Изучение особенностей речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Изучение особенностей речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Studying the features of speech development of younger schoolchildren with mental retardation
Tatyana Lyakh
candidate of psychological sciences, assistant professor, Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy, Russia, Tula
Alena Khromova
student, Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy, Russia, Tula
Аннотация. В статье рассматриваются особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью, описывается диагностическая работа по данному нарушению и приводится примерный план коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах проведенного диагностического исследования.
Abstract. In the article features of speech development of younger schoolchildren with mental retardation are considered, diagnostic work on this violation is described and an approximate plan of corrective-developing work based on the results of the diagnostic study is given.
Ключевые слова: речь; речевое развитие; недоразвитие речи; умственная отсталость.
Keywords: speech; speech development; hypoplasia of speech; mental retardation.
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии человека. Оно составляет необходимое средство для взаимодействия с окружающими людьми, передачи или получения информации. Однако, в настоящее время встречается достаточно большое количество детей, с речевыми нарушениями различного вида. Это обстоятельство отрицательно сказывается на психическом развитии данных детей и поэтому требует особого внимания со стороны специального психолога.
Разработкой проблемы речевого развития занимались многие ученые как отечественные, так и зарубежные. Среди них такие известные ученые как: Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и другие. В своих работах они описывали основные этапы развития речи, её механизмы, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений.
Под недоразвитием речи следует понимать отклонения от нормального речевого развития, которые включают в себя не только устную речь, но и нарушения письменной формы. В качестве причин данного нарушения, следует рассматривать как внутренние факторы - вредоносные воздействия во время внутриутробного развития, так и внешние факторы - непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок. Недоразвитие речи ребёнка, как правило, влечёт за собой вторичные отклонения в развитии, что отрицательно сказывается на формировании всей психической жизни ребенка. У детей возникает затруднение в общении с окружающими. Так же нарушения речи препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей речевого развития младших школьников с умственной отсталостью и составление на основе диагностических данных коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие речевой деятельности младших школьников с умственной отсталостью.
Для реализации данной цели нами была разработана диагностическая программа, включающая в себя следующие психодиагностические методики:
1) «Исследование понимания речи»
2) «Исследование сенсомоторного уровня речи»
3) «Исследование грамматического строя речи и словоизменения»
4) «Исследование словаря и навыков словообразования»
5) «Исследование связной речи»
Исследовательской базой являлось государственное учреждение ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» (Отделение № 1). В исследовании принимали участие 5 учащихся 6-8 лет с умственной отсталостью и нарушением речи.
Проведенная диагностическая работа с целью исследования особенностей речевого развития младших школьников с умственной отсталостью, позволяет сформулировать следующие результаты.
Результаты, полученные с помощью методики «Исследования понимания речи», показали, что в 60% случаев отмечается III уровень успешности выполнения заданий, а в 40% случаев отмечается II уровень успешности выполнения заданий. Таким образом, у младших школьников с умственной отсталостью отмечаются специфические затруднения, связанные с пониманием обращенной к ним речи и того, что изображено на картинках.
Результаты диагностики, полученные с помощью методики «Исследования сенсомоторного уровня развития», были следующие. В 100% случаев отмечается III уровень успешности выполнения заданий. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у испытуемых преобладает средний уровень сенсомоторной речи.
Результаты диагностики, полученные с помощью методики «Исследования грамматического строя речи и словоизменения», показали, что у 80% испытуемых отмечается III уровень успешности выполнения заданий, а у оставшихся 20% испытуемых отмечается II уровень успешности выполнения заданий. Таким образом, полученный результаты позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых преобладает средний уровень грамматического строя речи и словоизменения.
Результаты диагностики, полученные с помощью методики «Исследования словаря и навыков словообразования», были следующие. В 60% случаев отмечается II уровень успешности выполнения заданий. В 40% случаев - III уровень успешности выполнения заданий. Подводя итог, нужно заметить, что дети испытывали незначительные трудности при проверке навыков словообразования. Словарь у учеников развит в рамках нормального уровня.
Результаты, полученные с помощью методики «Исследования связной речи», показали, что у 60% испытуемых отмечается III уровень успешности выполнения заданий, у 20% испытуемых отмечается II уровень успешности выполнения заданий, а у оставшихся 20% испытуемых отмечается IV уровень успешности выполнения заданий. Таким образом, полученный результаты позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых преобладает средний уровень связной речи.
Во время проведения работы мы убедились, что для речи младших школьников с умственной отсталостью характерна некоторая недостаточность в её развитии. Другими словами речь у детей с умственной отсталостью характеризуется нарушением во всех её сторонах: фонематической, лексической и грамматической. Эти установленные особенности объясняют отличие развития речи детей с умственной отсталостью, от развития речи детей с нормальным развитием.
Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что у младших школьников с умственной отсталостью имеются следующие проблемы в речевом развитии: недостаточный уровень понимания речи, средний сенсомоторный уровень, уровень грамматического строя и словоизменения, а так же словаря и навыков словообразования, недостаточный уровень связной речи.
Эти данные составят основные направления в дальнейшей коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с умственной отсталостью по развитию и коррекции у них речевой деятельности.