Статья:

КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЛОРЕНТИЙСКИХ МОЗАИК, ВЫПОЛНЕННЫХ В 2000-Х - 2020-Х ГОДАХ НА КОЛЫВАНСКОМ КАМНЕРЕЗНОМ ЗАВОДЕ ИМ. И. ПОЛЗУНОВА

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Сивкова М.Ю. КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЛОРЕНТИЙСКИХ МОЗАИК, ВЫПОЛНЕННЫХ В 2000-Х - 2020-Х ГОДАХ НА КОЛЫВАНСКОМ КАМНЕРЕЗНОМ ЗАВОДЕ ИМ. И. ПОЛЗУНОВА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЛОРЕНТИЙСКИХ МОЗАИК, ВЫПОЛНЕННЫХ В 2000-Х - 2020-Х ГОДАХ НА КОЛЫВАНСКОМ КАМНЕРЕЗНОМ ЗАВОДЕ ИМ. И. ПОЛЗУНОВА

Сивкова Мария Юрьевна
соискатель ученой степени кандидата наук Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу композиционных и пластических особенностей флорентийских мозаик, созданных на Колыванском камнерезном заводе в первой четверти XXI века. Рассматриваются проекты последнего десятилетия, демонстрирующие художественное мастерство и технологический уровень современных художников-мозаичистов.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the compositional and plastic features of Florentine mosaics created at the Kolyvan stone-cutting plant in the first quarter of the 21st century. The projects of the last decade are considered, demonstrating the artistic skill and technological level of modern mosaic artists.

 

Ключевые слова: Колыванский камнерезный завод, флорентийская мозаика, искусство Алтайского края, камнерезное искусство.

Keywords: Kolyvan stone-cutting plant, Florentine mosaic, art of the Altai Territory, stone-cutting art.

 

Техника мраморной интарсии, прообраза флорентийской мозаики была известна еще в Древнем Риме. Искусство флорентийской мозаики возникло в Италии эпохи Возрождения и приобрело популярность как техника создания полов, алтарных преград и вставок для мебели.

Одним из крупнейших российских предприятий, продолжающих развивать технику флорентийской мозаики, является Колыванский камнерезный завод имени Ивана Ползунова. Алтайские камни обладают уникальностью и декоративной ценностью, что послужило основой для развития камнерезного ремесла региона. Важнейший этап начался с открытия в 1786 году первой шлифовальной фабрики на территории лесопилки Локтевского сереброплавильного завода. Этот момент принято считать датой рождения камнерезного дела на Алтае. Изделия Колыванского завода получили признание не только в Российской империи, но и на мировом уровне. Основанный в XVIII веке семьей Демидовых, завод прошел долгий путь развития, начиная с производства ваз, статуй и мебели из натурального камня и заканчивая созданием уникальных художественных произведений, украшающих общественные здания и культурные учреждения страны [4].

История Колыванского камнерезного завода начинается в эпоху становления российской промышленности, когда семья Демидовых организовала производство изделий из камня. Уже в XIX веке предприятие получило известность своими декоративными композициями из натурального камня и техническими решениями, применявшимися при создании памятников архитектуры. В советский период завод продолжил активно работать, исполнив множество крупных проектов, среди которых фасадные панели для новосибирского гостиничного комплекса «Интурист», мозаики для рубцовского автосалона и ресторана, серии панно для домов культуры и учреждений здравоохранения, крупные панно по картонам О. и Г. Алексеевых «Труд и природа Алтая», мозаики путевых стен станции метро «Сибирская» [1]. Также были выполнены мозаики по картонам А. Биттера для санатория Обь [5]. Начало 1990-х годов – трудное время в истории страны, вместе с экономической формацией менялся характер распределения заказов и материально-производственная база. Имелись запросы на произведения монументального искусства. В конце 1990-х годов начинается активное строительство храмовых зданий и восстановление старых. Храм святителя Николая в Барнауле (2002) был построен в 1898 году в псевдорусском стиле. Источником финансирования были частные пожертвования. В 1928–1929 году был расписан масляными красками. В 1939 закрыт и превращен в склад. В 1944 возвращен в церкви. С 1950-х годов началась реставрация росписей. В 1993 году восстановлена колокольня. Для данного храма была создана флорентийская мозаика с изображение святителя Николая для внешней стены апсидной части храма. Для церкви Знамение Божьей Матери в деревне Курья по эскизам художников завода Алексея и Натальи Дороховых, а также Александра Дербенева (2010 – 2011) мастера-камнерезы изготовили для церкви трон, аналой, престол, жертвенник [3].

Современный этап творчества развития завода отмечен значительным расширением тематики, стилистики флорентийских мозаик [7].

Основные этапы творческого процесса и технология изготовления

Создание флорентийской мозаики требует тщательной подготовки и последовательного выполнения ряда этапов:

  1. Разработка картона: художник создает рисунок в цвете в размер мозаики.
  2. Подбор палитры.
  3. Детали мозаичного полотна вырезают вручную из пластин натурального камня (каменной фанеры).
  4. Сборка мозаики на ровной поверхности (наборном столе).
  5. Завершение – заливка и склейка фрагментов с обратной стороны.
  6. Полировка.
  7. Монтаж.

Использование традиционной технологии позволяет создавать уникальные произведения искусства, обладающие высокой художественной ценностью устойчивостью к внешним воздействиям. Одним из важных факторов, определяющих многообразие палитры мозаик Колыванского камнерезного комбината является близость к месторождениям натурального камня.

Примеры произведений Колыванского камнерезного завода последних десятилетий

Рассмотрим некоторые важные проекты Колыванского камнерезного завода, реализованные в последние два десятилетия:

Панно в технике флорентийской мозаики «Озеро Моховое»

Панно «Озеро Моховое», выполненное в 2007 году для фойе Алтайского краевого театра драмы, демонстрирует высокий профессионализм работников завода. Эта работа отличается плавностью линий, глубиной цвета и тонкой проработкой деталей, создающей ощущение реального пространства. При создании использованы местные природные камни: коргонские порфиры, коргонские яшмы, белорецкий кварцит.

Флорентийская мозаика «Колывань»

Флорентийская мозаика «Колывань», созданная в 2015 году для Государственного художественного музея Алтайского края, выделяется масштабностью замысла и мастерством исполнения. Оно включает изображения колыванских пейзажей, символы природы и традиционные символы искусства. Материалами служат ревневая яшма, белореченский кварцит, коргонский порфир, мрамор, лазурит и чароит.

Эта и многие другие работы показывают высокий уровень мастерства коллектива Колыванского камнерезного завода и подтверждают важность сохранения традиций флорентийской мозаики в современной России. Также регион заботится о сохранении наследия советского времени – мозаика «Труд и природа Алтая» на речном вокзале Барнаула будет демонтирована и сохранена [6].

Панно «Олень – золотые рога» для Алтайского краевого художественного музея

Эскиз для произведения был разработан художником Виктором Калининым, представителем строгановской школы и уроженцем Алтайского края. Тонкая работа с камнем, гармоничное сочетание цветов и фактур создают ощущение живого полотна, полного движения и энергии. Золотые рога оленя, выполненные с особой тщательностью, словно светятся изнутри, придавая образу мифический оттенок [7].

Применение местных колыванских пород придает мозаике особую ценность и связь с алтайской землей. Яшма, порфир, мрамор и кварцит, каждый камень со своим уникальным рисунком и оттенком, складываются в единую картину, рассказывающую историю о красоте и богатстве алтайской природы. Завершение работы над панно «Космический конь» в 2024 году стало еще одним значимым событием для Алтайского краевого художественного музея [8]. Это произведение, отличающееся своей оригинальной композицией и смелым использованием цвета, демонстрирует новые возможности флорентийской мозаики и творческий потенциал колыванских мастеров.

Флорентийская мозаика «Голубая моя планета»

Еще один проект — панно «Голубая моя планета», изготовленное в 2020 году для мемориального музея Германа Титова в селе Полковниково. Данное произведение создано в память о втором космонавте планеты Германе Титове и отображает фигуру героя в космическом костюме на фоне голубого земного шара и названия космического корабля "Восток-2". Изготовлено из разноцветных кусочков яшмы, аккуратно подобранных по цвету и форме [9].

Заключение

Анализируя творческие достижения Колыванского камнерезного завода за последнее десятилетия, можно сделать вывод о сохранении высоких стандартов качества и оригинальности творческих решений. Сегодня искусство флорентийской мозаики продолжает развиваться в нашей стране, создаются композиции для интерьеров и фасадов зданий различного назначения. Работы завода демонстрируют богатство возможностей природного камня, и высокий уровень отечественной школы камнерезного искусства.

 

Список литературы: 
1. Баранова Т.В. Флорентийская мозаика в России середины ХIХ – начала ХХI веков: Петергоф, Екатеринбург, Колывань: дис. … канд. искусствоведения. — АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Екатеринбург, 2010. — 214 с. 
2. Сохарева Н. Речной вокзал может от нас уплыть // Алтайская правда. — 12 февраля, 2013. 
3. Царева Н. С. Колывань. Время молодых. Флорентийская мозаика Алтая конца XIX-начала XXI века // Художественная культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность: сб. материалов IV Межрегиион. с междунар. участием науч.-практ. конф. в рамках X Межрегион. молодежной выставки «Аз.Арт.Сибирь-201». — Барнаул. Союз Художников России. —  2021. С. 28–31
4. Шокорова, Л. В. Образы колыванских мастеров камнерезного искусства в творчестве художников // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1174-1176. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9769/. (дата обращения: 07.10.25).
5. Язовская С.В. Советский период в творчестве художника Андрея Биттера // Культурное наследие Сибири. Алтайский государственный университет. —Барнаул. — 2018. — № 1 (25). — С. 67–75.
6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://veralubov.ru/churches/hram-nikolaya-chudotvorca-g-barnaula (дата обращения: 07.10.25).
7. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tolknews.ru/obsestvo/59518-dlya-hudozhestvennogo-muzeya-izgotovil-florentiyskuyu-mozaiku (дата обращения 07.10.25).
8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ghmak.ru/events/2457-rabota-nad-sozdaniem-mozaiki-kosmicheskaya-borba-dlya-novogo-pomeshcheniya-khudozhestvennogo-muzeya-uspeshno-zavershena-23-dekabrya-2020-goda  (дата обращения 07.10.25).
9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://visitaltai.info/news/kolyvanskie-kamnerezy-sozdali-dlya-memorialnogo-muzeya-germana-titova-bolshoe-mozaichnoe-panno-golub/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera  (дата обращения 07.10.25).