Статья:

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ

Конференция: CIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Ермаков И.А. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(103). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ

Ермаков Игорь Анатольевич
магистр, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

DEVELOPMENT OF SPECIAL SPEED-STRENGTH ENDURANCE IN 1617-YEAR-OLD YOUNG MEN WHO PRACTICE KETTLEBELL LIFTING

 

Ermakov Igor Anatolyevich

Master's Degree, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. В современном учебно-тренировочном процессе по гиревому спорту одной из основных физических способностей является скоростно-силовая выносливость, от которой зависит результативность соревновательной деятельности. В статье рассматривается комплекс учебно-тренировочных воздействий, направленный на развитие специальной скоростно-силовой выносливости у гиревиков 16–17 лет (учено-тренировочный этап спортивной подготовки).

Abstract. In the modern training process for kettlebell lifting, one of the main physical abilities is speed-strength endurance, which determines the effectiveness of competitive activity. The article discusses a set of training exercises aimed at developing special speed-strength endurance in 16–17-year-old kettlebell lifters (the scientific and training stage of sports preparation).

 

Ключевые слова: гиревой спорт; скоростно-силовая выносливость; комплекс учебно-тренировочных воздействий; толчок по длинному циклу.

Keywords: kettlebell lifting; speed and strength endurance; a set of training exercises; long-cycle push.

 

В соответствии с распоряжением Президента В.В. Путина одной из стратегических задач системы физической культуры является задача увеличения количества занимающихся спортом до 70% [2]. В современной проблематике повышения уровня физической активности человека средствами спортивной подготовки, центральное место занимает вопрос о содержании учебно-тренировочного процесса как актуальной и эффективной форме воздействия на организм человека через двигательную активность, повышения физической подготовленности, работоспособности, профессионального долголетия. Научные основы спортивной тренировки разрабатывались с учетом общих положений современной школы спорта (выявление средств и методов тренировки, определение нагрузки и отдыха, видов физических упражнений и их классификацию, принципиальные схемы управления учебно-тренировочным процессом, построение спортивной тренировки и определение ее структуры и периодичности [3]).

Гиревой спорт – один из популярных видов спорта в России. Содержание спортивной подготовки в гиревом спорте в основном опирается на положения общей теории спорта и силового тренинга. В современной теории и практике гиревого спорта мы не находим научного обоснования техники соревновательных упражнений, отсутствует классификация общих и специальных упражнений, требуется обоснование методики подготовки высококвалифицированных спортсменов-гиревиков. Возникает необходимость определения соотношения видов учебно-тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной скоростно-силовой выносливости и физической работоспособности, которые являются основополагающими физическими способностями в гиревом спорте, определяющими результативность и эффективность занятий. Недостаточно изучены биомеханические основы соревновательных упражнений, особенности взаимосвязи двигательных качеств и параметров техники движений. Что определяет актуальность и необходимость настоящего исследования.

Целью исследования является выявление эффективности применения комплекса учебно-тренировочных воздействий (включение в содержание учебно-тренировочного процесса новых упражнений, развивающих специальную скоростно-силовую выносливость, экспериментальное сочетание различных методов и методических приемов спортивной тренировки, включение в содержание занятия элементов других видов спорта).

В процессе исследований был применен комплекс эмпирических методов (наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий экспериментальный характер) и методов математической статистики (количественная и качественная обработка результатов).

В начале XXI века в программе соревнований гиревого спорта произошли заметные изменения. Наряду с классическим двоеборьем (толчок и рывок) появилось новое соревновательное упражнение – толчок двух гирь по длинному циклу, где основной физической способностью, от которой зависит результат, является скоростно-силовая выносливость [4]. Отсюда возникло противоречие: с одной стороны, наблюдается процесс развития гиревого спорта и рост его популярности, а с другой – недостаточное научное, биомеханическое и методологическое обоснование спортивной тренировки, что может способствовать уменьшению количества занимающихся гиревым спортом.

Материалы и методика исследований. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа «Прикамье» г. Перми. В эксперименте приняли участие две группы юношей 16–17 лет, занимающихся гиревым спортом (контрольная группа (КГ) состояла из 5 юношей, как и экспериментальная группа (ЭГ) учебно-тренировочного этапа спортивной подготовки).

С целью регрессии системы физического воспитания занимающихся ступени основного контингента начальной подготовки использовался процесс использования в гиревом спорте в физические качеств воспитания занимающихся, экспериментальная и контрольная учебная группа работала по программе, которая была описана нами ранее в работе. Контрольная и экспериментальная группы занимались по одному учебно-тренировочному плану, разработанному в соответствии с дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта «гиревой спорта». Однако в ЭГ с целью развития специальной скоростно-силовой выносливости применялся разработанный нами комплекс учебно-тренировочных воздействий, КГ занималась по дополнительной образовательной программе спортивной подготовке по виду спорта «гиревой спорт» утвержденной руководителем спортивной школы «Прикамья» в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «гиревой спорт» [1].

В процессе тренировки применялись следующие методы: интервальный метод, повторный, игровой метод; и средства: бег, игровые тренировки, круговые тренировки в среднем темпе, с обязательным соблюдением педагогических условий организации процесса спортивной подготовки:

  • упражнения выполняются в зонах умеренной и большой мощности работ;
  • продолжительности выполнения упражнений составляет от нескольких минут до 60–90 мин.;
  • работа осуществляется при глобальном функционировании.

В разминку был включен медленный бег или прыжки со скакалкой, упражнения. Вторая часть разминки включала в себя упражнения с гирями (протяжка гири, приседание с гирей на плечах, жим гири одной и(или) двумя руками, перехват, подъем на грудь, удержание гири вверху. Продолжительность основной части тренировки составляла 1,5–2 астрономических часа. В нее входили классические упражнения, такие как рывок и классический толчок гирь, а также разнообразные упражнения со штангой, гирями, гантелями, упражнения на статику, с различными отягощениями в круг. Дополнительным отличием комплекса упражнений занятий в контрольной и экспериментальной группах было то, что в КГ повышение нагрузки происходило за счет увеличения времени выполнения упражнения в подходе при неизменной интенсивности, а в ЭГ повышение нагрузки осуществлялось за счет интенсивности, то есть увеличивалось количество подъемов в единицу времени, увеличение физических и специальных упражнений гиревиков.

Результаты исследования и их обсуждение. Формирующий эксперимент, в котором в качестве контрольных испытаний были проведены контрольные замеры по выявлению предельного количества подъемов в упражнении толчок двух гирь от груди двумя руками по длинному циклу (лимит времени на выполнение соревновательного упражнения составляет 5 минут, вес снаряда 8 кг), позволил оценить уровень развития специальной силовой выносливости как «низкий» в КГ (7,8±1,74), как и в ЭГ (7,6±1,96), при р≤0,05, что свидетельствует недостоверности различий (таблица 1).

Таблица 1.

Формирующий эксперимент. Результаты тестирования скоростно-силовой выносливости в КГ и ЭГ

Соревновательное упражнение

Количество подъемов за 5 минут, вес гири – 8 кг

Т-критерий Стьюдента

КГ

ЭГ

Толчок по длинному циклу

7,8±1,74

7,6±1,96

р≤0,05

Уровень развития скоростно-силовой выносливости

низкий

низкий

 

По окончании исследования был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления динамики специальной скоростно-силовой выносливости в КГ и ЭГ: толчок двух гирь от груди двумя руками по длинному циклу с увеличением веса снаряда до 12 кг. Полученные результаты позволили оценить уровень развития скоростной-выносливости в ЭГ как «выше среднего» (37,8±4,28), в КГ как «средний» (26,1±4,82), при достоверности различий р≤0,05 (таблица 2).

Был зафиксирован рост уровня специальной скоростно-силовой выносливости у обучающихся обеих групп, что определено, с одной стороны, возрастным развитием двигательной функции тренирующихся, с другой – стимулирующим воздействием факторов физического воспитания и спортивной тренировки. Разработанный нами экспериментальный комплекс учебно-тренировочных воздействий, направленный на развитие специальной (соревновательной) скоростно-силовой выносливости благотворно влияет позволил спортсменам ЭГ достичь более высоких соревновательных результатов, чем обучающимся КГ. В КГ уровень развития специальной силовой-выносливости был достоверно оценен как «средний», в ЭГ – как «выше среднего» (при р≤0,05).

Таблица 2.

Констатирующий эксперимент. Результаты тестирования скоростно-силовой выносливости в КГ и ЭГ

Соревновательное упражнение

Количество подъемов за 5 минут, вес гири – 8 кг

Т-критерий Стьюдента

КГ

ЭГ

Толчок по длинному циклу

26,1±4,82

37,8±4,28

0,05

Уровень развития скоростно-силовой выносливости

средний

выше среднего

 

Результаты исследования автора данной статьи свидетельствуют о том, что одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности развития специальной скоростно-силовой выносливости у занимающихся гиревым спортом обучающихся в процессе подготовки к соревнованиям является комплексное применение в тренировочном процессе различных методов и методических приемов спортивной тренировки. Проведенный эксперимент, направленный на повышение уровня специальной скоростно-силовой выносливости у гиревиков 16–17 лет выявил эффективность комплекса учебно-тренировочных воздействий.

 

Список литературы:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 №3081-р / ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/?ysclid=mibzrd75yh510258169 (дата обращения 20.11.2025)
2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «пауэрлифтинг» (ФССП), утверждён приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. № 944 / Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212130015?ysclid=mibzepbc6x469314994 (дата обращения 20.11.2025)
3. Баршай В.М. Современные тенденции теории и методики физической подготовки в гиревом спорте / В.М. Баршай, В.Н. Толопченко, М.В. Белавкина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. № 1 (68). – С. 205-210.
4. Кизько А.П., Кизько Е.А. Принципы развития силовых и циклических способностей двигательных единиц различного типа и вида. – Новосибирск.: НГТУ, 2013. – 52 с.