РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ
Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ
DEVELOPMENT OF SPECIAL SPEED-STRENGTH ENDURANCE IN 16–17-YEAR-OLD YOUNG MEN WHO PRACTICE KETTLEBELL LIFTING
Ermakov Igor Anatolyevich
Master's Degree, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm
Аннотация. В современном учебно-тренировочном процессе по гиревому спорту одной из основных физических способностей является скоростно-силовая выносливость, от которой зависит результативность соревновательной деятельности. В статье рассматривается комплекс учебно-тренировочных воздействий, направленный на развитие специальной скоростно-силовой выносливости у гиревиков 16–17 лет (учено-тренировочный этап спортивной подготовки).
Abstract. In the modern training process for kettlebell lifting, one of the main physical abilities is speed-strength endurance, which determines the effectiveness of competitive activity. The article discusses a set of training exercises aimed at developing special speed-strength endurance in 16–17-year-old kettlebell lifters (the scientific and training stage of sports preparation).
Ключевые слова: гиревой спорт; скоростно-силовая выносливость; комплекс учебно-тренировочных воздействий; толчок по длинному циклу.
Keywords: kettlebell lifting; speed and strength endurance; a set of training exercises; long-cycle push.
В соответствии с распоряжением Президента В.В. Путина одной из стратегических задач системы физической культуры является задача увеличения количества занимающихся спортом до 70% [2]. В современной проблематике повышения уровня физической активности человека средствами спортивной подготовки, центральное место занимает вопрос о содержании учебно-тренировочного процесса как актуальной и эффективной форме воздействия на организм человека через двигательную активность, повышения физической подготовленности, работоспособности, профессионального долголетия. Научные основы спортивной тренировки разрабатывались с учетом общих положений современной школы спорта (выявление средств и методов тренировки, определение нагрузки и отдыха, видов физических упражнений и их классификацию, принципиальные схемы управления учебно-тренировочным процессом, построение спортивной тренировки и определение ее структуры и периодичности [3]).
Гиревой спорт – один из популярных видов спорта в России. Содержание спортивной подготовки в гиревом спорте в основном опирается на положения общей теории спорта и силового тренинга. В современной теории и практике гиревого спорта мы не находим научного обоснования техники соревновательных упражнений, отсутствует классификация общих и специальных упражнений, требуется обоснование методики подготовки высококвалифицированных спортсменов-гиревиков. Возникает необходимость определения соотношения видов учебно-тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной скоростно-силовой выносливости и физической работоспособности, которые являются основополагающими физическими способностями в гиревом спорте, определяющими результативность и эффективность занятий. Недостаточно изучены биомеханические основы соревновательных упражнений, особенности взаимосвязи двигательных качеств и параметров техники движений. Что определяет актуальность и необходимость настоящего исследования.
Целью исследования является выявление эффективности применения комплекса учебно-тренировочных воздействий (включение в содержание учебно-тренировочного процесса новых упражнений, развивающих специальную скоростно-силовую выносливость, экспериментальное сочетание различных методов и методических приемов спортивной тренировки, включение в содержание занятия элементов других видов спорта).
В процессе исследований был применен комплекс эмпирических методов (наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий экспериментальный характер) и методов математической статистики (количественная и качественная обработка результатов).
В начале XXI века в программе соревнований гиревого спорта произошли заметные изменения. Наряду с классическим двоеборьем (толчок и рывок) появилось новое соревновательное упражнение – толчок двух гирь по длинному циклу, где основной физической способностью, от которой зависит результат, является скоростно-силовая выносливость [4]. Отсюда возникло противоречие: с одной стороны, наблюдается процесс развития гиревого спорта и рост его популярности, а с другой – недостаточное научное, биомеханическое и методологическое обоснование спортивной тренировки, что может способствовать уменьшению количества занимающихся гиревым спортом.
Материалы и методика исследований. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа «Прикамье» г. Перми. В эксперименте приняли участие две группы юношей 16–17 лет, занимающихся гиревым спортом (контрольная группа (КГ) состояла из 5 юношей, как и экспериментальная группа (ЭГ) учебно-тренировочного этапа спортивной подготовки).
С целью регрессии системы физического воспитания занимающихся ступени основного контингента начальной подготовки использовался процесс использования в гиревом спорте в физические качеств воспитания занимающихся, экспериментальная и контрольная учебная группа работала по программе, которая была описана нами ранее в работе. Контрольная и экспериментальная группы занимались по одному учебно-тренировочному плану, разработанному в соответствии с дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта «гиревой спорта». Однако в ЭГ с целью развития специальной скоростно-силовой выносливости применялся разработанный нами комплекс учебно-тренировочных воздействий, КГ занималась по дополнительной образовательной программе спортивной подготовке по виду спорта «гиревой спорт» утвержденной руководителем спортивной школы «Прикамья» в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «гиревой спорт» [1].
В процессе тренировки применялись следующие методы: интервальный метод, повторный, игровой метод; и средства: бег, игровые тренировки, круговые тренировки в среднем темпе, с обязательным соблюдением педагогических условий организации процесса спортивной подготовки:
- упражнения выполняются в зонах умеренной и большой мощности работ;
- продолжительности выполнения упражнений составляет от нескольких минут до 60–90 мин.;
- работа осуществляется при глобальном функционировании.
В разминку был включен медленный бег или прыжки со скакалкой, упражнения. Вторая часть разминки включала в себя упражнения с гирями (протяжка гири, приседание с гирей на плечах, жим гири одной и(или) двумя руками, перехват, подъем на грудь, удержание гири вверху. Продолжительность основной части тренировки составляла 1,5–2 астрономических часа. В нее входили классические упражнения, такие как рывок и классический толчок гирь, а также разнообразные упражнения со штангой, гирями, гантелями, упражнения на статику, с различными отягощениями в круг. Дополнительным отличием комплекса упражнений занятий в контрольной и экспериментальной группах было то, что в КГ повышение нагрузки происходило за счет увеличения времени выполнения упражнения в подходе при неизменной интенсивности, а в ЭГ повышение нагрузки осуществлялось за счет интенсивности, то есть увеличивалось количество подъемов в единицу времени, увеличение физических и специальных упражнений гиревиков.
Результаты исследования и их обсуждение. Формирующий эксперимент, в котором в качестве контрольных испытаний были проведены контрольные замеры по выявлению предельного количества подъемов в упражнении толчок двух гирь от груди двумя руками по длинному циклу (лимит времени на выполнение соревновательного упражнения составляет 5 минут, вес снаряда 8 кг), позволил оценить уровень развития специальной силовой выносливости как «низкий» в КГ (7,8±1,74), как и в ЭГ (7,6±1,96), при р≤0,05, что свидетельствует недостоверности различий (таблица 1).
Таблица 1.
Формирующий эксперимент. Результаты тестирования скоростно-силовой выносливости в КГ и ЭГ
|
Соревновательное упражнение |
Количество подъемов за 5 минут, вес гири – 8 кг |
Т-критерий Стьюдента |
|
|
КГ |
ЭГ |
||
|
Толчок по длинному циклу |
7,8±1,74 |
7,6±1,96 |
р≤0,05 |
|
Уровень развития скоростно-силовой выносливости |
низкий |
низкий |
|
По окончании исследования был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления динамики специальной скоростно-силовой выносливости в КГ и ЭГ: толчок двух гирь от груди двумя руками по длинному циклу с увеличением веса снаряда до 12 кг. Полученные результаты позволили оценить уровень развития скоростной-выносливости в ЭГ как «выше среднего» (37,8±4,28), в КГ как «средний» (26,1±4,82), при достоверности различий р≤0,05 (таблица 2).
Был зафиксирован рост уровня специальной скоростно-силовой выносливости у обучающихся обеих групп, что определено, с одной стороны, возрастным развитием двигательной функции тренирующихся, с другой – стимулирующим воздействием факторов физического воспитания и спортивной тренировки. Разработанный нами экспериментальный комплекс учебно-тренировочных воздействий, направленный на развитие специальной (соревновательной) скоростно-силовой выносливости благотворно влияет позволил спортсменам ЭГ достичь более высоких соревновательных результатов, чем обучающимся КГ. В КГ уровень развития специальной силовой-выносливости был достоверно оценен как «средний», в ЭГ – как «выше среднего» (при р≤0,05).
Таблица 2.
Констатирующий эксперимент. Результаты тестирования скоростно-силовой выносливости в КГ и ЭГ
|
Соревновательное упражнение |
Количество подъемов за 5 минут, вес гири – 8 кг |
Т-критерий Стьюдента |
|
|
КГ |
ЭГ |
||
|
Толчок по длинному циклу |
26,1±4,82 |
37,8±4,28 |
0,05 |
|
Уровень развития скоростно-силовой выносливости |
средний |
выше среднего |
|
Результаты исследования автора данной статьи свидетельствуют о том, что одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности развития специальной скоростно-силовой выносливости у занимающихся гиревым спортом обучающихся в процессе подготовки к соревнованиям является комплексное применение в тренировочном процессе различных методов и методических приемов спортивной тренировки. Проведенный эксперимент, направленный на повышение уровня специальной скоростно-силовой выносливости у гиревиков 16–17 лет выявил эффективность комплекса учебно-тренировочных воздействий.

