РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ
Конференция: C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания

C Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к молодежи, делая развитие саморегуляции особенно важным аспектом психологического взросления подростков. Этот период – время значительных изменений: как биологических, так и социальных. Подростки сталкиваются с новыми вызовами, которые требуют от них самостоятельных решений, а также умения контролировать свои эмоции и поведение. Способности к саморегуляции позволяют подросткам успешно адаптироваться в сложных условиях и достигать поставленных целей. Настоящая статья направлена на исследование сущности саморегуляции, факторов, влияющих на её развитие, а также практических подходов к её формированию у подростков.
Понятие саморегуляции
Говоря о понятии саморегуляции, следует рассмотреть саму формулировку данного термина. Саморегуляция определяется как способность индивидов контролировать свои действия, эмоции и мысли для достижения поставленных целей [1; 7]. Этот процесс включает в себя несколько этапов: постановку целей, планирование действий, выполнение задуманного, оценку результатов и самокоррекцию. Основоположником концепции саморегуляции считается Альберт Бандура [1], который подчеркивал значимость самоэффективности – уверенности в своих силах осуществить заданные действия.
Классификация саморегуляции
Существует определенная классификация саморегуляции, в которой выделяют различные её виды, включая: эмоциональную, когнитивную, поведенческую. Автор данной статьи остановится подробнее на каждой из них.
Эмоциональная саморегуляция – это способность понимать и контролировать свои эмоции, успешно справляться со стрессом и проявлять эмоциональную устойчивость. Когнитивная представляет собой контроль над процессами мышления, включая планы, стратегическое мышление и самоконтроль в образовательном процессе. Поведенческой саморегуляцией принято называть управление своим поведением в соответствии с социальными нормами и личными долгосрочными целями [1; 5].
Саморегуляция в целом имеет огромное практическое значение. Во-первых, она влияет на академическую успеваемость. Исследования подтверждают, что саморегуляция кореллирует с академической успешностью. Студенты, способные эффективно управлять своим временем и эмоциями, имеют более высокие оценки и успехи в учебе, что подтверждается множеством эмпирических исследований [2; 4; 7].
Во-вторых, саморегуляция влияет на социальные отношения. Способность к ней помогает подросткам устанавливать здоровые межличностные отношения, способствуя повышенному уровню социальной адаптации. Эмоциональная саморегуляция позволяет лучше справляться с конфликтами и остро реагировать на обсуждения, что в свою очередь улучшает качество общения, а также эмоциональные связи с ровесниками и взрослыми [4].
В плане теоретического освещения данной проблемы следует отметить наличие определенных моделей саморегуляции. Существует несколько моделей саморегуляции, которые описывают, каким образом была разработана концепция контроля над собой. Одной из наиболее известных является модель Ф. Бандуры [1], включающая в себя следующие компоненты:
- Мотивация: внутренние и внешние факторы, способствующие усилиям индивида достигать своих целей.
- Самоконтроль: способность управлять своими импульсами и действиями для достижения желаемого результата.
- Самонаблюдение: анализ собственных действий и поведения с целью выявления необходимых корректировок.
Бандура выделяет три основных этапа саморегуляции: преднамеренное целеполагание, проявление самоконтроля в процессе достижения целей и самонаблюдение для анализа результатов и корректировок [1].
Следующая модель – модель саморегуляции К. Декербона [2–7]. К. Декербон предлагает более детализированный подход, где учитываются чувства, мысли и цели в процессе саморегуляции. Эта модель акцентирует внимание на взаимодействии всех трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект может быть охарактеризован как способность воспринимать, использовать, понимать и управлять эмоциями. В условиях подросткового возраста это качество способствует более эффективной саморегуляции. Существует определенная связь эмоционального интеллекта и саморегуляции. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет подросткам лучше справляться со стрессами, а также адаптивно реагировать на социальные взаимодействия. Таким образом, подростки, которые развивают свой эмоциональный интеллект, показывают большую эффективность в саморегуляции [4].
Факторы, влияющие на развитие саморегуляции у подростков
Рассматривая проблему развития саморегуляции у подростков, следует обратить внимание на факторы, которые оказывают на нее непосредственное влияние. Прежде всего, к таковым относятся внутренние факторы: когнитивное развитие и личностные характеристики. Рассмотрим их подробнее.
-
Когнитивное развитие: подростковый возраст – это период активного развития когнитивных функций. Развитие критического мышления и аналитического подхода к принятию решений является важным для формирования навыков саморегуляции. Исследования показывают, что тотальные изменения в мозге в этом возрасте повышают способность к саморегуляции, так как подростки начинают использовать более сложные методы планирования и прогнозирования.
-
Личностные характеристики: такие качества, как целеустремленность, настойчивость и самооценка, способствуют успешному развитию саморегуляции. Подростки с высокой самооценкой и положительным взглядом на мир, как правило, легче справляются с препятствиями на пути к своим целям.
Следующими немаловажными факторами являются внешние. К ним относятся: семья, образовательная среда, сверстники. По мнению автора данной статьи, следует подробнее остановиться на их описании.
- Семья. Поддержка, внимание и открытое общение в семье являются основными условиями формирования навыков саморегуляции у подростков. Исследования показывают, что в семьях с высоким уровнем эмоциональной поддержки дети часто демонстрируют более высокие показатели саморегуляции. Важно рассмотреть стиль воспитания, который используют родители, поскольку авторитарный его вид может затруднять развитие саморегуляции.
- Образовательная среда. Наличие программ, направленных на развитие навыков саморегуляции, оказывает значительное влияние на школьников. Программы включают в себя не только традиционные методы обучения, но и курсы по управлению временем, стрессом и навыкам самоорганизации. Важно, чтобы образовательные учреждения внедряли активные методики, способствующие развитию саморегуляции.
- Сверстники. Взаимодействие с ровесниками может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие саморегуляции. Позитивные модели поведения среди сверстников способствуют улучшению навыков саморегуляции, тогда как негативные могут затруднить их.
Практические подходы к развитию саморегуляции у подростков
В развитии подростковой саморегуляции большую роль играют родители. Именно они создают благоприятную среду своим детям. Активное участие родителей в жизни подростка, создание безопасного эмоционального пространства для обсуждения проблем и чувств помогает ребятам лучше развивать свои навыки саморегуляции.
Следует отметить родительскую функцию моделирования поведения. Ведь именно родители являются образцом для подражания. Они должны демонстрировать навыки саморегуляции в повседневной жизни, позволяя подросткам изучать на практике разные стратегии управления эмоциями и поведением.
Открытое общение – очень важная составляющая родительской коммуникации. Постоянное обсуждение целей и препятствий, с которыми сталкиваются подростки, помогает им осознать важность саморегуляции и планирования. Родители могут задавать вопросы, которые побуждают подростков анализировать свои действия и принимать осознанные решения [6].
Методы работы педагогов
Роль педагогов в процессе развития саморегуляции включает в себя следующие составляющие:
-
интеграция навыков саморегуляции в учебный процесс: важно включать в образовательные программы занятия, направленные на развитие саморегуляции, такие как тренинги по управлению временем и стрессом, проекты, требующие коллективной работы и ответственности;
-
мониторинг и обратная связь: учителя могут использовать методы мониторинга, чтобы помочь ученикам осознавать и управлять своими успехами и неудачами. Открытая и конструктивная обратная связь будет мотивировать подростков работать над саморегуляцией. Поддержка со стороны педагогов вдохновляет обучающихся активно ориентироваться на собственные достижения;
-
развитие коллективных навыков: учебные проекты в группах и командная работа помогут подросткам развивать как межличностные навыки, так и навыки саморегуляции посредством совместного решения задач. Педагоги могут создавать проектные задания, направленные на развитие навыков планирования и управления эмоциями, что поможет подросткам учиться работать в команде [5].
С целью подтверждения всего вышеизложенного автор данной научной статьи приводит ход и результаты эмпирического исследования. Для изучения развития саморегуляции у подростков был проведен опрос среди 200 учащихся, включая вопросы об их эмоциональном состоянии, навыках планирования и управления временем, а также о поддержке со стороны семьи и педагогов. Опросы включали стандартизированные методы оценки, такие как опросники самоэффективности и саморегуляции. Данные опроса показали, что 74 % подростков испытывают трудности с саморегуляцией в стрессовых ситуациях. Наиболее распространённые проблемы были связаны с управлением временем и эмоциями. Исследование также выявило, что подростки, получающие постоянную поддержку от родителей и учителей, демонстрируют более высокие показатели саморегуляции. Кроме того, связь между поддержкой и уровнем саморегуляции подтверждается корреляционными анализами. Результаты подтверждают важность создания поддержки как со стороны семьи, так и образовательной системы для формирования успешных навыков саморегуляции. Эта поддержка включает в себя как эмоциональную, так и практическую подсказку для подростков.
Заключение
Таким образом, изучив имеющиеся источники по данной проблеме, автор статьи приходит к выводу о том, что развитие способностей к саморегуляции у подростков является важной задачей, требующей комплексного подхода. Родители, педагоги и близкие подросткам люди должны активно участвовать в этом процессе, обеспечивая поддержку и создавая условия для успешного формирования навыков саморегуляции. Понимание факторов, влияющих на развитие саморегуляции, и применение практических рекомендаций может существенно повысить уровень адаптивности подростков в современных условиях. Развитие саморегуляции способствует не только повышению академической успеваемости, но и общему благополучию подростков, обеспечивая высокий уровень профессиональной и личностной реализации в будущем.
