Статья:

Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Шагвалиева Л.Ф. Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 34-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания

Шагвалиева Лейсан Фаритовна
преподаватель истории и обществознания ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж", РФ, г. Набережные Челны

 

The use of information and communication technologies in teaching history

 

Leysan Shagvalieva

Teacher of  history , GAPO Naberezhnochelninsky College of medicine, Russia, Naberezhnye Chelny

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемные вопросы применения информационно-коммуникативных технологий в обучении истории. Дана классификация основных информационных ресурсов, их достоинства и недостатки в процессе обучения.

Abstract. This article examines the problematic issues of using information and communication technologies in teaching history. The classification of basic information resources, their advantages and disadvantages in the teaching process are given.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии; электронные образовательные ресурсы; интернет; обучение истории.

Keywords: information and communication technologies; electronic educational resources; the internet; teaching history.

 

Современный мир в эпоху глобализации невозможно представить без информационных технологий. Меняется мир, соответственно изменяются и методы, приемы работы с информацией. Несколько десятилетий назад главным источником информации был бумажный носитель, книги, документы, поэтому в обучении было важным научить учащихся работать в библиотеке, с картотекой, находить нужную информацию в книгах. Сегодня никто не умаляет роль и значение бумажных книг, учебных пособий в обучении, но все большее место занимают электронные средства обучения, работа с информацией.

Проблема в обучении истории и обществоведческих дисциплин на сегодня заключается в том, что информации очень много и во всем этом многообразии нужно уметь ориентироваться и педагогам и учащимся и выбрать необходимое. В данной статье мы попытаемся найти оптимальные средства информационно-коммуникативных технологий в обучении истории, которые могут сделать преподавание и получений знаний учащимися более эмоциональным, интересным, насыщенным.

Итак, попробуем ответить на вопрос: для чего используются ИКТ в обучении истории и обществоведческих дисциплин? Во-первых, информационные технологии и средства могут использоваться для организации самостоятельной работы учащимися как на уроке, так и дома. Учащиеся могут заниматся поиском и анализом информационного материала, на основе него подготовить доклад или презентацию.

Во-вторых, учитель может организовать индивидуальную и груп­повую работу с использованием ИКТ (например, попросить учеников подготовить презентацию в группе, сделать совместную проектную работу, создать инфографику, видеоролики и т. п.).

В-третьих, конечно, ИКТ необходимо сегодня каждому учителю для подготовки современного, интересного, творческого урока. Также информационные средства можно использовать для диагностики и текущего контроля знаний. ИКТ дают простор для творчества, написания интересных, насыщенных методических разработок уроков и мероприятий по предметам.

Попробуем ответить еще на один вопрос: какие формы ИКТ может использовать учитель истории и обществознания в своей ежедневной практике? Рассмотрим наиболее часто используемые средства ИКТ.

1.  Мультимедийные энциклопедии и библиотеки. Данный информационный продукт можно приобрести на компакт-дисках или найти в интернете. Достоинствами этого средства ИКТ является большой обьем разнообразной инормации, структурированность по разделам, темам, наличие заданий разных уровней, схем, слолварей с терминами, тестовыми заданиями итд. Недостатками является то, что некоторые библиотеки и энциклопедии охватывают не всю историю, а посвящены отдельным темам или периодам (например, Великая Французская революция, Февральская революция, Отечественная война 1812 г.). Одним из примеров данного средства ИКТ является Большая Энциклопе­дия Кирилла и Мефодия, содержащая много разноплановой информации, для подготовки занятий по истории. Таким образом, данный ресурс можно использовать для подготовки урока, презентаций, работы с терминами [2, с. 17] На наш взгляд, энциклопедии подходят для подготовки тематического открытого урока, в написании исторических газет, организации самостоятельной работы учащихся, развитии навыков у учащихся к самостоятельному поиску и анализу информации.

2.  Готовые информационные ресурсы. Среди готовых инфор­мационных ресурсов можно выделить презентации, интернет ресурсы, официальные ресурсы, интернет-библиотеки, специализированные исторические ресурсы. При выборе информационных ресурсов следует обратить внимание на такие критерии как: содержательность, т. е. соответсвие рабочей программе, возрасту учащихся, ФГОС; технологи­ческое качество (соответствие СанПинНам, качество изображений, графики, удобство и использовании); комплексность (получение инфор­мации, возможность самостоятельной работы учащихся); интерактивность (понимание взаимодействия с содержанием ресурса).

Одним из самых распространенных видов обучающих ресурсов является презентация. Презентации используют при обьяснении нового материала, изучении новой темы. Сегодня каждый учитель может воспользоваться программой Microsoft PowerPoint и создать авторские презентации. Кроме того, учитель может найти презентации по любой теме в интернете и внести в нее свои улучшения.

Для осуществления текущего контроля знаний и организации самостоятельной работы учащихся можно использовать ресурсы, пред­назначенные для подготовки к ЕГЭ. Помимо контрольно-измерительных материалов и заданий они также содержат и справочный материал. К таким продуктам относятся, например, "Готовимся к ЕГЭ" (Просвещение-Медиа) и др.

Сегодня без использования интернет-ресурсов невозможно пред­ставить образовательный процесс. Интернет - это, безусловно, ценный продукт инфоормационной эпохи, но как любое изобретение человечества он имеет и существенные недостатки. Современные ученые к ним относят: невысокое качество большинства ресурсов, доступных учащимся и преподавателям; отсутствие в большинстве электронных публикаций указаний на реальные страницы; возможность исключения из открытого доступа комплексов документов при переводе их из традиционной в электронную форму и даже на угрозу забвения «докомпьютерной культуры».[4, с. 34] Многие исследователи и преподаватели отмечается негативное воздействие распространения электронного формата в целом на образовательный процесс. Совре­менные учащиеся сегодня приучены работать с электронными формами информации, работа с книгой, бумажными носителями уходит в прошлое. Хотя, конечно, во многих случаях необходимо умение работать с письменными документами, источниками, учебной литературой. Ученики и студенты утрачивают эту способность. Так, наличие интернет-ресурсов с одной стороны облегчает поиск информации, делает ее доступной для любого человека, но при этом молодое поколение теряет способность самостоятельно мыслить, заниматься поиском проблем, выделять главное в широком спектре информационных ресурсов, делать выводы. Задача взрослых и педагогов в данном случае помочь молодым людям ориентироваться в огромной информационной базе, находить действительно полезные и ценные ресурсы и исторические источники.

Среди исторических ресурсов можно выделить следующие группы:

·      электронные библиотеки исторических источников;

·      электронные библиотеки;

·      справочные материалы;

·      электронные журналы и электронные версии печатных журналов;

·      архивные, библиотечные и музейные ресурсы;

·      тематические сайты и порталы [4, с. 36]

Среди названных интернет ресурсов можно выделить официальные ресурсы, к которым относятся сайты государственной власти, юриди­ческие сайты, сайты конкретных официальных проектов по истории, фондов и т.п.

Далее следует назвать Интернет-библиотеки универсального характера. Кроме художественной литературы, в них можно найти историческую литературу, документы, личные источники, научную информацию.

К специализированным историческим ресурсам относятся истори­ческие библиотеки, например, Историческая библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, которая предлагает не только большой набор текстов, но и набор ссылок на первоисточники на других сайтах. Второй ресурс - проект «Восточная литература». Сегодня также популярный ресурс по истории - портал ХРОНОС. В нем содер­жаться наборы хронологических таблиц, разнообразных документов, книг и статей по истории, биографий и других материалов.

Таким образом, использование информационных технологий способствует повышению качества обучения, преподаватели должны активно применять новые инновационные методы обучения.

 

Список литературы:
1. Ведерникова Н.И. Использование Информационно-коммуникативных технологий на уроках истории // ИТО Марий Эл-2011.
2. Каракурчи Ю.В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 7.
3. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедия системы // Интернет порталы: содержание и технологии. Вып. 4., М., 2007.
4. Преподавание Новейшей истории России в школе. / Под ред. В.Д. Нечаева, М., 2012. - 216 с.