Статья:

Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-иностранцев на основе текстов культурно-патриотического содержания (на этапе довузовской подготовки)

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Лукина Е.С. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-иностранцев на основе текстов культурно-патриотического содержания (на этапе довузовской подготовки) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(23). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 42-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-иностранцев на основе текстов культурно-патриотического содержания (на этапе довузовской подготовки)

Лукина Евгения Сергеевна
канд. филол. наук, доцент, Московский государственный областной университет – МГОУ, РФ, г. Москва

 

На начальных этапах обучения русскому языку учащиеся-иностранцы, имея довольно расплывчатое представление о русской культуре и традициях, руководствуются различными компонентами культурно-патриотического воспитания: потребностно-мотивационным, интеллектуально-эмоциональным, поведенческим и волевым (с учетом социокультурных условий общества).

На этапе довузовской подготовки очень важно обращать внимание на содержание языкового материала, который отражает лингвокультуро­логическую компетенцию, помогает устанавливать смысловые связи при чтении на основе конкретных текстов.

При этом объектом рассмотрения страноведчески ориентированной лингвистики выступает язык как носитель культуры изучаемого языка [5, с. 33].

Следует отметить, что круг интересов инофонов с точки зрения их мировосприятия и менталитета требует понимания иностранной куль­туры и языка в довольно широком аспекте.

Поэтому успешному усвоению русского языка иностранными обучающимися способствует совмещение системной аудиторной работы с систематической внеаудиторной работой, которая является важной составной частью всего учебно-воспитательного процесса и подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся [3, с. 25].

В своих наблюдениях за процессом преподавания иностранного языка в вузе Шакирова Т.И. отмечает, что работа по включению в содержание дисциплины «Иностранный язык» материала патриотической направленности и использование форм и методов формирования патриотических качеств ведется бессистемно, то есть не осознается как специальная задача.

Тем не менее иностранный язык является одним из важнейших средств воспитания, в том числе и патриотического [4].

Во многих учебниках и пособиях по РКИ тексты о достопримеча­тельностях, культурных достопримечательностях, о славной истории русских городов, которые являются центрами русской культуры, пред­ставлены довольно кратко, в небольшом количестве.

В связи с этим в курсе преподавания РКИ предлагается исполь­зовать дидактические материалы (тексты), освещающие не только достопримечательности городов России, но и жизнь, подвиги известных русских людей, судьбы которых связаны с этими городами.

Например, в процессе изучения темы «Путешествие», помимо текстов о Москве и Санкт-Петербурге, можно обратиться к тексту о городе Смоленске и небольшой справке-биографии М.И. Кутузова, которому поставлен памятник в этом городе.

  1. Задание.

Прочитайте диалог двух друзей. О чем в нем говорится? Какие достопримечательности хотят посетить друзья? Закончите данный диалог. Составьте свой диалог по этому образцу.

– Привет, Саша!

– Привет, Итгэл, как ты доехал?

– Спасибо, хорошо! Как только я вышел из поезда, я сразу увидел здание вокзала. Оно такое красивое.

– Да, здание Смоленского вокзала является одним из крупнейших в России. Дело в том, что город долгое время был главными воротами западного направления, именно Смоленск со стороны Белоруссии принимал как наших друзей, так и наших врагов.

– Саша, когда его построили?

– Итгэл, Смоленский вокзал – памятник советской архитектуры. Его построили в 1949-1957 гг. по проекту прекрасных архитекторов С.Б. Мезенцева и М.А. Шпотова на месте старого вокзала, который разрушили в годы войны. Рядом с вокзалом есть несколько неплохих ресторанов и много хороших магазинов с белорусской продукцией.

– Да, я уже видел их и даже успел позавтракать в одном из ресторанов. Куда мы идем сейчас?

– От вокзала до исторического центра идет трамвай № 3.

– Хорошо! А что мы посмотрим сегодня?

– Я думаю, что сегодня мы посмотрим Смоленскую крепость и памятник Кутузову. Смоленскую крепость построили в конце XVI века. Ее архитектор – знаменитый русский зодчий Федор Савельевич Конь. В начале XVI века с этих стен жители города оборонялись от войск польского короля Сигизмунда III.

По набережной можно дойти до моста через Днепр, где начина­ется главная улица города – Большая Советская.

– А где находится памятник Кутузову?

– Памятник русскому полководцу Кутузову установили в сквере возле замечательного Успенского собора. Работа над этим памятником шла с конца 1940-х годов. Авторы вдохновились толстовским образом великого полководца, которого все знают по роману «Война и мир».

– О, мне уже интересно скорее посмотреть его!

– Тогда пойдем на трамвайную остановку! Я как раз вижу наш трамвай [1, с. 242].

  1. Задание.

Прослушайте/Прочитайте текст. Скажите, почему М.И. Кутузов один из самых известных и любимых русских полководцев?

Имя легендарного полководца дали Кутузовскому проспекту в Москве, а также Кутузовскому проезду и Кутузовскому переулку. В 1958 году в память о нем была названа станция метро «Кутузовская».

История подарила этому русскому полководцу немало громких званий и титулов: генерал-фельдмаршал, участник Крымской кампании, а также русско-польской и турецкой войн. Но любому русскому человеку М.И. Кутузов известен прежде всего как главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года [1, с. 159].

Изучение истории и культуры русских городов во взаимосвязи с биографией русских национальных героев позволяет раскрыть иностран­ным учащимся значимость истории русских городов для русского народа. Подобные занятия можно рассматривать как цикл тематических занятий и как одну из форм воспитательной работы.

Именно тематические занятия по русскому языку позволяют максимально включать материалы, посвященные национальным особенностям культуры изучаемого языка, «в канву урока и тем самым играют важную роль в формировании межкультурной компетенции учащихся-иностранцев» [2, с. 117].

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что формируемая лингвокультурологическая компетенция предполагает способность учащихся воспринимать русский язык не только как языковую единицу общения, но как совокупность понимания языковых правил и мента­литета, образа мышления, культуры.

 

Список литературы:
1. Русский язык (как иностранный): Учебник / Т.Е. Токарева, Э.Н. Анохина, И.А. Антипова и др. – М.: ВУ, 2018. – 376 с.
2. Смирнова И.В. Роль тематических занятий в формировании межкультурной компетенции иностранных военнослужащих // Сб. мат-лов докладов межвуз. науч.-практ. конф. (в рамках УМС УМО по дисциплинам предмета «Русский язык») «О коммуникативной и межкультурной направленности обучения русскому языку как родному и иностранному». – М.: ВУ, 2011. – С. 117-127.
3. Токарева Т.Е. Русский язык. Основы речевой коммуникации. Технология обучения русскому языку. – М.: ВУ, 2012. – 232 с.
4. Шакирова Т.И. Формирование патриотических качеств у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Наука/Педагогика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-patrioticheskih-kachestv-u-studentov-vuza-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (Дата обращения: 13.02.2019).
5. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. – М.: Высш. шк., 2003. – 234 с.