Нормативно-правовые документы цифровой экономики
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория языка
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Нормативно-правовые документы цифровой экономики
С момента своего появления Интернет стремительно развивался и захватывал потребителя, перед которым уже сегодня представлен широкий спектр цифровых сервисов, продуктов и систем. Но прогресс на этом не останавливается, наоборот, развитие инфраструктуры, снижение стоимости обработки, хранении и передачи данных выводят нас на новый виток.
По мнению главного экономиста Национального банка Республики Беларусь, кандидата экономических наук Мойсейчик Г.И.: «Мир стоит на пороге новой промышленной революции. Четвертой — по силе воздействия на мир человека, превышающей прежние, вместе взятые. Первая ознаменовалась механизацией, вторая — электрификацией, третья — автоматизацией производства, а четвертая — цифровизацией» [8]. Всё больше стираются границы между такими понятиями как онлайн и офлайн, и наступает эра кибер-физических систем.
Идеологию такого понятия, как «цифровая экономика» впервые обозначил американский ученый-информатик Николас Негропонте в 1995 г. [9].
Также в Западной Европе и Американской литературе можно встретить термин «цифровизация» (англ. digitalization), который трактуется как «переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств» [7].
В российской практике можно встретить и то и другое определение. Например, согласно определению М.Л. Калужского, «сетевая (электронная, цифровая) экономика – это коммуникационная среда экономической деятельности в сети Интернет, а также формы, методы, инструменты и результаты её реализации» [4].
Несмотря на то, что современная цифровая экономика является результатом развития информационного общества за последние три‑четыре десятка лет, она, как и любой другой вид экономической деятельности, неразрывно связана с документами. Нормативно-правовые акты, которые содержат в себе те или иные правила, постановления, играют важную роль в существовании цифровой экономики. Но не стоит забывать, что сами по себе нормативно-правовые акты являются также объектом для изучения. В них обязательно должны прослеживаться логика и определенный законодательный стиль, чтобы обеспечить верное понимание предписаний, содержащихся в тексте документа. Ошибочно построенная фраза, отсутствие связи между мыслью и ее текстовым выражением, неверно использованное слово – все это может привести к нарушению работы системы, в которой используются нормативно-правовые документы.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ в письменном виде, принимаемый уполномоченным органом государства. Он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Ему характерна письменная форма, документированность и особый порядок принятия. Если сравнивать нормативно-правовой акт с другими источниками права, то он наиболее последовательно отвечает задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивает доступность, обозримость и точность правовых требований, строгое согласование между собой, создает основу для стабильности и четкости правового регулирования, облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет [3].
Надлежащее оформление нормативных актов, их выдержанность в определенном стиле, следование ряду непреложных канонов юридической техники являются непременными условиями, которые обеспечивают стабильность и защиту интересов и прав граждан, однозначное толкование норм права, законность и правопорядок в обществе, нормальную деятельность государства. Если перефразировать высказывание Цицерона о том, что нет ничего красивее хорошо возделанного поля, то можно сказать, что нет ничего красивее хорошо написанного закона [6].
Для более полного ознакомления со всеми особенностями языка нормативно-правовых документов, необходимо обратить внимание на требования, предъявляемые к законодательному стилю, без которых невозможно корректное создание документов.
- Безличность. Несмотря на то, что все нормативно-правовые документы пишутся определенными людьми, например, юристами, которые в дальнейшем даже выступают с докладами и обсуждают наработанные законопроекты, их авторство нигде не указывается. Это можно объяснить тем, что любой законопроект или нормативно-правовой акт издается не от конкретного лица, а от определенного органа власти или же даже от имени всего государства. Справедливо утверждение доктора юридических наук Н.А. Власенко, который считает, что «в нормативном акте не должно быть никакого намёка на личность разработчика проекта нормативного акта, не должно быть никаких указаний на манеру изложения проекта нормативного документа, должны отсутствовать эмоции, различные симпатии (например, как в письмах) и свое отношение к регулируемой проблеме» [2].
- Логичность изложения. При изложении содержания нормативно-правовых актов необходимо, чтобы все было изложено с сохранением логики. Это требование необходимо соблюдать при написании законопроекта от начала до самого конца, нигде от него не отступая. Должна быть смысловая четкость без тавтологии, многозначности и других противоречий, которые могут помешать смысловой целостности.
- Компактность изложения. В любом нормативном документе не должно содержаться лишних рассуждений, дискуссий. Нужно избегать таких терминов, которые выражают мнение автора и могут применяться в ненормативных документах и различных отчетах (например, высокая эффективность).
Доктор юридических наук Г.А. Борисов полагает, что «текст любого нормативного акта должен быть не только ясен и доступен, но и краток» [1]. Краткость является одним из ключевых требований, применяемых к нормативно-правовым актам. Текст должен быть лаконичным, чтобы быть как можно понятнее и проще для правоприменителей. Авторам нормативно-правовых актов нужно стремиться к точному и четкому выражению своих мыслей, без использования большого количества юридических терминов, которые могут затруднить понимание.
- Унификация юридической терминологии. Юридические термины помогают конкретным понятиям обретать словесную форму в текстах нормативно-правовых актов. Эти термины, которые используются для создания нормативно-правовых актов, можно разделить на 3 вида: общеупотребительные (отец, огонь, земля и т. п.), специально-юридические (договор, если речь идет о гражданском праве; штраф и арест, если речь об административном праве и т. п.) и технические. Последние используются редко, но все же применяются в случаях, когда нужно раскрыть содержание технических названий.
Юридические термины должны быть понятны всем участникам правовых отношений. Для этого автор при составлении нормативно-правового акта должен использовать дефиниции, которые дают определение и помогают раскрыть значение необходимого юридического термина. Автору, подготавливая проект нормативно-правового акта, необходимо использовать именно ту дефиницию, которая уже содержится в нормативно-правовом акте с большей юридической силой (чем тот проект акта, который готовит автор). Нельзя использовать иностранные термины, которые не получили утверждения ни на практике, ни в юридической науке. Можно использовать только ясные иностранные термины, которые понимаются однозначно и не вызывают сомнений.
- Ясность и убедительность. Нормативно-правовые акты необходимо писать ясным языком. Это исключит возможность неоднозначного толкования и искажения содержания. Нормативные предписания, которые содержатся в актах, должны быть убедительными и понятными для всех граждан.
Также недопустимо использование средств художественной выразительности, таких как гипербола, метафора, сравнения, которые являются привычными для литературных произведений.
- Непротиворечивость. Грубейшей ошибкой при составлении нормативно-правового акта будет противоречивость, т. к. это нарушает логику, что в итоге может привести к трудностям толкования и применения документа. Акт даже может быть признан полностью незаконным [5].
Автору необходимо соблюдать условие: между нормой права и ее выражением в тексте акта должно сохраняться единство. Создание всей системы законодательства и каждого отдельно взятого нормативно-правового акта основывается на применении определенных приемов для передачи норм права в тексте актов. Если текст закона (в готовом виде) будет отличаться от пожеланий и мыслей законодателя, это приведет к тому, что цели закона не будут достигнуты, общественные отношения не будут урегулированы. Стиль, логика и язык при создании нормативно-правовых документов являются неотъемлемыми элементами законодательной техники. Умение автора грамотно, последовательно и логически составлять текст нормативно-правовых документов, придерживаясь юридически-правильного оформления, является необходимым требованием законотворчества.