Речевой жанр приветствия/прощания в речи современных школьников и способы его воплощения
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Речевой жанр приветствия/прощания в речи современных школьников и способы его воплощения
Отдельный аспект изучения речевых жанров – лингвометодический.
Существующим ныне Федеральным государственным образовательным стандартом выдвигаются определённые требования к качеству знаний обучающихся, ориентированные на совершенствование речевого развития, а также на развитие культуры поведения и усвоение этических норм. Следовательно, современный школьник должен уметь создавать и анализировать высказывания разных речевых жанровых форм, что определяет коммуникативный опыт обучающегося как языковой личности.
На сегодняшний день обучающиеся, переходя из начальной школы в среднюю, продолжают обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), поэтому нельзя не говорить о преемственности в обучении.
Проанализировав учебники по русскому языку средней школы с 5-го по 9-е классы по программе: учебник «Русский язык», Т.А. Ладыженской, мы увидели недостаточное внимание к проблеме обучения речевым жанрам, в том числе и приветствия / прощания.
В своей работе мы поставили цель: выявить и сравнить уровень владения таким этикетным речевым жанром, как приветствие / прощание, среди обучающихся 5-х и 9-х классов. Нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 25 учащихся 5-х классов и 25 учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 12 пос. Коксовый. Всем участникам эксперимента было предложено письменно выполнить следующие задания:
Задание № 1
Перечисли как можно больше известных слов и выражений, обозначающих приветствия и прощания.
Приветствие |
Прощание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 2
Распредели речевые выражения по трём группам: нейтральные, официальные, неофициальные выражения.
«А» |
«Б» |
||
1 |
Здравствуй, Игорь. |
1 |
Пока! |
2 |
Здравствуйте, коллеги. |
2 |
До свидания. |
3 |
Салют! |
3 |
Всего доброго / хорошего. |
4 |
Доброе (ый) утро/день/вечер. |
4 |
Будь здоров! |
5 |
Рад приветствовать. |
5 |
Разрешите проститься. |
6 |
Здорово! |
6 |
Позвольте попрощаться. |
Речевые выражения |
||
нейтральные |
официальные |
неофициальные |
|
|
|
Задание № 3
Напиши сочинение на тему: «Зачем нужно здороваться и прощаться?»
|
Все обучающиеся 5-х и 9-х классов, которые принимали участие в экспериментальном исследовании, обучаются по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООС) и по учебникам «Русский язык», Т.А. Ладыженской.
В данном случае обработка языкового материала будет проводиться с помощью методов выявления уровней речевого развития младших школьников, предложенных И.В. Голубевой [1, с. 177–183]. Полученные результаты мы распределим по уровням речевого развития обучающихся 5-х и 9-х классов по следующим критериям:
Задание № 1, 3
Выполнены все задания и используются разнообразные и уместные этикетные формулы |
высокий уровень |
Выполнены не все задания и используются однотипные этикетные формулы |
средний уровень |
Выполнены не все задания или употреблены неверно и (или) однообразно этикетные формулы |
низкий уровень |
Задание № 2
0-5 баллов |
6-9 баллов |
10-12 баллов |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
Проанализировав полученные результаты опроса обучающихся 5-х классов, мы пришли к следующим выводам (таблица 1):
Таблица 1.
Результаты исследования обучающихся 5-х классов
Суммарное количество ответов |
Уровень речевого развития |
Задание № 1 |
|
6 уч. – 24% |
Низкий уровень речевого развития |
17 уч. – 68% |
Средний уровень речевого развития |
2 уч. – 8% |
Высокий уровень речевого развития |
Задание № 2 |
|
7 уч. – 28% |
Низкий уровень речевого развития |
16 уч. – 64% |
Средний уровень речевого развития |
2 уч. – 8% |
Высокий уровень речевого развития |
Задание № 3 |
|
4 уч. – 16% |
Низкий уровень речевого развития |
18 уч. – 72% |
Средний уровень речевого развития |
3 уч. – 12% |
Высокий уровень речевого развития |
В результате нашего исследования для получения приблизительных представлений об усреднённой картине результатов, мы подсчитали, вывели среднеарифметическое и пришли к выводу о том, что среди 25 обучающихся 5-х классов МБОУ СОШ №12:
23% |
Обучающихся 5-х классов с низким уровнем речевого развития |
68% |
Обучающихся 5-х классов со средним уровнем речевого развития |
9% |
Обучающихся 5-х классов с высоким уровнем речевого развития |
Обобщим полученные сведения и представим информацию наглядно при помощи рисунка 1.
Рисунок 1. Уровень речевого развития обучающихся 5-х классов
Проанализировав полученные результаты опроса обучающихся 9-х классов, мы пришли к следующим выводам (таблица 2):
Таблица 2.
Результаты исследования обучающихся 9-х классов
Суммарное количество ответов |
Уровень речевого развития |
Задание № 1 |
|
4 уч. – 16% |
Низкий уровень речевого развития |
18 уч. – 72% |
Средний уровень речевого развития |
3 уч. – 12% |
Высокий уровень речевого развития |
Задание № 2 |
|
5 уч. – 20% |
Низкий уровень речевого развития |
17 уч. – 68% |
Средний уровень речевого развития |
3 уч. – 12% |
Высокий уровень речевого развития |
Задание № 3 |
|
3 уч. – 12% |
Низкий уровень речевого развития |
18 уч. – 72% |
Средний уровень речевого развития |
4 уч. – 16% |
Высокий уровень речевого развития |
В результате нашего исследования для получения приблизительных представлений об усреднённой картине результатов, мы подсчитали, вывели среднеарифметическое и пришли к выводу о том, что среди 25 обучающихся 9-х классов МБОУ СОШ №12:
16% |
Обучающихся 9-х классов с низким уровнем речевого развития |
71% |
Обучающихся 9-х классов со средним уровнем речевого развития |
13% |
Обучающихся 9-х классов с высоким уровнем речевого развития |
Обобщим полученные сведения и представим информацию наглядно при помощи рисунка 2.
Рисунок 2. Уровень речевого развития обучающихся 9-х классов
Сопоставим полученные результаты уровня речевого развития обучающихся 5-х и 9-х классов МБОУ СОШ №12 пос. Коксовый с помощью гистограммы 1.
Рисунок 3. Гистограмма 1
Таким образом, анализ проведённого нами эксперимента показал, что на сегодняшний день, только 77% обучающихся 5-х классов и 84% обучающихся 9-х классов владеют этикетными жанрами в соответствии с требованиями, предъявленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой по русскому языку.
Также из проведённого эксперимента мы видим, что низкий уровень речевого развития школьников на сегодняшний день составляет 23% у обучающихся 5-х классов и 16% у обучающихся 9-х классов.
Итак, сопоставив полученные результаты уровня речевого развития обучающихся 5-х и 9-х классов с помощью гистограммы, мы можем сделать следующий вывод, что развитие речи у детей практически не отличается.
Это связано с тем, что в учебниках с 5-го по 7-е классы включено очень мало материала и упражнений по развитию речи, направленных на изучение этикетных речевых жанров, в том числе, и речевого жанра приветствия / прощания. А, в учебниках с 8-го по 9-е классы материал и упражнения по этикетным речевым жанрам отсутствуют.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в учебниках уделяется недостаточное внимание к проблеме обучения речевым жанрам, в том числе и приветствия / прощания, а это негативно отражается на развитии коммуникативных умений школьников.
Также мы можем предположить, что это связано с упорной подготовкой к ОГЭ, который предполагает знание таких разделов, как: синтаксис, орфография, пунктуация, но не акцентирует внимание обучающихся на коммуникативную сторону.
Но с 2019 года при сдаче ОГЭ по русскому языку введена устная часть, на наш взгляд, это должно стимулировать обучающихся и педагогов к систематической работе над развитием устной речи, на приобретение коммуникативного навыка.