Статья:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Степанова А.С. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(61). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 15-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ

Степанова Алла Сергеевна
канд. филол. наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Нижний Новгород

 

DISTANCE LEARNING OF PART-TIME STUDENTS IN HIGHER EDUCATION: ON SOME ASPECTS OF THE PROBLEM

 

Alla Stepanova

Candidate of philological sciences, associate professor, Volga State University of Water Transport, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье анализируются преимущества и недостатки применения цифрового формата для заочной формы обучения в высшей школе. В результате исследования автор делает выводы о том, как сделать дистанционное обучение для такой группы студентов наиболее эффективным.

Abstract. The article analyzes the advantages and disadvantages of using the digital format for part-time education in higher education. As a result of the study, the author draws conclusions on how to make distance learning most effective for such groups of students.

 

Ключевые слова: цифровизация; дистанционное обучение; электронные средства обучения; недостатки дистанционного обучения; последствия дистанционного обучения.

Keywords: digitalization; distance learning; e-learning tools; disadvantages of distance learning; the consequences of distance learning.

 

Дистанционное обучение в последнее время стало одной из центральных тем научных и научно-популярных дискуссий. Исследователи изучают плюсы и минусы цифрового образования, целесообразность его применения в обычных (стандартных) условиях, возможность его сочетания с оффлайн форматом (смешанное обучение). Представляется важным оценить эффективность использования дистанционного формата именно для заочной формы обучения.

В сентябре-октябре 2021 г. в «Волжском государственном университете водного транспорта» был проведен опрос с целью выяснить отношение студентов-заочников к дистанционному формату обучения и проанализировать его преимущества и недостатки. Опрос показал, что большинство студентов относятся к формату полностью или скорее положительно. В основном студенты отметили, что во время онлайн-учебы их мотивация не изменилась. Наилучшим форматом обучения студенты-заочники назвали сочетание интерактивной (с помощью видеоконференций) и письменной формы. Также студенты отметили: несмотря на то, что во время обучения они могут задать интересующие их вопросы, им не хватает обратной связи от преподавателей.

Плюсы дистанционного формата обучения для заочников очевидны.

Прежде всего, это возможность осуществлять обучение из любой точки земного шара при условии доступа к интернету. Заочное обучение подразумевает большой объем самостоятельной работы, подкрепляемый контактом с преподавателем. В наилучшем варианте общение с преподавателем предшествует самостоятельной работе студента, осуществляется во время такой работы и завершает этап самостоятельной работы. В таком случае студент первоначально направляется преподавателем, преподаватель осуществляет непрерывную помощь в освоении материала и корректирует работу студента на заключительном этапе. Дистанционный формат обучения позволяет реализовать данную схему обучения с наилучшей эффективностью. Формат видеоконференции на начальном этапе помогает осуществить теоретическое обучение, устранить пробелы в знаниях, дать первоначальное представление об изучаемом предмете. Дистанционный контакт посредством электронной почты и других мессенджеров в течение срока обучения позволяет оперативно ответить на возникающие у студентов вопросы, осуществить контроль и руководство учебным процессом. Видеовстреча на финальном этапе обучения дает возможность преподавателю систематизировать ошибки студентов, проанализировать сильные и слабые стороны проделанной студентами работы, подвести итоги и оценить результаты.

Вторым плюсом дистанционного обучения заочников является удобство совмещения обучения с работой или другой учебой. Заочники, как правило, имеют работу, причем место работы зачастую расположено в другом городе. Во «ВГУВТ» достаточное количество студентов конвенционных специальностей работает не просто далеко от дома, но постоянно перемещается на судах прибрежного и дальнего плавания, в том числе в течение сессии. В таком случае дистанционный формат обучения является не только желательным, но единственно возможным.

Перейдем к минусам цифрового обучения.

Недостатки электронных методов обучения не стоит преуменьшать. Прежде всего, отметим, что явным минусом дистанционного обучения является использование преимущественного письменного формата работы. Наибольшее количество заданий выполняется именно письменно, при этом проверка высланных работ трудоемка и не всегда формально удобна (например, выполненная от руки и сфотографированная контрольная работа). Отсутствие бумажных носителей при дистанционном формате существенно усложняет обратную связь для педагога.

Вторым огромным минусом является отсутствие прямого контакта с преподавателем. Письменные задания ни в коей мере не способны заменить вербальное общение лицом к лицу. Это психологическая особенность обучения, которое не может быть только письменным.

Большим недостатком дистанционного формата является также отсутствие прямого общения студентов друг с другом, отсутствие социализации. Общение – важнейший компонент обучения, и его отсутствие крайне обедняет не только учебный процесс, но и саму личность, процесс ее формирования.

Наконец, исключительно важным недостатком цифрового обучения является форма проведения промежуточной и итоговой аттестации. В случае, когда студент и экзаменатор видят друг друга только на экране (иногда только телефона), представляется невозможным проконтролировать самостоятельность выполнения заданий. Этот фактор ставит под вопрос целесообразность самого применения дистанционных технологий для сдачи зачетов и экзаменов.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ряд рекомендаций при работе со студентами-заочниками в дистанционном формате.

Прежде всего, подчеркнем роль по возможности «живого» общения преподавателя со студентами. Педагогам не следует пренебрегать форматом видеоконференции, поскольку контакт участников в таком случае наиболее полный и приближен к реальной действительности. Современные сервисы видеоконференций, в том числе отечественные, позволяют преподавателю приблизить обучение онлайн к обучению в классной аудитории с помощью различных инструментов: чат, возможность загружать картинки и презентации, возможность управлять классом. Опыт показывает, что «живое» общение при обучении устранить и ничем заменить невозможно. Поэтому чем больше контакт студента и преподавателя (визуальный, аудиальный), тем эффективнее обучение.

Очевидно, что по возможности следует исключить проведение промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате, поскольку контроль за тем, что студенты самостоятельно выполняют задания, крайне затруднен, если в принципе возможен.

Таким образом, электронные средства обучения имеют большой потенциал, в том числе для заочной формы обучения. Однако они способны нанести вред учебному процессу в том случае, если будут применяться без учета социальных и психологических особенностей обучающихся. Цифровой формат в вузе должен по возможности приближаться к «живому» обучению, в этом случае он станет наиболее эффективным.

 

Список литературы:
1. Медицинское экспертное заключение Международной Общественной Организации «Независимая Ассоциация Врачей» по оценке безопасности дистанционного обучения и активного внедрения методик с применением цифровых технологий для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert-doctors.site/expert/ekspertiza-distant/ (дата обращения: 05.04.22)
2. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (Covid-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья.- 2020.- № 2.- С. 4-23