Статья:

Функции символического образа Флоры в романе Н.С. Лескова «На ножах»

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Сергучева В.А. Функции символического образа Флоры в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 40-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Функции символического образа Флоры в романе Н.С. Лескова «На ножах»

Сергучева Виктория Андреевна
магистрант СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Аннотация. В данной статье исследуется значение ирреальных мотивов в романе Н.С. Лескова «На ножах» для создания образов нигилистов, в частности, рассматривается мифологический образ Флоры и символический образ зеленого платья. Определяется, что образы Флоры и зеленого платья, олицетворяющие силы природы, призваны акцентировать демоническую природу нигилистов и противостоять им. Обосновывается функция Флоры в романе как персонажа, активно противодействующего силам Зла в лице нигилистов. Выявляется присутствие в романе мифологической оппозиции Добра и Зла, разрешающейся победой светлых сил. Образ Флоры становится олицетворением Совести, зеленое платье – символом жизни, побеждающей смерть.

 

Ключевые слова: Ирреальные мотивы; мифологический образ; символические образы; богиня Флора; зеленое платье; метафизический план; Лесков.

 

«На Ножах» – это антинигилистический роман Н.С. Лескова, в котором писатель стремился откликнуться на проблемы современности, изобразить новый тип людей «нигилистов» и разоблачить их. В романе важным является ирреальный, метафизический план произведения, который помогает наиболее полно раскрыть образы героев - нигилистов. Роману Лескова «На ножах» отводится особое место в работах современных исследователей, так как он, по мнению А.А.Кондюриной, «будучи антинигилистическим, то есть написанным на злобу дня, есть в то же время роман философский», причем такой, «в котором существует мифологический пласт» [1, c. 18].

Героев романа можно разделить на две противодействующие группы: «нигилисты», Павел Горданов, Иосаф Висленев и Глафира Бодростина, замыслившие убийство богатого помещика, чтобы завладеть его состоянием, и герои, стоящие на стороне Правды и Добра, Александра Синтянина, Андрей Подозеров, супруги Форовы, а также мифологические персонажи – глухонемая Вера, призрак ее матери Флора, ясновидящий Светозар Водопьянов. Н.Н. Старыгина основной конфликт в романе видит в противопоставлении «светлых» и «темных» сил, противоборствующих друг с другом [4, c. 224]. «Негилисты» в романе «На ножах» изображены Лесковым как демонические, темные силы, живущих по принципу «глотай других, чтобы тебя не прогло­тили» [2, т. 9, c. 132]. Светлым духовным силам, по замечанию Р.Н. Поддубной, «даровано откровение, и при их посредстве таинство бытия вторгается в повседневную жизнь» [3, c. 19]. Они активно дают отпор лагерю демонических «нигилистов». С.М. Телегин указывает на закономерность действий мифологических сил в романе, как следствие бунта «профанного против сакрального» [5, c. 87].

Мифологические герои романа находятся в теснейшей связи с реальным миром: они активно действуют, противостоят силам Зла.

Нигилистам в произведении противостоят и силы природы, персонифицированные в символическом образе зеленого платья и образе Флоры. Флора (от floris – цветок) – это древнеиталийская богиня цветов, плодородия и природы. В честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю [6]. По преданию, когда однажды римский сенат не проявил должного уважения к Флоре, перестали цвести луга и сады, ветер и град уничтожили все посевы. И только после того как римляне установили праздник в честь богини - Флоралии, Флора вновь обратила свой благосклонный взгляд на Рим, и снова все расцвело. Флоралии праздновали в самый разгар весны, с двадцать восьмого апреля по третье мая; и в этот праздник устраивались достаточно вольные представления, далеко не всегда соблюдавшие границы дозволенного. В эти дни люди наряжались в яркие пестрые одежды, украшали себя цветами. Все это магическим действием воз­действовало на плодородие земли. Учреждение культа Флоры приписывается Титу Тацию, который воздвиг ей алтарь, где культом Флоры руководил жрец-фламин.

Флора также является покровительницей юношества и девичества. Богиня владела особым цветком, чье прикосновение обеспечивало рождение нового растения, детеныша животного или же ребенка, или же божества. По легенде, именно она помогла появиться на свет Марсу, сыну Юноны и Юпитера, то есть богиня способствовала продолжению рода [7].

В романе Н.С. Лескова «На ножах» имя Флора носила покойная жена генерала Синтянина, мать Веры. Таким образом, Флора, с одной стороны, реальная женщина, а с другой, мифологический образ. История жизни Флоры описывается в первой главе романа: дочь экономки Синтянина немки Эльвиры Карловны от бедного подмастерья, ставшая после женою генерала, прожила недолгую, но праведную жизнь. После смерти матери, она, по словам священника Гермогена, «просияла»: «На бедную Флору смотрели жадно и со вниманием, и она, доселе по общему признанию считавшаяся некрасивою, к удивлению, не только никому отнюдь не казалась дурною, но напротив, кроткое, бледное, с легким золотистым под цветом лицо ее и ее черные, глубокие глаза, направленные на одну точку открытых врат алтаря, были найдены даже прекрасными» [2, т. 8, c. 106]. Подчеркивается тем самым духовная, возвышенная красота Флоры. В романе и Александра Синтянина, и Вера называют ее Ангелом. Как отмечает Н.Н. Старыгина, «в образе Флоры соединены три сквозных понятия лесковского романа: добро, свет, красота. В нем же отчетливо запечатлелось типичное для христианства разграничение духовного («сердечного») и телесного» [4, c. 224]. Как действующее лицо, Флора вливается в роман как призрак, но впоследствии материализуется, тем самым становится реальным персонажем. Она возвращает Висленеву нож: «в просвете рамы как будто блеснул на мгновение туманный контур какой-то эфирной фигуры, и по дорожному песку послышались легкие и частые шаги. Что бы это такое было? Во сне или наяву?» [2, т. 9, c. 109]. В романе «На ножах» таинственным объектом предстает портрет Флоры. В главе «Ходит сон и дрема говорит» происходит встреча Александры Синтяниной и Флоры. Генеральша «с ужасом ясно увидела очень странную вещь, скрытый портрет Флоры, с выколотыми глазами, тихо спускался из-под кутавшей его занавесы и, качаясь с угла на угол, шел к ней…» [2, т. 8, c. 437]. Здесь портрет как образ живого человека выражает его психический аспект, а также может заключать в себе душу человека после смерти его настоящего тела. Флора передает свое кольцо Александре Ивановне, то есть покровительствует ее браку с Подозеровым и, словно, способствует тому, чтобы бездетная Синтянина стала матерью.

В романе ключевым символическим образом выступает зеленое платье Флоры. Вообще зеленый цвет ассоциируется с молодостью, плодородием, весной и растительностью, и в связи с этим он является символом победы жизни над смертью, но с другой стороны - это цвет смерти. С.М. Телегин отмечает, что в сакральном значении зеленого цвета и в образе Флоры сливаются рождение и умирание. Цвет зелени ассоциируется с понятием молодости и цветения, и в то же время это цвет гибели и безжизненности. В славянской мифологии у русалки и водяного зеленый цвет волос; этот цвет также соотносим с разложением. Платье неоднократно появляется в видениях героям: Горданову, Висленеву, Глафире – тем, кто олицетворяет силы Зла. Впервые оно появляется Висленеву утром как тень: «мелькнул и исчез клочок светло-зеленого полосатого платья» [2, т. 8, c. 181]. Герой долго думает и пытается понять, чье платье это могло бы быть, но так и не находит ответ. Позднее, после убийства Бодростина, в сумасшедшем доме, он признается, что именно зеленое платье его погубило. Зеленое платье видят Горданов и Глафира, при виде платья Бодростина заго­варивает истерическим шепотом: «Это зеленое платье…Это она…я ее узнаю, и ты, ты тоже узнаешь…» [2, т. 9, c. 21]. Для нее зеленое платье является воплощением Совести. Она сознает свое положение и, то, что переступает нравственные законы: «Природа возмущается тем, что я делаю» [2, т. 9, c. 22].

Образ Флоры является напоминанием нигилистам, преступившим все моральные законы, о всевышнем наказании. Своей деятельностью Флора пытается предупредить и помешать их коварным планам. Флора, персонаж, стоящий на грани реального и ирреального, становится носителем нравственности, ее образ разграничивает два мира: добро и зло, святость и грешность. Образ праведницы и мученицы Флоры идеализируется; она примыкает к светлым существам, выражая собой критерии правды, добра и истины.

Итак, в романе «На ножах» Флора превращается в саму совесть, «полностью сливается с понятием природы и в этом качестве активно противостоит нигилизму и нигилистам» [5, c. 77]. Зеленое платье героини в произведении предстает как символ жизни, ее победы над смертью.

 

Список литературы:
1. Кондюрина A.A. Русский антинигилистический роман 60-70-х годов 19 века. - М, Автореферат дисс. к.ф.н., 1991.
2. Лесков Н.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. – М.: Терра, 1996. 
3. Поддубная Р.Н. Становление концепции личности у Н.С. Лескова: Разновидности фантастического в романе «На ножах» // Творчество Н.С. Лескова. – Курск,1988. - С. 3 - 33.
4. Старыгина Н.Н. Евангельский фон (смысловой и стилистический) в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск: Петрозав. гос. унт., 1994. – С. 220-234.
5. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. - М.: Карьера, 1995. - 96 c.
6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона - С.-Пб.: Брокгауз - Ефрон. 1890 1907.
7. Мифы и легенды: Флора // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://udivitelnay-zhizn.mirtesen.ru.