Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)»
Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)»
EXTRACURRICULAR WORK PROGRAM FOR GRADE 9 “THE STUDY OF SINGLE-COMPONENT SENTENCES AT SCHOOL (BASED ON THE POETIC TEXTS OF B. L. PASTERNAK) "
Borisova Sofya Vadimovna,
Undergraduate Samara State Social and Pedagogical University, Russia, Samara
Аннотация. Современные школьники часто затрудняются в определении типов односоставных предложений. В данной статье описана программа элективного курса для учеников 9 класса по теме «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)», обоснованы преимущества данного курса для совершенствования знаний обучающихся.
Abstract. Modern students find it difficult to determine the types of single-compound sentences. This article describes the program of the elective course for students of grade 9 on the topic "Study of single-component sentences in the school (based on the poetic texts of B. L. Pasternak)." The article describes the advantages of this course for improving students' knowledge.
Ключевые слова: элективный курс; односоставные предложения; классификация односоставных предложений; Б.Л. Пастернак; средняя школа.
Keywords: elective course; one-component sentences; classification of one-component sentences; B.L. Parsnip; high school.
Программа внеурочной деятельности «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б. Л. Пастернака)» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО.
Содержание данного курса основывается на материалах исследований М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, И.Р. Гальперина и других, посвященных изучению лингвистических особенностей поэтических текстов Б.Л. Пастернака, а также на материалах ФГОС ООО и нормативных документов о профильной подготовке в школьном образовательном процессе.
Основание для разработки Программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного воспитания;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
Программа реализуется через внеурочные занятия и тесно связана с основным курсом русского языка для средней школы, представленной в учебнике «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской.
Цели курса:
Научить школьников выявлять в тексте односоставные предложения, определять их тип, структурные особенности и художественную роль в тексте (на материале поэтических произведений Б.Л. Пастернака).
Основные задачи курса:
- обобщить полученные ранее знания о простых предложениях;
- расширить полученные ранее школьниками знания об односоставных предложениях с помощью анализа поэтических текстов Б.Л. Пастернака;
- совершенствовать умение учащихся различать и вычленять односоставные предложения в художественном тексте, определять их тип и художественные функции;
- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- прочитать выбранное произведение и под руководством учителя выявить его синтаксические особенности;
- уметь различать виды простых предложений по составу их грамматических основ;
- уметь находить и характеризовать односоставные предложения;
- уметь определять стилистические особенности односоставных предложений в тексте;
- уметь иллюстрировать теоретический материал собственными примерами и примерами из поэтических текстов Б.Л. Пастернака;
- изучив теоретический материал курса, решить итоговый проверочный тест на знание теории.
Формы контроля за знаниями учащихся:
- подбор односоставных предложений разных видов;
- устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы;
- устная и письменная характеристика указанных учителем предложений;
- выполнение итоговой контрольной работы: выявление преобладающих типов односоставных предложений в предложенном тексте и определение их художественной функции.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с художественными текстами.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа в группе, составление проектов.
В каждом занятии две части:
- теоретическая;
- практическая.
Общая характеристика учебного курса
Данный элективный курс предлагает подробное изучение односоставных предложения и его функций с опорой на поэтические тексты Б.Л. Пастернака. В ходе занятий учащиеся выявят особенности функционирования односоставных предложений в лирике Пастернака и напишут контрольную работу, связанную с выявлением преобладающих типов односоставного предложения и их функций в предложенных поэтических текстах Б.Л. Пастернака.
Курс ориентирован на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, а также для тех, кто интересуется русским языком, занимается изучением идиостиля писателей и стремится углубить знания о функциях односоставных предложений в русском синтаксисе.
Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по синтаксису и в определенной мере обогатить и расширить их. Кроме усовершенствования навыков синтаксического разбора предложений, построения графических схем, обучающиеся на основе данного курса овладеют умениями определения структурно-семантических особенностей определенных синтаксических структур, их стилистических и эстетических возможностей.
Курс направлен на изучение односоставных предложений, но в процессе его прохождения обучающиеся разбирают не только изолированные простые односоставные предложения, но и части сложных предложений в стихотворной речи, производят их разбор и анализ.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, который осуществляется через разнообразные по характеру упражнения, среди которых присутствуют задания повышенной трудности. Ребята обобщат знания об односоставных предложениях, попробуют свои силы в анализе художественного текста. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме тренинга, опроса или письменного мониторинга.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 15-16 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий.
Место проведения занятий — учебный кабинет.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 9 класса.
I. Планируемые результаты
Предметные результаты
- углубление базовых знаний об односоставных предложениях и их типах;
- проведение синтаксического разбора односоставных предложений;
- умение выявлять односоставные предложения в художественном тексте, определять их тип и художественные функции;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в ее смысл.
Личностные результаты
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объем словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения;
- готовность к самостоятельной и творческой деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание учебного курса
Организационное занятие (1ч.)
Учитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей.
Односоставные предложения в поэтических текстах Б.Л. Пастернака: их типы и художественные функции (20 ч.)
Понятие об односоставных предложениях, их отличие от двусоставных. Типы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные. Полные и неполные односоставные предложения. Их различия. Практические занятия на определение типов односоставных предложений в поэтических текстах Б.Л.Пастернака. Творческая работа на создание собственных коротких поэтических текстов с использованием односоставных предложений.
Связь идиостиля и синтаксического строя поэтического произведения (6 ч.)
Понятие «идиостиль». Понятие о творческой манере писателей и художественном стиле. Особенности поэтического творчества Б.Л. Пастернака. Связь синтаксического строя стихотворений Пастернака с особенностями его мировосприятия.
Практические занятия. Анализ стихотворений Б.Л. Пастернака.
Аналитическая деятельность (5 ч.)
Поиск заданных синтаксических конструкций в поэтических текстах Б.Л. Пастернака. Определение художественной роли синтаксических средств в реализации творческого замысла поэта.
Контрольный урок (1 ч.)
Обобщающее занятие (1 ч.)