Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Шехов И.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Шехов Иван Александрович
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт- Петербург

 

ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A FACTOR IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT

 

Ivan Shekhov

Postgraduate student of the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought, St. Petersburg State Economic University, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается роль экологического образования в контексте устойчивого развития, подчеркивается его многоплановый характер. Исследование выделяет необходимость интеграции экономических, социальных и культурных аспектов в образовательные программы, начиная с дошкольного возраста. Развитие системы образования, способной оперативно адаптироваться к современным инновациям, рассматривается как ключевой фактор формирования экологического мышления и достижения устойчивого развития.

Abstract. The article explores the role of environmental education in the context of sustainable development, emphasizing its multidimensional nature. The study highlights the necessity of integrating economic, social, and cultural aspects into educational programs, starting from early childhood and extending to professional development. The development of an education system capable of adapting to contemporary innovations is considered a key factor in shaping environmental consciousness and achieving sustainable development.

 

Ключевые слова: экологическое образование; устойчивое развитие; образовательные программы; экономика природопользования; социальная справедливость; инновации в образовании; система образования.

Keywords: environmental education; sustainable development; educational programs; natural resource economics; social justice; innovations in education; education system

 

Одной из важнейших составляющих социального аспекта устойчивого развития является повышение качества образования в самых разнообразных сферах, в числе которых далеко не последнее место занимает экологическое образование, реализуемое на разных уровнях. Освоение теоретических аспектов экономики природопользования, концепции охраны окружающей, природноресурсного и экологического права, экологического менеджмента является необходимым условием формирования экологического мышления обучающихся в интересах устойчивого развития. Сегодня всем мировым сообществом качественное экологическое образование признано одним из глобальных приоритетов.

В программных документах по устойчивому развитию неизменно делается акцент на высокую актуальность и чрезвычайную важность повышения осведомлённости отдельных граждан, экономических субъектов и общества в целом в приоритетных проблемах, связанных со сферой экологии в части содержания глобальных, национальных, региональных и локальных экологических проблем, а также институционального механизма их решения [4, с. 30]. Система образования должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечивать освоение обучающимися таких компетенций, которых будет достаточно для реализации экономических, социальных и экологических преобразований, призванных сформировать как можно более эффективные институциональные условия для перехода к устойчивому развитию.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития предполагает не только экологические, но также экономические, социальные, политические, культурные и прочие аспекты. Так, например, это касается планирования и разработки управленческих решений в указанных сферах, построения эффективных механизмов администрирования и прочее. При этом следует обратить особое внимание на то, что экологическое образование в целях устойчивого развития предполагает, во-первых, накопление конкретных знаний посредством изучения и исследования собственно теоретических концепций и принципов устойчивого развития; во-вторых, формирование у обучающихся необходимых умений и навыков, необходимых для перевода этих теоретических знаний в практическую плоскость.

В 2015 году на Саммите Генеральной Ассамблеи ООН 193 страны мира приняли 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) [1, с. 33]. Все эти цели были зафиксированы в документе, получившем название «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». К числу ЦУР были, в том числе, отнесены обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Особое внимание в этом документе уделено вопросу о том, что получение качественного образования является необходимым условием обеспечения основы повышения уровня и качества жизни. Несмотря на то, что в последние годы были получены очень хорошие результаты в области расширения доступа к школьному образованию на всех уровнях, в 2018 году около 260 миллионов детей (что составляет почти пятую часть всего населения мира этой возрастной группы) по-прежнему не ходили в школу. Кроме того, более половины всех детей и подростков во всем мире не соответствуют минимальным стандартам знаний в области чтения и математики. Эти пагубные тенденции, безусловно должны быть устранены посредством переориентации системы и образования и построения её на принципиально новой основе.

Специалисты справедливо отмечают, что образование в интересах устойчивого развития не должно ограничиваться только уровнем высших учебных заведений [3, с. 3]. Оно должно начинаться ещё в дошкольных образовательных учреждениях и продолжаться в форме освоения программ повышения квалификации даже для тех, кто уже получил высшее образование. В этой связи чрезвычайно важным является создание такой системы образования, которая обеспечивала бы формирование соответствующих знаний, умений и навыков, а также была способна оперативно и своевременно информировать обучающихся о современных инновационных тенденциях в этой сфере.

В рамках концепции устойчивого развития образование предполагает предоставление конкретных инструментов для осуществления серии трансформаций в социальной сфере [2, с. 207]. Эти трансформации направлены на максимальное раскрытие человеческого потенциала и являются неотъемлемыми для формирования общества с повышенным уровнем социальной справедливости и обеспечения устойчивого развития.

Для разработки системы устойчивого образования требуется реализация следующих основных инициатив:

- разработка законодательных и финансовых механизмов для учреждения и обеспечения полноценной системы образования в области устойчивого развития;

- обеспечение всеобщего доступа к информации о защите и сохранении окружающей среды для всех граждан, независимо от их пола, возраста, половой принадлежности, уровня образования, материального положения и прочих социальных характеристик.

- формирование условий для активного участия молодежи и общественности в разрешении экологических проблем через их участие в соответствующих инициативах.

- интеграция учебных дисциплин, фокусирующихся на экономике природопользования и охране окружающей среды, в состав всех образовательных программ.

Что касается специфики экологического образования в Российской Федерации, то, помимо вышеизложенного, к важнейшим направлениям для достижения целей устойчивого развития также можно отнести [5, с. 82]:

- реализацию официальных и неофициальных образовательных программ, проведение просветительской работы в данной области с учетом национальных культур и традиций;

- формирование условий для применения информационных компьютерных технологий и электронных средств с целью улучшения визуализации, повышения эффективности образовательного процесса и увеличения продуктивности информационного обмена.

Образование занимает центральное положение в стратегиях разработки и популяризации устойчивых решений, соответствующих потребностям развития как отдельных национальных общностей, так и всей глобальной общности. Образовательный процесс способствует глубокому осмыслению характера и масштабов проблем в сфере устойчивого развития, формируя критическое, инновационное и творческое мышление, необходимое для поиска новых, более эффективных решений глобальных проблем. Образование не только раскрывает сущность влиятельных факторов, формирующих неустойчивый образ жизни, но также способствует развитию уверенности в себе, организационных навыков и оптимизма. Эти качества предоставляют людям возможность действовать как индивидуально, так и в коллективе, на благо интересов устойчивого будущего.

 

Список литературы:
1. Киртон Джон, Уоррен Бриттани. Роль «Группы двадцати» в реализации Цели устойчивого развития 13 в области борьбы с изменением климата // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика – 2023. – №2.
2. Коробейникова И.Ю., Эрентраут Е.Н., Ахкамова Ю.А., Шефер О.Р., Крайнева С.В., Лебедева Т.Н. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Ученые записки университета Лесгафта. – 2023.  – №5 (219).
3. Назарова И.Р. Инженерное образование: от неопределенности к устойчивому развитию // Гуманитарный вестник. – 2018. – № 12 (74).
4. Третьякова Е.А. Россия и Беларусь: динамический взгляд на устойчивое развитие // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2014. –  №3.
5. Цветкова Л.И., Копина Г.И., Макарова С.В., Барышникова Т.Н. Экологическая культура и экологическое образование // Вода и экология: проблемы и решения. –  2017. –  №2 (70).