Статья:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР НА УРОКАХ

Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Сердюк О.Ю. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР НА УРОКАХ / О.Ю. Сердюк, С.Л. Ковалева, Н.И. Пчелкина, А.С. Защиринская // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(103). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТМНР НА УРОКАХ

Сердюк Ольга Юрьевна
учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 30, РФ, г. Белгород
Ковалева Светлана Леонтьевна
учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 30, РФ, г. Белгород
Пчелкина Наталья Ивановна
учитель, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 30, РФ, г. Белгород
Защиринская Ангелина Сергеевна
тьютор, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 30, РФ, г. Белгород

 

На сегодняшний день, проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в деятельности всех отделений Министерства науки и образования РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Прежде всего, это связано, с тем, что количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, неуклонно возрастет.

Серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами нарушений как единичного, так и множественного характера (ТМНР). Они не могут обучаться в обычных школах и по  программам этих школ. Но это отнюдь не значит, что они не должны обучаться. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. Образование детей с ОВЗ,  детей-инвалидов, детей с ТМНР предусматривает создание для них адоптированных программ обучения, которые соответствуют уровням развития таких детей, специальной коррекционно-развивающей среды: оздоровление и лечение, обучение и воспитание, социальную адаптацию, коррекцию нарушений развития.

Задача педагогов  при проведении уроков с детьми с ОВЗ, ТМНР заключается в социализации детей к современным условиям жизни. Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ, ТМНР необходимо на уроках создавать специальные условия:

1. Индивидуальная помощь каждому ребенку.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

Поэлементная инструкция

Повтор инструкции.

Планы алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный) Речевой образец.

Демонстрация действий.

5.Использование ИКТ.

Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых. Для любого человека, а для ребенка с ОВЗ, ТМНР восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций. В учебной деятельности средствами социальной адаптации являются: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации.

Игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми. Игры должны быть доступны и связаны с жизненными ситуациями. Ведущая роль принадлежит в игре учителю.

Для работы на уроке с детьми с ОВЗ, ТМНР необходимо использовать большое количество наглядного материала, а также развивающие видео для детей.

Большое значение на уроках с детьми с ОВЗ, ТМНР имеет практическая деятельность (лепка, рисование, аппликации, раскрашивание). Практическая деятельность способствует развитию мелкой моторики рук, мышления внимание, памяти, сосредоточенности на виде деятельности, а также способствует развитию понятий об окружающем мире.

Необходимо использовать на уроках с детьми ОВЗ, ТМНР технологию альтернативной коммуникации, которая применяется в общении лицом к лицу с собеседником без исполнения речи. Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь.

Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.  Примеры альтернативной коммуникации:

- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей;

- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как, символы в виде картинок, пиктограммы;

- письмо.

В силу того, что дети с ОВЗ, ТМНР имеют быструю утомляемость, всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий на уроках

Психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию в школе осложняется еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др.

И наша задача как учителей - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к знаниям, развивалась самостоятельность. Причем так, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие, работал с полной отдачей, и чтобы эта работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся и дальнейшей адаптации в социуме.

 

Список литературы:
1. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
2. Ильина С. Ю., Шумская Н. А. Сопровождение детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и их семей в условиях центра дневного пребывания // Специальное образование. 2017. № 4 (30). С. 104–120.
3. Ильченко Е. В. Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью: автореф. дис. ...канд. социол. наук: 22.00.04 / Сев.-Кавказ. федер. ун-т. Ставрополь, 201 25 с.
4. Кочетова А. П. Трудовая деятельность молодых людей с тяжёлыми множественными нарушениями // 2015. Вып. 6. С. 136–138.