Статья:

Критерии и показатели профессионального роста преподавателей колледжа

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Узунова Г.П. Критерии и показатели профессионального роста преподавателей колледжа // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(47). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 17-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Критерии и показатели профессионального роста преподавателей колледжа

Узунова Галина Петровна
директор Автономной некоммерческой организации «Профессиональной образовательной организации» «Открытый Таврический колледж», РФ, г. Симферополь

 

CRITERIA AND INDICATORS OF PROFESSIONAL GROWTH OF COLLEGE TEACHERS

 

Galina Uzunova

Director of the Autonomous Non-Profit Organization “Professional Educational Organization” “Open Tavrida College”, Russia, Simferopol

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие «профессиональный рост» и  «профессионально-личностное развитие», определяются  критерии и показатели профессионального роста преподавателей колледжа. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что профессиональный рост преподавателей колледжа может быть измерен с помощью внешних и внутренних критериев.

Abstract. The article considers the concept of "professional growth" and "professional and personal development", defines the criteria and indicators of professional growth of college teachers. According to the analysis the professional growth of college teachers can be measured using external and internal criteria.

 

Ключевые слова: профессиональный рост; профессионально-личностное развитие; внешние и внутренние критерии  оценки; преподаватели колледжа.

Keywords: professional growth; professional and personal development; external and internal criteria; college teachers.

 

Современный этап развития образования ориентирован, прежде всего, на достижение значимого результата – высокого качества оказания образовательных услуг. В производственной сфере важнейшим элементом управления качеством является процесс стандартизации. Под стандартизацией принято понимать законотворческую деятельность, включающую в себя поиск наиболее подходящих и адекватных продукции норм, их закрепление в соответствующих нормативных документах. Международная организация стандартизации определяет процесс стандартизации как процесс упорядочения деятельности в той или иной области.

Еще в 60-70-е годы XX века квалификационные требования к представителям педагогической профессии ограничивались перечислением тех знаний, умений и навыков, которыми они должны обладать для выполнения своих трудовых функций.

В 80-е годы XX века трансформация и реформирование системы образования в Российской Федерации планомерно охватывает все ее ступени. Организовать и придать осмысленность данному процессу призваны нормативно правовые акты в сфере образования. Согласно статье 11 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечить единство образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ с учетом образовательных потребностей и возможностей, а также гарантировать уровень и качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения призваны федеральные государственные образовательные стандарты [7].  

Понятие «профессиональный рост» является производным от понятий «профессиональное развитие» и «профессионально-личностное развитие». Термин «профессиональное развитие» широко используется в специальной литературе, посвященной рассмотрению вопросов профессионализации и становлению профессионала[1; 2].Профессиональное развитие исследуется в разных отраслях научного знания.

Специфика профессионального роста преподавателей колледжей определяется, во-первых, особенностями их педагогической деятельности, а во-вторых, их профессиональной деятельностью, связанной не только с преподаванием, но и с самореализацией их личности в выбранной сфере деятельности [5].

Общеизвестно, что преподавательская деятельность для многих преподавателей колледжа является «второстепенной» или «вторичной» по отношению к их профессиональному мастерству. Многие преподаватели колледжей не имеют базового педагогического образования, которое, например, в сфере общего образования является основным требованием к учителям, осуществляющим педагогическую деятельность. В качестве преподавателей колледжей выступают высококвалифицированные специалисты в той или иной области, а также представители рабочих профессий или, напротив, люди, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.

Педагогическая деятельность преподавателей колледжа имеет свои особенности, которые обусловлены, прежде всего, ее «объектом» и «продуктом»[6]. В профессиональной деятельности преподавателей колледжа, как и в любой педагогической деятельности, объект может быть определен весьма условно: объектом выступает процесс формирования личности обучающегося, в котором сам обучающийся выступает субъектом своего развития, и без самообразования, саморазвития и самореализации здесь обойтись невозможно. С точки зрения Ю.Н. Кулюткина, специфика педагогической деятельности заключается в ее рассмотрении как метадеятельности, то есть такой деятельности, которая подстраивается под деятельностью другого человека - самого ее субъекта [3]. Педагогическая деятельность носит управленческий характер и, по своей сути, представляет собой процесс управления и организации деятельности обучающегося. Отсюда и характеристика педагогической деятельности как сложной, неоднозначной, с высокой долей неопределенности и риска деятельности, направленной на организацию развития личности обучающегося, обладающего своей индивидуальностью.

В результате теоретического анализа мы пришли к заключению о том, что проектирование индивидуальной траектории профессионального роста преподавателей колледжа – это процесс опережающего создания педагогической системы деятельности информационно-методической службы организации среднего профессионального образования по оказанию помощи его педагогическим работникам в конструировании ими картины будущего, осознании ближних и отдаленных целей своего профессионального развития на основе рефлексии своих способностей и возможностей, адекватной оценки своих образовательных потребностей и творческого потенциала и разработке форм, способов и средств их достижения в процессе самообразования и самосовершенствования.

Результаты теоретического анализа способов построения индивидуальных образовательных маршрутов (М. Башмаков, Р.Р. Гарифуллина, М.В. Давыдова, Н.Г. Зверева, В.В. Лоренц и др.) и индивидуальных траекторий профессионального развития специалистов (И.Ф. Бережная, Т.Б. Гребенюк, В.Г. Ерыкова, Т.А. Макаренко, Е.В. Помазанова, Э.С. Усманова, Т.В. Феалкина, А.В. Хуторской, Н.Н. Щукина и др.) позволили разработать систему оценки и измерения особенностей профессионального роста преподавателей колледжа (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Критерии и показатели профессионального роста преподавателей колледжа за определенный промежуток времени

 

Профессиональный рост преподавателей колледжа, как процесс позитивных изменений в их профессиональном развитии и продвижении по иерархической лестнице служебных должностей, наград и достижений, может быть измерен с помощью внешних и внутренних критериев.

Внешний критерий включает в себя количественные (социальная активность преподавателя, выражающаяся через количество мероприятий, в которых он участвует в целях повышения своего профессионального уровня, его профессиональная мобильность, курсы повышения квалификации) и качественные (повышение качества подготовки студентов, позитивные изменения в их познавательной активности по преподаваемой педагогом учебной дисциплине) показатели.

Основными показателями внутреннего критерия являются внутренняя мотивация к непрерывному образованию, степень выраженности эмоционального выгорания, готовности преподавателей к саморазвитию и самореализации в педагогической деятельности, уровень развития у них дидактических, методических и коммуникативных умений.

Рассмотрим каждый показатель внутреннего критерия профессионального роста.

Внутренняя мотивация к непрерывному образованию. В самом обобщенном своем значении, мотивация представляет собой совокупность внутренних движущих сил, побуждающих человека к определенной деятельности. Сильные и устойчивые мотивы профессиональной карьеры преподавателя колледжа способны компенсировать недостатки их профессиональной подготовки и отсутствие опыта профессионально-педагогической деятельности. Мотивация непрерывного образования – это комплекс движущих сил, побуждающих преподавателя к получению нового педагогического опыта, новых знаний для достижения наивысших результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Согласно теории мотивации А. Маслоу, мотивация к непрерывному образованию означает развитую мотивацию педагога к самореализации и самоактуализации. Потребность человека в непрерывном росте составляет внутреннее содержание высшей потребности человека, к тому же эта потребность не имеет окончательно выраженной формы удовлетворения, а потому наличие ее в человеке является постоянной движущей силой ее непрерывного позитивного развития.

Еще одним показателем профессионального роста преподавателя является готовность к саморазвитию и самообразованию.

Понятие готовности является одним из центральных в педагогике профессионального образования. Под готовностью традиционно понимают системную характеристику личности, отражающую совокупность тех знаний, умений, опыта деятельности, тех качеств личности, которые обеспечивают успешность выполнения ею своих профессиональных функций и трудовых обязанностей. Готовность к самообразованию представляет собой системную характеристику личности, отражающую ее способность адекватно оценивать свои практические умения и навыки, соотносить их с теоретическими знаниями об условиях повышения качества профессионально-педагогической деятельности.

В основе такой готовности лежат умения и навыки самообразовательной деятельности. В современной педагогике нет четкого определения как самообразовательной деятельности, так и умений в области такой деятельности. Результаты теоретического анализа позволяют выделить разные точки зрения по данному вопросу. В большинстве случаев исследователи рассматривают в качестве таких умений фактически смежные с ними понятия – познавательные умения как умения находить нужную информацию для получения новых знаний, аналитические умения, то есть умения адекватно их интерпретировать, когнитивных, гностических. Правомерность такой точки зрения обусловлена тем, что сама самообразовательная деятельность рассматривается как деятельность самостоятельно организованного познания, то есть самопознания. Исследователи отмечают, что «самообразовательными можно считать познавательные умения, которые сочетают гностические умения, как таковые, что характеризуют процесс получения информации (готовность к познавательной деятельности) и когнитивные умения, которые характеризуют процесс превращения информации в знание» [4].

Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенного исследования позволяют прийти к заключению о том, что профессиональный рост преподавателей колледжа, как процесс позитивных изменений в их профессиональном развитии и продвижении по иерархической лестнице служебных должностей, наград и достижений, может быть измерен с помощью внешних и внутренних критериев.

 

Список литературы:
1. Агапова, С.А. Профессиональное развитие педагога / С.А. Агапова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №2. - С. 64 – 66
2. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999.-245 с.
3. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 48с.
4. Лавриненко, Е. В. Готовность к самообразованию как ключевое личностное качество ученика вечерней школы в контексте организации самообразовательной деятельности / Е. В. Лавриненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 595-601. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13458/ (дата обращения: 13.06.2019).
5. Мещерякова, Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве: дис. … д-ра пед. наук. — М., 2002. — 395 с.
6. Федосеева, З.А. Профессиональный стандарт как инструмент проектирования профессионального развития педагога / З.А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – С. 32 – 40
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)