Сергеевича Строганова не только отразило вкусы своей эпохи, но и значительно пополнило собрания ряда музеев России, среди которых Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русский музей, Тамбовская областная картинная галерея.
