Статья:

Функционирование окказионализмов в творчестве В.В. Маяковского

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Плиева Л.М., Газикова М.Х., Ажигова Т.М. Функционирование окказионализмов в творчестве В.В. Маяковского // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 95-101.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Функционирование окказионализмов в творчестве В.В. Маяковского

Плиева Лейла Магомед-Рашидовна
студент, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Газикова Марина Хасмагометовна
студент, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Ажигова Танзила Магометовна
канд. филол. наук старший преподаватель Ингушского государственного университета, РФ, г. Магас

 

THE OPERATION OF OCCASIONALISMS IN THE WORK OF V. V. MAYAKOVSKY

 

Leila Magomed Plieva  

Student, Ingush state University, Russia, Magas

Marina Gazikova

Student, Ingush state University, Russia, Magas

Tanzila Azhigova

candidate of philological Sciences assistant professor of State Ingush University, Russia, Magas

 

Аннотация. В данной статье анализируется употребление окказионализмов в лирике Маяковского с точки зрения их структуры, семантики, причин и способов образования. Данная тема представляется актуальной в связи с постоянными изменениями в лексическом составе языка и необходимостью детального анализа различных его элементов, в том числе окказионализмов, представляющих собой одну из разно­видностей неологизмов.

Abstract. This article analyses the use of occasionalisms in the poetry of Mayakovsky, in terms of their structure, semantics, causes and methods of education. This topic seems to be relevant in connection with the constant changes in the lexical structure of the language and the need for detailed analysis of its various elements, including occasionalisms, which constitutes one of the varieties of neologisms.

 

Ключевые слова: окказионализм; словотворчество; язык; образование слов; аффикс; творчество; Маяковский.

Keywords: occasionalism; words; language; the formation of words; affix; creativity; Mayakovsky.

 

Цель исследования заключается в выявлении и изучении наиболее характерных особенностей окказионализмов в поэзии В.В. Маяковского. Данная цель определяет следующий круг задач: определение понятия «окказионализм», выявление признаков окказио­нального слова, рассмотрение способов образования и причин возникновения окказионализмов, а также виды потенциальных слов, употребляемых Маяковским в своих произведениях.

Словарный состав русского языка является наиболее открытым и подвижным уровнем языка, находясь в непрерывном развитии, он постоянно обогащается новыми словами. Развитие языка происходит под воздействием различных факторов: общественно-политических, социальных, экономических, культурных и т. д. Для словообразования используется тот строительный материал, который присутствует в самом языке. Другими словами, новые слова образуются от уже существующих слов в языке, а также за счет заимствования слов из других языков.

Литературный язык отражает общее развитие языка. Это связано с желанием автора отличиться уникальностью и неповторимостью, что приводит к созданию индивидуально-авторских новообразований («окказионализмов»), за счет которых происходит «раскрепощение» языка. В связи с этим проблема поэтического словотворчества вызывает интерес у большинства отечественных исследователей. В числе авторов, наиболее активно занимавшихся и занимающихся проблемой словообразования, можно назвать Н.И. Фельдман, Г.О. Винокура, О.И. Александрову, М.А. Бакину, Б.А. Белову, Е.А. Земскую, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, Э. Ханпира и др.

Окказионализмы – это слова, которые рождаются в определенных условиях речевой коммуникации. Как правило, их образование происходит за счет нарушения привычных грамматических норм словообразования. Понятие «окказиональные слова» было придумано в 1880 году немецким филологом Г. Паулем, однако оно не вводилось в употребление до 1957 года, когда Н.И. Фельдман впервые использовала его в статье «Окказиональные слова и лексикография», которая опреде­лила его как «слово, образованное по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели, а также по окказиональной (речевой) модели и созданное на определенный случай либо с целью обычного сообщения, либо с целью художественной. Подобно потенциальному слову, окказиональное слово есть факт речи, а не языка. Точно так же я понимаю и окказиональную форму слова» [10; с. 64-73].

Окказиональные слова находятся в зоне усиленного взаимо­действия между языком и речью, а также обладают целым рядом свойств и особенностей, присущим только им. Несмотря на то, что словообразование зачастую ограничено в возможностях, многие поэты и писатели могут себе позволить расширить образование слов, этим самым преподнеся яркий, оригинальный образ.

Известный ученый-языковед Т.В. Жеребило определила окказиона­лизмы как индивидуально-стилистические неологизмы, которые создаются для придания образности художественному тексту [5, с. 324].

Созданию индивидуальных авторских образований способствуют многие причины: во-первых, это связано с необходимостью точно выразить свою мысль, ведь узуальных слов порой бывает недостаточно; во-вторых, автор стремится очень кратко изложить свою мысль, а новообразование, как правило, может заменить словосочетание и даже целое предложение; в-третьих, чтобы не столкнуться с тавтологией; и в-четвертых, для того, чтобы обеспечить рифму и сохранить ритмич­ность стихотворения.

Появлением множества окказиональных слов в творчестве поэтов и писателей ознаменовался серебряный век. Именно такие писатели, как С.А. Есенин, Е.А. Евтушенко, И.В. Северянин, В.В. Маяковский и др. ввели «моду» на создание индивидуальных словоформ, т. е. окказионализмов. Для наиболее подробного рассмотрения объекта нашего исследования мы обратились к творчеству В.В. Маяковского, так как в его произведениях наиболее заметны эксперименты словотворчества. Проследим варианты образования окказионализмов В.В. Маяковского на примере слов, относящихся к разным частям речи.

1.  Имена существительные: а) С помощью суффикса -ишк-, выступающего как постоянная формообразующая единица, которая придает слову оттенок пренебрежительности и уничижительности. Так, окказионализм «смертишка» образован суффиксальным способом от существительного «смерть» путем добавления суффикса -ишк. (Кто сейчас оплакал бы мою смертишку / в трауре вот этой безграничной смерти!//), «поцелуишко» - от существительного «поцелуй» + суффикс –ишк- (На лице обгорающем из трещины губ / обугленный поцелуишко броситься вырос//), «чаишко» –от существительного «чай» + суффикс –ишк- (Сидите, глазенки в чаишко канув) [8, с. 345];

б) С помощью суффикса –очек-, образующего слова с уменьши­тельно-ласкательным значением. Так, окказионализм «любёночек» образован суффиксальным способом от существительного «любовь» путем добавления суффикса -очек (Откуда большая у тела такого: / должно быть, маленький, смирный любёночек//); слово «коночка» образовано от существительного «конка» суффиксальным способом словообразования при помощи суффикса –очек– (Она шарахается автомобильных гудков. / Любит звоночки коночек//) [9, с. 56];

в) Путем сложения основ. Так, окказионализм «громоверзила» образован от слов «гром» и «верзила» при помощи соединительного элемента -о- и родообразующего суффикса -а (На Стиннесе всё дер­жится: сила! / Это даже не громовержец – громоверзила//) [8, с. 435]; слово «дрыгоножество» образовано от глагола «дрыгать» и существительного «нога» при помощи соединительного элемента –о– и суффикса –еств-, служащего для обозначения отвлеченного признака (Дом / Кшесинской*, / за дрыгоножество / подаренный, / нынче - / рабочая блузница //);

2.  Имена прилагательные: а) При помощи приставки раз–, придающей словам высшую степень качества. Так, прилагательное «разбольшущий» образовано приставочным способом. Оно мотивировано прилагательным «большущий» путем добавления приставки раз– (Возьми разбольшущий дом в Нью-Йорке);

б) При помощи приставки о– и суффикса –енн–. Прилагательное «опожаренный» образовано приставочно-суффиксальным способом. В данном слове приставка о­- образует глаголы совершенного вида, а суффикс –енн- – страдательное причастие прошедшего времени. (Захочет покоя уставший слон – / царственный ляжет в опожаренном песке//);

в) Путем сложения основ. Прилагательное «крикогубый» образовано из двух несочетаемых основ «крик» и «губа» при помощи соединительного элемента ­-о-. (Проповедует, мечась и стеня, / сегодняшнего дня крикогубый Заратустра//); слово «златоустейший» образовано путем сложения устаревшей формы слова «золото» - «злато» и существительного «уста» (Я, / златоустейший, / чье каждое слово / душу новородит, / именинит тело, / говорю вам: / мельчайшая пылинка живого / ценнее всего, что я сделаю и сделал!//) [9, с. 631];

г) путем добавления суффикса -аст-, как правило, исполь­зующегося для обозначения частей тела, внешних качеств или аксессуаров. Так, окказиональное слово «крыластый» образовано от существительного «крыло» суффиксальным способом словообразования при помощи суффикса –аст– (Ты думаешь – / этот, / за тобою, крыластый, / знает, что такое любовь?//); прилагательное «горбастый» мотивировано существительным «горб» и образуется от него путем добавления суффикса –аст– (Город грабил, / грёб, / грабастал, / глыбил / пуза касс, / а у станков / худой и горбастый / встал / рабочий класс //) [9, с. 456]. В приведенных примерах суффикс -аст- указывает на более сильную степень качества, чем суффикс -ат-, таким образом способствует гиперболизации образа мира Маяковского.

3. Глагол: а) При помощи приставки из- (ис-), придающей слову значение завершенного действия. Так, окказионализм «изласкало» образован приставочным способом при помощи суффикса из- и мотивирующего слова «ласкать». (Солнце изласкало вас назойливостью овода – / в ваших душах выцелован раб//); глагол «испешеходить» образуется от существительного «пешеход» путем добавления приставки ис- и суффикса –и ( Пухлые taxi и костлявые пролетки. / Грудь испешеходили. / Чахотки площе //) [9; с. 46];

б) При помощи приставки –раз (-рас), выражающей действие, доведенное до крайнего предела. Так, глагол «раззвенеть» образован приставочным способом путем добавления приставки раз- к начальной форме глагола «звенеть» (А тут раззвенеть в восторге. / Того и гляди, с резонанса//); слово «рассерьезничаться» образовано от глагола «серьезничать» при помощи приставки рас- и постфикса –ся (-сь) (Стариками / рассерьезничались дети,/ и, как дети,/ плакали седобородые//);

в) При помощи приставки вы-, указывающей на значение исчерпанности, доведенности действия до предела. Глагол «выкипячивать» образован от мотивирующего слова «выкипятить» путем добавления приставки вы- (Пока выкипячивают, рифмами пиликая, / из любвей и соловьев какое-то варево//); слово «выстонать», мотивированное глаголом «стонать», образовано приставочным способом словообразования, при помощи приставки вы- (Крик последний,­– / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!//) [8, с. 345];

г) при помощи суффикса –ить– , образующего глаголы со значением совершать действие, свойственное тому, что названо в исходном слове. Так, глагол «глыбить» образован от существи­тельного «глыба» путем добавления суффикса –ить– (Город грабил, грёб, грабастал, / глыбил пуза касс//); слово «крапить» образовано от «крап» при помощи суффикса –ить- (КрАпило / сласти / мушиное сЕево, / хлебА / зерном / в элеваторах портятся,/ а под витринами / всех Елисеевых,/ живот подведя,/ плелась безработица // ).

Таким образом, окказионализмы Маяковского образуются в пределах трех главных частей речи: существительного, прилагательного и глагола. Наиболее характерно образование окказионализмов глаголов, способствующих передачи динамики, энергии. Окказионализмы Маяковским создаются по уже существующим словообразовательным моделям (аффиксация, сложение и др.). Чаще всего используются приставочный и суффиксальный способы словообразования.

Использование окказиональных слов Маяковским усиливает выразительность художественного повествования, окказионализмы позволяют поэту создавать наиболее эмоциональные, живые и конкретные образы, наиболее точно выразить свою мысль, наполняют речь уникальностью, что в совокупности усиливает эмоционально-экспрессивное воздействие на читателя.

 

Список литературы:
1. Александрова О.И. Неологизмы и окказионализмы // Научные труды Куйбышевского пед. ин-та, – 1974. ¬– с. 3-9.
2. Белова Б.А. Вопросы индивидуально-авторского словотворчества // Русское слово в языке и речи. – Кемерово; 1977. – С.115-124.
3. Бакина М.А. Новообразования в современной поэзии // Русская речь. - 1975. - № 2. – 345 с. 
4. Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка. – М, 1943, – 134 с. 
5. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е издание – Назрань: Пилигрим, 2010. – 488 с.
6. Земская Е.А. Окказиональные и потенциальные слова в словообразовании // Актуальные проблемы русского словообразования. – Самарканд, 1972. – С. 19 - 28.
7. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. – М.; 1973. – 152 с. 
8. Маяковский В.В. Избранные сочинения. В двух томах. Том 1 / В.В. Маяковский. – M.: Художественная литература, 1981. – 543 c.
9. "В том, что умираю, не вините никого"?.. Следственное дело В.В. Маяковского. Документы. Воспоминания современников. – М.: Эллис Лак 2000, 2005. – 672 c.
10. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. - 1957. - №4. - С. 64-73.
11. Ханпира Э. Смысловая структура окказионального слова в языке Маяковского // Русский язык в школе. – 1966. - № 6. – С. 30-36.