Статья:

Речевой жанр приветствия/прощания в речи современных школьников и способы его воплощения

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Богданова В.А. Речевой жанр приветствия/прощания в речи современных школьников и способы его воплощения // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 78-84.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Речевой жанр приветствия/прощания в речи современных школьников и способы его воплощения

Богданова Валентина Александровна
магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)", РФ, г. Таганрог

 

Отдельный аспект изучения речевых жанров – лингвометодический.

Существующим ныне Федеральным государственным образователь­ным стандартом выдвигаются определённые требования к качеству знаний обучающихся, ориентированные на совершенствование речевого развития, а также на развитие культуры поведения и усвоение этических норм. Следовательно, современный школьник должен уметь создавать и анализировать высказывания разных речевых жанровых форм, что определяет коммуникативный опыт обучающегося как языковой личности.

На сегодняшний день обучающиеся, переходя из начальной школы в среднюю, продолжают обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), поэтому нельзя не говорить о преемственности в обучении.

Проанализировав учебники по русскому языку средней школы с 5-го по 9-е классы по программе: учебник «Русский язык», Т.А. Ладыженской, мы увидели недостаточное внимание к проблеме обучения речевым жанрам, в том числе и приветствия / прощания.

В своей работе мы поставили цель: выявить и сравнить уровень владения таким этикетным речевым жанром, как приветствие / прощание, среди обучающихся 5-х и 9-х классов. Нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 25 уча­щихся 5-х классов и 25 учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 12 пос. Коксовый. Всем участникам эксперимента было предложено пись­менно выполнить следующие задания:

Задание № 1

Перечисли как можно больше известных слов и выражений, обозначающих приветствия и прощания.

Приветствие

Прощание

  • незнакомого взрослого:
  • с незнакомым взрослым:
  • знакомого взрослого:
  • со знакомым взрослым:
  • взрослого близкого, родного:
  • с взрослым близким, родным:
  • сверстников / одноклассников:
  • со сверстниками / одноклассниками:
  • лучшего друга:
  • с лучшим другом:

 

Задание № 2

Распредели речевые выражения по трём группам: нейтральные, официальные, неофициальные выражения.

«А»

«Б»

1

Здравствуй, Игорь.

1

Пока!

2

Здравствуйте, коллеги.

2

До свидания.

3

Салют!

3

Всего доброго / хорошего.

4

Доброе (ый) утро/день/вечер.

4

Будь здоров!

5

Рад приветствовать.

5

Разрешите проститься.

6

Здорово!

6

Позвольте попрощаться.

 

Речевые выражения

нейтральные

официальные

неофициальные

 

 

 

 

Задание № 3

Напиши сочинение на тему: «Зачем нужно здороваться и про­щаться?»

 

 

 

 

Все обучающиеся 5-х и 9-х классов, которые принимали участие в экспериментальном исследовании, обучаются по Федеральному госу­дарственному образовательному стандарту основного общего образова­ния (ФГОС ООС) и по учебникам «Русский язык», Т.А. Ладыженской.

В данном случае обработка языкового материала будет про­водиться с помощью методов выявления уровней речевого развития младших школьников, предложенных И.В. Голубевой [1, с. 177–183]. Полученные результаты мы распределим по уровням речевого развития обучающихся 5-х и 9-х классов по следующим критериям:

Задание № 1, 3

Выполнены все задания и используются разнообразные и уместные этикетные формулы

высокий уровень

Выполнены не все задания и используются однотипные этикетные формулы

средний уровень

Выполнены не все задания или употреблены неверно и (или) однообразно этикетные формулы

низкий уровень

 

Задание № 2

0-5 баллов

6-9 баллов

10-12 баллов

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

 

Проанализировав полученные результаты опроса обучающихся 5-х классов, мы пришли к следующим выводам (таблица 1):

Таблица 1.

Результаты исследования обучающихся 5-х классов

Суммарное количество ответов

Уровень речевого развития

Задание № 1

6 уч. – 24%

Низкий уровень речевого развития

17 уч. – 68%

Средний уровень речевого развития

2 уч. – 8%

Высокий уровень речевого развития

Задание № 2

7 уч. – 28%

Низкий уровень речевого развития

16 уч. – 64%

Средний уровень речевого развития

2 уч. – 8%

Высокий уровень речевого развития

Задание № 3

4 уч. – 16%

Низкий уровень речевого развития

18 уч. – 72%

Средний уровень речевого развития

3 уч. – 12%

Высокий уровень речевого развития

 

В результате нашего исследования для получения приблизительных представлений об усреднённой картине результатов, мы подсчитали, вывели среднеарифметическое и пришли к выводу о том, что среди 25 обучающихся 5-х классов МБОУ СОШ №12:

 

23%

Обучающихся 5-х классов с низким уровнем речевого развития

68%

Обучающихся 5-х классов со средним уровнем речевого развития

9%

Обучающихся 5-х классов с высоким уровнем речевого развития

 

Обобщим полученные сведения и представим информацию наглядно при помощи рисунка 1.

 

Рисунок 1. Уровень речевого развития обучающихся 5-х классов

 

Проанализировав полученные результаты опроса обучающихся 9-х классов, мы пришли к следующим выводам (таблица 2):

Таблица 2.

Результаты исследования обучающихся 9-х классов

Суммарное количество ответов

Уровень речевого развития

Задание № 1

4 уч. – 16%

Низкий уровень речевого развития

18 уч. – 72%

Средний уровень речевого развития

3 уч. – 12%

Высокий уровень речевого развития

Задание № 2

5 уч. – 20%

Низкий уровень речевого развития

17 уч. – 68%

Средний уровень речевого развития

3 уч. – 12%

Высокий уровень речевого развития

Задание № 3

3 уч. – 12%

Низкий уровень речевого развития

18 уч. – 72%

Средний уровень речевого развития

4 уч. – 16%

Высокий уровень речевого развития

 

В результате нашего исследования для получения приблизительных представлений об усреднённой картине результатов, мы подсчитали, вывели среднеарифметическое и пришли к выводу о том, что среди 25 обучающихся 9-х классов МБОУ СОШ №12:

 

16%

Обучающихся 9-х классов с низким уровнем речевого развития

71%

Обучающихся 9-х классов со средним уровнем речевого развития

13%

Обучающихся 9-х классов с высоким уровнем речевого развития

 

Обобщим полученные сведения и представим информацию наглядно при помощи рисунка 2.

 

Рисунок 2. Уровень речевого развития обучающихся 9-х классов

 

Сопоставим полученные результаты уровня речевого развития обучающихся 5-х и 9-х классов МБОУ СОШ №12 пос. Коксовый с помощью гистограммы 1.

 

Рисунок 3. Гистограмма 1

 

Таким образом, анализ проведённого нами эксперимента показал, что на сегодняшний день, только 77% обучающихся 5-х классов и 84% обучающихся 9-х классов владеют этикетными жанрами в соответ­ствии с требованиями, предъявленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и програм­мой по русскому языку.

Также из проведённого эксперимента мы видим, что низкий уровень речевого развития школьников на сегодняшний день составляет 23% у обучающихся 5-х классов и 16% у обучающихся 9-х классов.

Итак, сопоставив полученные результаты уровня речевого развития обучающихся 5-х и 9-х классов с помощью гистограммы, мы можем сделать следующий вывод, что развитие речи у детей практически не отличается.

Это связано с тем, что в учебниках с 5-го по 7-е классы включено очень мало материала и упражнений по развитию речи, направленных на изучение этикетных речевых жанров, в том числе, и речевого жанра приветствия / прощания. А, в учебниках с 8-го по 9-е классы материал и упражнения по этикетным речевым жанрам отсутствуют.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в учебниках уделяется недостаточное внимание к проблеме обучения речевым жанрам, в том числе и приветствия / прощания, а это негативно отражается на развитии коммуникативных умений школьников.

Также мы можем предположить, что это связано с упорной подготовкой к ОГЭ, который предполагает знание таких разделов, как: синтаксис, орфография, пунктуация, но не акцентирует внимание обучающихся на коммуникативную сторону.

Но с 2019 года при сдаче ОГЭ по русскому языку введена устная часть, на наш взгляд, это должно стимулировать обучающихся и педагогов к систематической работе над развитием устной речи, на приобретение коммуникативного навыка.

 

Список литературы:
1. Голубева И. В. Лингвистические признаки уровней речевого развития младших школьников // Теория и практика непрерывного образования дошкольников и младших школьников в современных условиях. – Волгоград, 2001. – С. 177-183.
2. Дорфман И.И. Развитие коммуникативных умений младших школьников в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на материале речевого жанра приветствия/прощания); [науч. ред. проф. И.В. Голубева]. – Таганрог, 2012. – С. 161-165.