Статья:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Сайкина К.И. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОДАРЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сайкина Карина Ильдаровна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN GIFTED PRIMARY SCHOOL STUDENTS

 

Karina Saykina

Student, Kazan Federal University, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье рассматриваются условия развития творческих способностей у одаренных младших школьников. Актуальность данной статьи заключается в разрешении противоречий между осознанием значимости создания условий для развития творческих способностей у одаренных младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения по работе с одаренными младшими школьниками.

Для разрешения противоречия были изучены зарубежные и отечественные источники на данную тему и были выделены основные психологические и педагогические условия.

Abstract. The article discusses the conditions for the development of creative abilities in gifted junior schoolchildren. The relevance of this article lies in resolving the contradictions between the awareness of the importance of creating conditions for the development of creative abilities in gifted younger students and the insufficient development of scientific and methodological support for working with gifted younger students.

To resolve the contradiction, foreign and domestic sources on this topic were studied and the main psychological and pedagogical conditions were identified.

 

Ключевые слова: творческие способности; одаренные младшие школьники.

Keywords: creative skills; gifted junior students.

 

Говоря о творческом развитии, перед каждым педагогом встают следующие вопросы: «От чего зависит творческое развитие?» и «Как способствовать творческому развитию одаренного ребенка?». Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует проанализировать труды отечественных и зарубежных исследователей на тему творчества и креативности.

Д.Б. Богоявленский [5; 6] считает, что творческая активность неразрывно связана с интеллектуальным развитием.

А согласно концепции креативности Дж.Гилфорда [номер источника из списка литературы] творческая способность не зависит от интеллекта. Способы стимуляции творческой активности, которые он выделил:

  • создание благоприятной атмосферы, доброжелательное отношение учителя, отказ от оценивания и критики в адрес ребенка;
  • формирование любознательности путем добавления новых предметов и стимулов;
  • поощрение за проявление инициативы;
  • возможность для выполнения упражнений и практики;
  • демонстрация творческого подхода к решению проблем на личном примере;
  • возможность активно задавать, интересующие вопросы.

Э.П. Торренс, который продолжил идеи Дж.Гилфорда, разработал систему измерения творческих способностей и подтвердил, что наследственность не определяет будущую творческую активность, а регресс в творческом и креативном развитии можно снять путем специального обучения. Условия, благоприятные для развития творческой активности по Торренсу − это направленность на творческие решения, освобождение ребенка от препятствий на пути проявления инициативы, одобрение, поощрение, воспитание внимания к окружающему миру, поддержка ребенка в принятии себя и осознании своих качеств и особенностей Гилфорда [номер источника из списка литературы].

В то же время М.Воллах и Н.Коган полагали, интеллект и креативность –независимы, но при этом у них есть взаимосвязь на уровне свойств личности и на уровне познавательного процесса. Их исследования доказали, что соревновательная мотивация блокирует проявление творческих способностей Гилфорда [номер источника из списка литературы].

И.Я. Лернер говорил о том, что благодаря творческому развитию, которое изменяет мышление и расширяет кругозор, слабоуспевающие дети могут догнать своих сверстников в обучении Гилфорда [номер источника из списка литературы].

Р.Стернберг считает, что творческие проявления определяются интеллектом как способностью, знанием, стилем мышления, индивидуальными чертами, мотивацией и внешней средой. Также для творчества важны аналитические практические способности Гилфорда [номер источника из списка литературы].

К.В. Тейлор рассматривал творчество в аспекте решения задач Гилфорда [номер источника из списка литературы].

Э.Фромм также связывал творческий процесс и умение находить решение в нестандартных ситуациях Гилфорда [номер источника из списка литературы].

Т.В. Корнилова провела исследование, в котором рассмотрела креативность как отличную от интеллекта особенность и креативность как один из процессов реализации творческого мышления Гилфорда [номер источника из списка литературы].

Формирование опыта учебно-творческой деятельности включает в себя умение переносить освоенные знания на новый вид деятельности, видение целостной структуры объекта, умение находить альтернативные пути решения проблемы, сочетание разных приемов, подстройка уже известных способов под новую ситуацию, рассмотрение стандартных ситуаций под другим углом, поиск проблемы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современном мире на развитие одаренного ребенка, в том числе творческое развитие, влияет огромное количество факторов, которые могут как стимулировать, так и препятствовать развитию. Их можно разделить на две большие группы: личностные и ситуативные.

Личностные факторы – это индивидуальные характеристики ребенка, такие как свойства характера, темперамент, самооценка и т.п.

Ситуативные факторы – это условия, в которых находится ребенок, к ним относятся не только физические и психологические условия, но и социальные.

Всем известно, что одним из самых главных социальных факторов является школа. Именно в начальной школе формируется личность ребенка, поэтому важно, чтобы процесс обучения учитывал раннее проявление творческих способностей и благоприятствовал их дальнейшему развитию.

Поступая в школу дети попадают в новые для них условия, где у них появляется новая социальная роль – роль ученика, коллектив, новые взаимоотношения, новые стремления и интересы – все это происходит на фоне ведущей деятельности – учебы. С появлением новой ведущей деятельности у младших школьников появляется новый взрослый — учитель, который становится проводником и примером во всем. От учителя во многом зависит направление развития школьников. Нужно понимать, что учитель может развить и воспитать в ребенке только те качества, которыми обладает сам, то есть для того, чтобы воспитать творческую личность нужно быть творческой личностью.

По мнению таких педагогов и научных деятелей, как В.И.Андреев, Л.Е.Яковлева, М.М.Рубинштейн, Е.С. Громов и др., качествами личности творческого педагога являются: вера в себя и свои идеи, любовь к своему предмету и компетентность, интерес и уважение к ученикам, нестандартное мышление, широкий кругозор, позитивное мышление, наблюдательность, целеустремленность, эмпатичность, аналитические способности, умение импровизировать. Такой педагог, по их мнению, сможет добиться своих целей, используя на уроках творческие виды деятельности. Творческие виды деятельности – это активные методы, которые способствуют приобретению учащимися новых знаний и навыков путем самостоятельного творческого генерирования решений.

Использование творческих видов деятельности на уроке возможно только при соблюдении некоторых условий, одним из которых является создание благоприятной атмосферы на уроке.

Основная задача педагога – сделать обучение успешным благодаря включению в целенаправленную, содержательную, интересную для ребенка деятельность. Нужно сделать так, чтобы обучающиеся чувствовали себя свободными в выражении своих мыслей, защищенными, тогда они смогут проявлять инициативу, также важна доброжелательность, хорошие взаимоотношения поощрение и стимулирование. Важно также учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика, для этого необходимо постоянно наблюдать, анализировать и выстраивать учебный процесс советующим образом

Чтобы ребенок мог активно участвовать на уроке, сотрудничать с другими учениками и работать в группе, необходимо развивать навыки общения.

Когда благоприятные условия созданы, можно начинать создавать на каждом уроке ситуации, которые будут требовать решения, для начала небольшой, проблемы. При этом важно позволить детям проявить свои способности и справиться с проблемой самостоятельно или в группе. Не нужно спешить на помощь, как только учащиеся столкнутся с первой трудностью, ведь открытие чего-то нового – это непростое дело. Но без умения добывать новую информацию, анализировать ее и правильно применять не сможет обойтись ни один человек.

Могут также происходить ситуации, когда помощь будет действительно необходима, например, если у детей недостаточно знаний для преодоления трудности. При этом учитель должен лишь направить обучающихся и активизировать деятельность, а не решать проблему.

Отсюда можно сделать вывод о том, что педагог должен находиться в постоянном саморазвитии, поиске новых идей и расширении собственных творческих способностей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс развития творческой личности одаренного младшего школьника не может обойтись без следующих педагогических и психологических условий:

  1. Ученик – активный участник, который имеет возможность проявлять инициативу, свободно высказывает свою точку зрения, чувствует себя уверенно, взаимодействует с другими участниками процесса, активно участвует в обсуждении.
  2. Благоприятная атмосфера на уроке, способствующая раскрытию способностей, продуктивной работе и самым лучшим результатам.
  3. Стимулирование, мотивация, поощрение и создание ситуации успеха повышающие интерес и стимулирующие творческую активность.
  4. Самостоятельное выполнение творческого задания, сложного, но посильного, которое будет побуждать к дальнейшему развитию.
  5. Корректная педагогическая помощь, которая направляет учащихся в нужное русло, а не дает ответы.
  6. Формирование межпредметных связей, знания из разных областей помогают решать творческие задачи.
  7. Разнообразие форм и видов работы, особенно важным является использование групповых форм работы, так как при совместном поиске объединяются знания, умения и навыки нескольких человек, в процессе чего каждый участник узнает что-то новое.
  8. Разнообразие творческих заданий, усложняющихся по мере развития.

 

Список литературы:
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 268 с.
3. Барышева, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии: слов. справ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов ; под общ. ред. Т.А. Барышевой. – СПб. : Книжный дом, 2008. – 296 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д : Феникс, 1983.– 132 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991.
8. Гамезо М.В., М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – Спб. : Изд-во «Питер», 2012. – 434с.
10. Леонтьев, Д.А. Пути развития творчества. Личность как определяющий фактор / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: Четвертая Международная конференция. – М. : РГГУ, 2004. – С. 214–223.
11. Тургель, В.А. Творческая деятельность младших школьников как основа оптимизации начального образования / В.А. Тургель // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 62–71.