Статья:

Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)»

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Борисова С.В. Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 91-97.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)»

Борисова Софья Вадимовна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

EXTRACURRICULAR WORK PROGRAM FOR GRADE 9 “THE STUDY OF SINGLE-COMPONENT SENTENCES AT SCHOOL (BASED ON THE POETIC TEXTS OF B. L. PASTERNAK) "

 

Borisova Sofya Vadimovna,

Undergraduate Samara State Social and Pedagogical University, Russia, Samara

 

Аннотация. Современные школьники часто затрудняются в определении типов односоставных предложений. В данной статье описана программа элективного курса для учеников 9 класса по теме «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б.Л. Пастернака)», обоснованы преимущества данного курса для совершенствования знаний обучающихся.

Abstract. Modern students find it difficult to determine the types of single-compound sentences. This article describes the program of the elective course for students of grade 9 on the topic "Study of single-component sentences in the school (based on the poetic texts of B. L. Pasternak)." The article describes the advantages of this course for improving students' knowledge.

 

Ключевые слова: элективный курс; односоставные предложения; классификация односоставных предложений; Б.Л. Пастернак; средняя школа.

Keywords: elective course; one-component sentences; classification of one-component sentences; B.L. Parsnip; high school.

 

Программа внеурочной деятельности «Изучение односоставных предложений в школе (на материале поэтических текстов Б. Л. Пастернака)» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО.

Содержание данного курса основывается на материалах исследований М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, И.Р. Гальперина и других, посвященных изучению лингвистических особенностей поэтических текстов Б.Л. Пастернака, а также на материалах ФГОС ООО и нормативных документов о профильной подготовке в школьном образовательном процессе.

Основание для разработки Программы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция духовно-нравственного воспитания;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

Программа реализуется через внеурочные занятия и тесно связана с основным курсом русского языка для средней школы, представленной в учебнике «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. 

Цели курса:

Научить школьников выявлять в тексте односоставные предложения, определять их тип, структурные особенности и художественную роль в тексте (на материале поэтических произведений Б.Л. Пастернака).

Основные задачи курса:

  • обобщить полученные ранее знания о простых предложениях;
  • расширить полученные ранее школьниками знания об односоставных предложениях с помощью анализа поэтических текстов Б.Л. Пастернака;
  • совершенствовать умение учащихся различать и вычленять односоставные предложения в художественном тексте, определять их тип и художественные функции;
  • обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • прочитать выбранное произведение и под руководством учителя выявить его синтаксические особенности;
  • уметь различать виды простых предложений по составу их грамматических основ;
  • уметь находить и характеризовать односоставные предложения;
  • уметь определять стилистические особенности односоставных предложений в тексте;
  • уметь иллюстрировать теоретический материал собственными примерами и примерами из  поэтических текстов Б.Л. Пастернака;
  • изучив теоретический материал курса, решить итоговый проверочный тест на знание теории.

Формы контроля за знаниями учащихся:

  • подбор односоставных предложений разных видов;
  • устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы;
  • устная и письменная характеристика указанных учителем предложений;
  • выполнение итоговой контрольной работы: выявление преобладающих типов односоставных предложений в предложенном тексте и определение их художественной функции.

Формы проведения занятий

- лекции;

- практические занятия;

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с художественными текстами.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа в группе, составление проектов.

В каждом занятии две части:

- теоретическая;

-  практическая.

Общая характеристика учебного курса

Данный элективный курс предлагает подробное изучение односоставных предложения и его функций с опорой на поэтические тексты Б.Л. Пастернака. В ходе занятий учащиеся выявят особенности функционирования односоставных предложений в лирике Пастернака и напишут контрольную работу, связанную с выявлением преобладающих типов односоставного предложения и их функций в предложенных поэтических текстах Б.Л. Пастернака.

Курс ориентирован на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, а также для тех, кто интересуется русским языком, занимается изучением идиостиля писателей и стремится углубить знания о функциях односоставных предложений в русском синтаксисе.

Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по синтаксису и в определенной мере обогатить и расширить их. Кроме усовершенствования навыков синтаксического разбора предложений, построения графических схем, обучающиеся на основе данного курса овладеют умениями определения структурно-семантических особенностей определенных синтаксических структур, их стилистических и эстетических возможностей.

Курс направлен на изучение односоставных предложений, но в процессе его прохождения обучающиеся разбирают не только изолированные простые односоставные предложения, но и части сложных предложений в стихотворной речи, производят их разбор и анализ.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, который осуществляется через разнообразные по характеру упражнения, среди которых присутствуют задания повышенной трудности. Ребята обобщат знания об односоставных предложениях, попробуют свои силы в анализе художественного текста. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме тренинга, опроса или письменного мониторинга.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 15-16 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий.

Место проведения занятий — учебный кабинет.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 9 класса.

I. Планируемые результаты

Предметные результаты

- углубление базовых знаний об односоставных предложениях и их типах;

- проведение синтаксического разбора односоставных предложений;

- умение выявлять односоставные предложения в художественном тексте, определять их тип и художественные функции;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в ее смысл.

Личностные результаты

- осознание эстетической ценности русского языка;

- достаточный объем словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения;

- готовность к самостоятельной и творческой деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками;

- готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Содержание учебного курса

Организационное занятие (1ч.)

Учитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей.

Односоставные предложения в поэтических текстах Б.Л. Пастернака: их типы и художественные функции (20 ч.)

Понятие об односоставных предложениях, их отличие от двусоставных. Типы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные. Полные и неполные односоставные предложения. Их различия. Практические занятия на определение типов односоставных предложений в поэтических текстах Б.Л.Пастернака. Творческая работа на создание собственных коротких поэтических текстов с использованием односоставных предложений.

Связь идиостиля и синтаксического строя поэтического произведения (6 ч.)

Понятие «идиостиль». Понятие о творческой манере писателей и художественном стиле. Особенности поэтического творчества Б.Л. Пастернака. Связь синтаксического строя стихотворений Пастернака с особенностями его мировосприятия.

Практические занятия. Анализ стихотворений Б.Л. Пастернака.

Аналитическая деятельность (5 ч.)

Поиск заданных синтаксических конструкций в поэтических текстах Б.Л. Пастернака. Определение художественной роли синтаксических средств в реализации творческого замысла поэта.

Контрольный урок (1 ч.)

Обобщающее занятие (1 ч.)

 

Список литературы:
1. Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. −Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., пере-раб. изд.  – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
2. Беднарская Л. Д. Трудные вопросы преподавания синтаксиса. Новое в школьных программах и учебниках: Учебное пособие для студентов-филологов. – Орёл: ОГУ, 2003. – 130 с.
3. Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка). Избранные труды: Исследования по русской грамматике. – М.: 1975.  – С. 389-435.
4. Галкина-Федорук Е. М. О двусоставных и односоставных предложениях в современном русском языке. Филологические науки. – 1959. – №2. – С. 102-112.
5. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык: учебное пособие для вузов. − М.: Просвещение, 1973. – 431 с.
6. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в целом. Синтаксис текста. − 1979. − №7. − С. 49-67.
7. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебн. пособие. − 3-е изд., испр. и доп. − М.: Высш. шк., 2004. – 247 с. 
8. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / под ред. Н.М. Шанского– М.: Просвещение, 2017. – 208 с.