Статья:

Сакральное в традиционной гуцульской одежде

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Лебедева Н.А. Сакральное в традиционной гуцульской одежде // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сакральное в традиционной гуцульской одежде

Лебедева Надежда Анатольевна
д-р философии в области культурологии, действительный член Евразийской Академии Телевидения и Радио, проф. философии Международной Кадровой Академии, Украина, г. Киев

 

SACRED IN TRADITIONAL HUTSUL CLOTHING

 

Nadezhda Lebedeva

doctor of philosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor of philosophy of International Personnel Academy, Ukraine, Kiev

 

Аннотация. Статья посвящена тому, то, что имеет отношение к божественному, иррациональному и мистическому. Её главная цель – на основе изучения научных трудов украинских учёных, личного посещения изучаемого региона описать детали сакрального в традиционной гуцульской одежде. Сделан вывод о том, что комплекс гуцульской одежды представляет собой целостный художественный ансамбль, многогранное и яркое синтетическое культурное явление, которое выражает определенный мировоззренческий комплекс представлений и верований, синтезируя материальное и духовное начало бытия. Художественные образы вместе с функциональной семантикой раскрываются в сакрализации деталей одежды. Таким образом, через ритуальную функцию деталей одежды проявлен духовный пласт культуры и бытия народа.

Abstract. The article is dedicated to that which is related to the divine, irrational and mystical. Its main goal is to describe the details of the sacred in traditional Hutsul clothing based on a study of the scientific works of Ukrainian scientists, a personal visit to the region.

It is concluded that the Hutsul clothing complex is a holistic artistic ensemble, a multifaceted and vibrant synthetic cultural phenomenon that expresses a certain worldview complex of ideas and beliefs, synthesizing the material and spiritual principles of life. Artistic images, along with functional semantics, are revealed in the sacralization of clothing details. Thus, through the ritual function of clothing parts, the spiritual layer of culture and the existence of the people is revealed.

 

Ключевые слова: культура; природа; сакральное; Карпаты; гуцулы; костюм; гуцульский пояс; рубашка.

Keywords: culture; nature; sacred; Carpathians; Hutsuls; costume; Hutsul belt; shirt.

 

Сакральное, то, что имеет отношение к божественному, иррациональному и мистическому. Красота дикой природы Карпат завораживает и навевает нечто необъяснимое, что вполне можно назвать сакральным. И неудивительно, что жители Карпат веками трансформировали сакральное-природное в материально-сакральное, проявляя его в деталях традиционной народной одежды.

Украинские ученые С. А. Васина [2], В. И. Городецкий [4], Т.А.Николаева, Г. С. Щербий [15], Т. В. Кара-Васильева [6, 7, 8], О. Ю. Косьмина [9, 10, 11], Т. В. Космина [12], В. Коцан [13], Т. П. Крвавич [14], К. К. Стамеров [16,17], в . В. Миронов [20], Т. А. Николаева [21], К. И. Гуслистый [22], П. Одарченко и Г. Царинник [23], отмечают особенное своеобразие гуцульского наряда. В нем сохранилось много архаичных черт. Люди сами создавали одежду, своими руками, и одевались в неё.

Цель данной статьи – на основе изучения научных трудов украинских учёных, личного посещения изучаемого региона автором описать детали сакрального в традиционной гуцульской одежде.

В одежде, созданной своими руками, гуцулы жили веками, пряли шерсть, с которой делали "капчуры", то есть короткие чулки, не доходящие до колен, носки. Рубашка для мужчины, что характерно для всей гуцульской одежды, имела яркую вышивку на месте соединения рукавов со станом. Такую рубашку гуцулы носили поверх штанов, подпоясываясь при этом широким кожаным поясом, который называется "черес". Характерной особенностью гуцульского череса являются замочки, которые выстроены узорами и вышивкой. Также пояс украшали металлическими деталями с резьбой и тиснением с гуцульским орнаментом. Интересной деталью череса является "клювака" – такой топорик, который был празднично украшен. На нем находилось 14 колец, которые были задуманы для того, чтобы на них завязывались разноцветные ленточки. Такие ленточки связывались с каждым из колечек.

И в самом топорике, также через маленькую дырочку завязывали ленточку. С таким топориком, то есть с клювакою, молодой ходил и приглашал гостей на свою свадьбу. Образец подобного аксессуара имеем в коллекции частного музея-усадьбы гуцульского искусства семьи Карнелюкив в г. Косов.

''Брюки шились из белого полотна (покреници), цветного сукна (крашеници) или белого сукна (штаны). Штанины снизу иногда закатывались и вышивались" [15, с. 100]. Такие полотняные штаны были узкими, имели отдельную вставку спереди и сзади.

Безрукавка – известной элемент гуцульской одежды, за которым в наше время, чтобы купить, едут в Карпаты специально. Это вещь из овчины, очень теплая, согревает владельца в мороз, может быть одетой под пальто, шубу или другую верхнюю одежду. Сукно для безрукавки делали черного цвета. Показательны, например кожух и безрукавка первой половины ХХ века неизвестного автора, которые хранятся в коллекции Косовского музея народного искусства и быта Гуцульщины.

Доминирующим в данном ансамбле является белый цвет, с черной канвой горловины и низа.

Синие Карпатские горы воплощены треугольно подобным узором, который перекликается с кругообразными звездами, что воплощают собой солярную символизацию над горами. По окружности расположены те же треугольники синего цвета. Каждый треугольник имеет свою верхнюю точку красного цвета. Такая композиция создает своеобразный контраст, который придает одежде яркость и неповторимость.

Гуцульский женский костюм с белой безрукавкой музея пгт. Ворохты Косовского района Ивано-Франковской области расшит сложной вышивкой, которая состоит из желтых и красных деталей круглой и треугольной форм, образующих неповторимые изображения сказочных цветов и елей. Безрукавка гуцулок была подобна мужскому варианту. Таким образом, овчинные безрукавки гуцулок также выполняли функцию защиты грудной клетки, имели яркую палитру вышивки.

Популярен также ''сердак – прямоспинный короткий пиджак из домашнего сукна черного цвета, с боковыми клинками или без них" [15, с. 100]. в частном музее-усадьбе гуцульского искусства семьи Корнелюк сохраняется праздничный сердак гуцульской молодой. Характерной чертой упомянутого экспоната является красный цвет, символизирующий пылкую любовь и страсть, а также радость. Сердак расшитый узорами в форме цветочков, что придает ему значение чистоты, девственности. Сердак молодого – черный, подобно твердости гуцульского характера, но и он также украшен яркими узорами.

Обувь гуцулов называется лаптями. Имеет ладьевидную форму. Лапти делались из цельного куска кожи: на сыромятную кожу, которая имеет белый, будто не закрашенный цвет, собирали цельную кожу через прорези с определенным интервалом. А потом, в центральном месте лаптей закрывался шов. Еще интересно и то, что веревки, которыми шнуруют лапти имели два цвета для женщин – это синий и красный (символ пылкой женской силы), а для мужчин только синего цвета. Запаски вышивали узорами.

Женская гуцульская рубашка представляет собой один из самых древних частей карпатского костюма. Шили ее из сукна или полотна. В крое нет сложных деталей. Все детали прямоугольные, вставка также имеет прямоугольную форму. Рукав прямоугольный, заканчивается обшивкой, то есть нижняя часть рукава собирается к обшивке, шейный обхват – это также вставка вместе со станом собирается к обшивке.

Вышивки видим на вставках и рукавах. Праздничный вариант женской рубашки имел больше вышитых вставок. Обязательно разделение было вышитым. Все крои должны были быть обшиты, как в одежде, которая одевается на голое тело, и рубашка должна иметь все атрибуты защиты от магического негативного воздействия. В музее Косовского государственного института прикладного и декоративного искусства сохраняют рубашку – "довганю", украшенную горизонтальными полосами, которые имеют вид различных узорных линий. В центре композиции рубашки видим три горизонтальных и три вертикальных ромба, которые также расшиты разноцветными сложными узорами. Красный, голубой, желтый цвета внутри, а также черные контуры геометрических фигур представляют неповторимость упомянутого образца гуцульской одежды.

Рубашка гуцулки из музея пгт. Ворохты Косовского района Ивано-Франковской области им. Степана Федака особенна красотой своей горловины: богатство красных, синих, желтых стилизованных цветов небольшого размера замкнуты в прямоугольную форму. Вышитые вставки на рукавах обращают на себя внимание, прежде всего своим ярким контрастом: ярко-синие большие по размеру цветы, расположенные на красном поле.

Нормой было то, что замужние женщины надевали запаски с полосами дважды. Девушкам было разрешено носить юбки. Запаска – деталь женского костюма, которая известна на всей территории Украины. Характерным для нее является, так сказать, несшитость. Это бедренная одежда. Нося свободные фартуки, женщина избегала проблем с женским здоровьем. Энергия матери Земли не была перекрыта и концентрировалась в женском центре, где зарождалась жизнь. В селе Уторопы Косовского района Ивано-Франковской области в музее Тараса Мельничука хранится много образцов такой одежды, также интересным образцом является красная плахта в музее им. Степана Федака пгт. Ворохта. Плахта красного цвета вышита золотыми горизонтальными узорами-полосами.

Пояс был не только обязательным элементом одежды, но и служил украшением одновременно. Для гуцульского пояса характерны поперечные разноцветные полосы. Шерстяная запаска защищает живот женщины, детородное лоно, которое всегда в гуцульской ментальности было самым важным для женщины. Без такой защиты, без запаски женщина не имела права выйти даже со двора своего дома. Лоно женщины – ее сакральный центр, чистота этого лона является соответственно чистотой рода. Рубашка - это нижнее белье, которое обязательно должно быть. "В региональном музее этнографии поселка Буштино находится рубашка женская "довганя" 1875 году, которая пошита из белого домотканого конопляного полотна. Состоит она из четырех широких частей. Детали сшитые вручную швом. Низ рубашки загнутый и украшен рыхлым швом. Рукава рубашки собраны вокруг горловины. На участках сборки налицо тонкий вышитый узор. Рукава также собранны на запястье и расширены вышитыми манжетами " [19].

По мнению автора данной статьи, красота этой рубашки заключается в её вышивке. Рисунок на рукавах уникален своим необычайным узором: гладью вышиты лабиринты синего, красного, белого и фиолетового цветов. Вышивку на рукаве также принято называть "заспульницею", а манжет и волан на рукаве "фидриши".

В рубашке "довганя" 1900 года также видим сочетание в узоре синего, зеленого и розового цветов. Запаски имеют яркую цветовую гамму: наблюдается разнообразие зеленых, голубых, красных оттенков.

Кандидат наук в области искусствоведения Оксана Ярославовна Федина подробно изучала свадебные костюмы Галичины. Исследовательница отмечает, что значимость рубашки ярко и полно проявляется в структуре народной свадьбы. "Она, например, считалась главной частью приданого девушки. Невеста сама должна была сшить и вышить свадебную рубашку себе и жениху. Обычай дарить будущему мужу рубашку имел место во многих архаичных культурах. Образная характеристика свадебной рубашки молодого конца XIX - первой половины ХХ веков генетически "связана с нарядом церемониального назначения для лиц высокого ранга. Она выступала "ценным" нарядом, изготовленным из материала высокого качества и богато украшенной - "кошуленько шелковая" [25, с. 16].

Ритуальность одежды заключается в том, что это была новая, "специально пошитая для брачной церемонии праздничная рубашка, и жениху подарена невестой" [25, с. 17].

Рубашка, поскольку была прежде всего нижним бельем, находилась у тела человека должна была быть полностью подшитой, чтобы оберегать своего хозяина от магических проявлений мира. Поэтому в орнаментах часто закодированным было, например, дерево жизни, восьми лепестковые цветки, звезды.

Чепец был обязательным атрибутом одежды замужних женщин. Считается, что он также предохраняет сакральную чакру, которая соединяет человека с космосом. Чепец носили дома, покрывая его платком или "покрыткой". Существовало много средств подвязывания такой "покрытки". Считается также, что от женских волос излучается, творится энергия рода, поэтому нельзя ее терять. В музее народного творчества из коллекции Михаила Струтинского г. Косов представлены ​​ абсолютно все образцы гуцульской одежды, где можем наблюдать очень красивые покрытки, большие по размеру, красные и белые, украшенные яркими композициями из цветов. Контрастные сочетания узоров создают неповторимость каждого экспоната. Они действительно оберегали своих хозяек от недоброго, поскольку внимание глаз концентрировали именно своим цветовым решением.

"Девичий наряд головы был, как правило, подобием венка: в частности здесь носили старинное "чильце" – нанизанные на проволоку или ремешок медные пластинки в форме маленьких стручков или лепестков» [15, с. 100]. Федор Вовк описал гуцульское "чильце" следующим образом: "Гуцульская чильце (от слова чело), состоит из подвешенных к проводу узких медных пластинок, которые имеют вид или маленьких стручков, или лепестков цветка; чильце носят на лбу, тоже под венком, кажется только самые молодые. Это чильце тоже представляет собой несомненный пережиток старинных налобных украшений княжеского периода, заимствованных из Византии и получивших название "обильные". Гуцульское чильце, приобретённое Ф. Вовком для музея Императора. Александра III, "своим рисунком очень подходит к подобным украшениям. Вторая форма, в ней существует у гуцулов, где сама отделка – это ремешок или шнурок с нанизанными на нем в большом количестве пластинками из желтой меди, вырезанными в форме лепестка или листочка с тройным разветвлением. Эта форма также довольно архаична, потому что мы встречаем подобное если не в форме диадемы, то в виде похоронного венка в одной из греческих гробниц в Керчи" [3, с. 128].

Оберегами служили гуцулам украшения. Ожерелье – известная часть женских украшений в Украине, защищавшая грудной сакральный центр. Оно было разнообразным по цвету и материалу, форме и средствам ношения. Его нанизывали таким образом, чтобы не играть с каждым рядом. Популярными были "дукачи" или "личмани", то есть украшения в виде большой медали подобной монеты с металлическим бантом, украшенным камнями. Такая деталь занимала центральное композиционное место во всем комплексе нагрудных украшений. Они служили для того, чтобы защищать человека, поскольку металл забирает лишнюю энергетику, блокирует всё негативное, особенно подходило для этой цели серебро. Украшения отвлекают взгляды посторонних людей. Таким образом, на человека бездействует энергетическая атака, так сказать, темных сил. Фокусировка внимания на круглой бусине идет к центру –на нитку. Нить в таком случае способна порваться, она трескалась будто сама от себя, хотя и была достаточно прочной. Поэтому, гуцулы не дожидались пока нить порвется, а перенизывали украшения на новые основания. В гуцульской одежде много красного цвета, который считается до сих пор таким, что насыщает энергией, то есть оберегом [16, 17, 21].

"На праздники надевали много шейных, ушных и ручных украшений: згарды - нанизанные на шнурок крестики, а между них трубочки из латуни или закрученные спиралью медные проволочки; гердан - плоская цепочка, подобие ажурного воротника; глотки - нанизанные из разноцветного бисера грушевидные серьги, с подвесками из бусин или металлических пластин; ретязь, нараквици (нечто вроде браслетов, сплетенных из разноцветной шерсти), кольца" [15, с. 100].

Андрей Королько, кандидат исторических наук, доцент Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника отмечает, что для традиционной народной одежды гуцулов "присущи строгость, прямолинейность форм силуэта, относительно незначительная дифференциация между мужской и женской нагрудной одеждой, а также верхней одеждой и обувью. Одежда украшается вышивкой, ткачеством, плетением из шерсти и кожи, металлическими украшениями. В отдельных компонентах одежды сохранились архаические черты, которые достигают времен Киевской Руси" [5, с. 35].

Обратимся к наработкам О. Я. Фединой, детально изучившей традиционный свадебный костюм Галичины. На основе исследования компонентов свадебного народного костюма, то есть комплексов головных уборов, рубашек, верхней одежды, поясной одежды, обуви, украшений, в системе "человек - ритуал - костюм" в их художественном и семантическом аспектах О. Я. Федина сделала вывод, что "аутентичные образцы свадебных костюмов сочетают в себе идейно-образные черты, созданные на этических и эстетических принципах крестьянской среды, в котором сохранились древнейшее рудименты языческого мировоззрения, поэтому, в заимствованных элементах господствует византийско-киевская, частично центральная и западноевропейская культуры, на основе которой в ансамблях народного свадебного костюма создавался идеализированный образ "князя" и "княгини" [25, с. 18]. По мнению автора настоящей статьи, гуцульский костюм соединил в себе идейно-образные черты рудиментов языческого мировоззрения, заимствованные элементы, а также сакральную обусловленность каждой детали традиционного гуцульского наряда. Художественный уровень гуцульской традиционной одежды соответствует лучшим произведениям декоративно-прикладного искусства, где сочетаются органично и правильно несколько видов ремесел-искусств таких, как ткачество, вышивка, художественная обработка металла, кожи и камня, ювелирное мастерство и дизайн одежды.

Подробно изучив исследования украинских ученых, посетив музеи Закарпатья, автор статьи делает вывод о том, что комплекс гуцульской одежды представляет собой целостный художественный ансамбль, многогранное и яркое синтетическое культурное явление, которое выражает определенный мировоззренческий комплекс представлений и верований, синтезируя материальное и духовное начало бытия. Художественные образы вместе с функциональной семантикой раскрываются в сакрализации деталей одежды. Таким образом, через ритуальную функцию деталей одежды проявлен духовный пласт культуры и бытия народа.

 

Список литературы:
1. Боташева С. К. Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре: дис. ... канд. филос. наук: спец. 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» / Сафиназ Казбековна Боташева. – Ставрополь, 2007. – 178 с.
2. Васіна З. О. Український літопис вбрання. Т. ІІ: ХІІІ – поч. ХХ ст. / Зінаїда Васіна. – К.: Мистецтво, 2006. – 448 с.
3. Вовк Х. К. Студії з української етнографії та антропології / Х. К. Вовк. – К.: Мистецтво, 1995. – 335.
4. Городецкий В. И. Семантика традиційного гуцульського орнаменту в Карпатських топірцях / Віталій Іванович Городецький // Наукова конференція Науковий потенціал 2013 (25–27.03.2013). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://int-konf.org/konf032013/133-gorodeckiy-v-semantika-tradicynogo-guculskogo-ornamentu-v-karpatskih-toprcyah.html. (дата обращения: 28.06.2019)
5. Історія України. – №5-6 (741-742), – лютий 2012. – с. 35.
6. Кара-Васильєва Т. В. Українська вишивка. Альбом / Тетяна Валеріївна Кара-Васильєва. – К.: Мистецтво, 1993. – 263 с.
7. Кара-Васильєва Т. В. Українська народна вишивка / Тетяна Валеріївна Кара-Васильєва, А. О. Заволокіна. – К.: Либідь, 1996. – 96 с.
8. Кара-Васильєва Т. В. Українська сорочка. Альбом / Тетяна Валеріївна Кара-Васильєва. – К.: Томіріс, 1994. – 32 с. – (Таємниці чарівної нитки).
9. Космина О. Ю. Українське народне вбрання / Оксана Космина – К.: Балтія-Друк, 2006. – 64 с.
10. Космина О. Ю. Українське традиційне жіноче вбрання Київщини. Кінець ХІХ – поч. ХХ ст. Наочний посібник / Оксана Космина – К.: Хрещатик, 1994. – 52 с.
11. Космина О. Ю. Традиційне вбрання українців. Т. 2. Полісся. Карпати / Оксана Космина – К.: Балтія-друк, 2011. – 160 с.
12. Косміна Т. В. Українське весільне вбрання. Етнографічні реконструкції / Т. В. Космина, З. О. Васіна. – К.: Мистецтво, 1989. – 15 с.
13. Коцан В. Традиційний народний одяг великобичківських гуцулів ХІХ – першої половини ХХ ст. / Василь Коцан // Народознавчі зошити. – 2014. – № 2 (116). – С. 328–343.
14. Крвавич Д.  П. Український народний одяг ХVІІ – початок ХІХ ст. в акварелях Ю. Глоговського / Дмитро Петрович Крвавич, Галина Григорівна Стельмащук / ред. Ю. Г. Гошко. – К.: Наукова думка, 1988. – 272 с.
15. Культура і побут населення України / В. І. Наулко, Л. Ф. Артюх, В. Ф. Горленко. – К.: Либідь, 1991. – 232 с.
16. Стамеров К. К. Нариси з історії костюмів. Ч. І / Костянтин Киріакович Стамеров. – К.: Мистецтво, 1978. – 243 с.
17. Стамеров К. К. Нариси з історії костюмів. Ч. ІІ / Костянтин Киріакович Стамеров. – К.: Мистецтво, 1978. – 188 с.
18. Стельмащук Г. Г. Традиційні головні убори українців / Галина Григорівна Стельмащук. – К.: Наукова думка, 1993. – 240 с.
19. Топеха В. Регіональний музей етнографії сіл пониззя ріки Теребля [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/369/11.php (дата обращения: 28.06.2019).
20. Миронов В. В. Український костюм / В. В. Миронов, А. Ю. Перепелица. – К.: Мистецтво, 1977. – 20 с.
21. Ніколаєва Т. О. Український костюм. Надія на ренесанс / Тамара Олександрівна Ніколаєва. – К.: Дніпро, 2005. – 320 с.
22. Українське народне мистецтво. Вбрання / під ред. К. І. Гуслистого. – К.: Державне вид-во образотворчого мистецтва і музичної літератури УРСР, 1961. – 328 с. 
23. Український народний одяг / ред. П. Одарченко, Г. Царинник. – Торонто-Філадельфія: Світова Федерація Українських Жіночих Організацій Комісія Народного Мистецтва, 1992. – 312 с. 
24. Українське народознавство: Навчальний посібник / за ред. С. П. Павлюка. – 3-е вид., випр. – К.: Знання, 2006. – 568 с.
25. Федіна О. Я. Весільний костюм в Галичині кінця ХІХ – ХХ століть (художньо-образна характеристика) : автореф. дис..  на здобуття наук. ступеня канд. мистецтвознавства: 17.00.01. – Львів, 1996. – 27 с.