Статья:

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конференция: CV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Информационное право

Выходные данные
Воропаева Е.В., Кононова Д.А. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам CV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(105). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
К условиям публикации Скачать сборник
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Воропаева Елена Валерьевна
преподаватель, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кононова Диана Александровна
студент, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

LEGAL ISSUES OF USING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

 

Elena Voropaeva

Teacher, Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don

Diana Kononova

Student, Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные правовые вопросы, возникающие в связи с широким внедрением образовательных технологий в российскую систему образования. Анализируются проблемы, связанные с авторским правом, защитой персональных данных и юридической ответственностью. Предлагаются рекомендации по разработке нормативных актов и внутренних политик, регулирующих использование ЭОТ в образовательной сфере, с учетом баланса между инновациями и соблюдением прав и законных интересов всех участников образовательного процесса.

Abstract. This article examines current legal issues arising from the widespread adoption of educational technologies in the Russian education system. Issues related to copyright, personal data protection, and legal liability are analyzed. Recommendations are offered for the development of regulations and internal policies governing the use of electronic educational technologies in education, taking into account the balance between innovation and respect for the rights and legitimate interests of all participants in the educational process.

 

Ключевые слова: образовательные технологии, информационные технологии, право, авторское право, персональные данные, безопасность, образование, регулирование.

Keywords: educational technologies, information technologies, law, copyright, personal data, security, education, regulation.

 

Современное образование активно интегрирует образовательные технологии, что способствует повышению эффективности учебного процесса, индивидуализации обучения и расширению доступа к знаниям.

Правовые вопросы использования образовательных технологий (далее - ЭОТ) – это комплекс проблем, связанных с соблюдением законодательства в процессе применения цифровых инструментов и ресурсов в образовательной сфере. Эти вопросы становятся все более актуальными и по мере активности внедрения ЭОТ в учебный процесс.

Кандидат наук Рустикова Галина Сергеевна в своем диссертационном исследовании указывает, что образовательные онлайн-технологии – образовательные технологии, реализуемые с применением электронных ресурсов и средств при одновременном присутствии участников образовательного процесса: обучающегося и педагогического работника в информационно – телекоммуникационной сети [6].

Вместе с тем внедрение новых технологий порождает целый ряд вопросов, требующих всестороннего анализа.

1) Вопросы педагогической эффективности и методической адаптации

Одним из ключевых вопросов является оценка эффективности образовательных технологий в достижении учебных целей. Необходимо выяснить, как цифровые инструменты способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и практических навыков у учащихся. Также важна адаптация методик преподавания к новым технологическим условиям, что требует переподготовки педагогов и обновления учебных программ.

2) Проблемы цифрового неравенства и доступа к технологиям

Широкое внедрение образовательных технологий сталкивается с социальными и экономическими барьерами. Вопрос цифрового неравенства — отсутствие у части учащихся доступа к необходимым устройствам и стабильному Интернет-соединению — значительно влияет на качество образования и требует разработки механизмов поддержки и компенсации.

3) Вопросы конфиденциальности и безопасности данных

Использование цифровых платформ предполагает сбор и хранение большого объёма данных о пользователях. Возникают этические и правовые вопросы защиты персональной информации, обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного доступа, что требует выработки четких регламентов и стандартов.

4) Психологические и социальные аспекты

Технологии меняют взаимодействие между учителем и учеником, а также среди самих учащихся. Вопросы включают влияние экранного времени на психическое здоровье, возможную потерю живого общения и социального взаимодействия, а также формирование мотивации и самоорганизации при дистанционном обучении.

5) Вопросы оценки и контроля качества

При использовании цифровых образовательных технологий меняются формы и методы оценки знаний. Возникает необходимость разработки новых инструментов, которые смогут адекватно измерять достижения учащихся, учитывая специфику онлайн-обучения и автоматизированных систем тестирования. [2]

В современном образовательном процессе активное внедрение технологий становится неотъемлемой частью обучения. Использование образовательных технологий оказывает значительное влияние на качество и доступность образования, однако наряду с достоинствами существуют и определённые недостатки, требующие внимательного анализа.

Преимущества использования образовательных технологий:

1. Повышение доступности образования. Технологии позволяют преодолевать географические и социальные барьеры, обеспечивая возможность обучения в дистанционном формате, что особенно актуально для отдалённых регионов и людей с ограниченными возможностями.

2. Индивидуализация обучения. Использование адаптивных систем и мультимедийных ресурсов позволяет учитывать индивидуальные предпочтения и уровень подготовки учащихся, создавая персонализированные образовательные траектории.

3. Усиление мотивации и вовлеченности. Интерактивные формы подачи материала, игровые элементы и визуализация способствуют повышению интереса к учебному процессу и улучшению качества усвоения знаний.

4. Повышение эффективности и оперативности оценки знаний. Электронные тесты и системы контроля позволяют быстро оценивать результаты обучения, что способствует своевременной корректировке учебного процесса.

5. Развитие современных компетенций. Освоение цифровых инструментов формирует у обучающихся важные навыки XXI века, включая критическое мышление, цифровую грамотность и умение работать с информацией.

Недостатки использования образовательных технологий:

1. Технические и инфраструктурные проблемы. Недостаток качественного оборудования, нестабильный интернет и ограниченный доступ к цифровым ресурсам могут стать серьёзным препятствием для эффективного внедрения технологий.

2. Перегрузка информацией и снижение концентрации. Избыточное использование электронных устройств и информационных потоков нередко приводит к утомляемости, снижению внимания и ухудшению качества восприятия материала.

3. Снижение личного взаимодействия. В дистанционном формате ограничивается возможность живого общения между преподавателем и учащимися, что может негативно сказаться на развитии коммуникативных навыков и эмоциональном контакте.

4. Неравенство в доступе к образованию. Социально-экономические различия учащихся влияют на доступность технологий, что может усиливать образовательное неравенство.

5. Риски безопасности и конфиденциальности. Использование цифровых платформ связано с угрозами утечки персональных данных и кибербезопасности.

В условиях цифровой трансформации общества образовательные технологии играют все более важную роль в повышении качества и доступности образования. Внедрение ЭОТ открывает новые возможности для персонализированного обучения, расширение доступа к образовательным ресурсам и повышение эффективности учебного процесса. Однако, активное использование ЭОТ порождает ряд правовых вопросов, требующих внимательного рассмотрения.

Сегодня основными принципами использования информационных технологий являются обеспечение информационной открытости для населения. Именно информационная открытость будет способствовать снижению напряженности в отношениях между гражданами и государственными органами за счет увеличения информационных ресурсов.

Практика показывает, что использование информационных технологий в сфере образования находится на хорошем уровне. Об этом свидетельствует постоянное обновление веб – сайтов университетов и их приемных комиссий, а также доступ к системам и ресурсам электронных библиотек.

Можно выявить конкретные принципы использования информационных технологий в сфере образования непосредственно на основе анализа положений статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», таких как, принцип использования информационных технологий в сфере высшего образования, добровольное использование технологий электронного обучения и дистанционного обучения (Часть 2 того же закона) [8].

Каждый вуз имеет право самостоятельно решать вопрос о необходимости использования информационных технологий в образовательном процессе. В связи с использованием информационных технологий в сфере высшего образования также будут применяться принципы правового регулирования, применимые к сфере персональных данных (что косвенно подразумевается положениями части 3 указанной части статьи).

В первую очередь это связано с обеспечением достаточного уровня защиты и конфиденциальности персональных данных участников образовательного процесса.

Кандидат педагогических наук, доцент Руслан Абдусаламович Абдусаламов, указывал, что цифровые технологии, улучшающую нашу жизнь, являются на сегодняшний день важнейшей и неотъемлемой частью общества и государства в целом. Правительства ведущих стран понимают необходимость развития технологических сил и ищут способы использовать их на благо граждан и организаций [6].

Внедрение цифровых технологий связано с различными ключевыми правовыми вопросами, такими как:

  1. Использование чужих материалов. Преподаватели и учащиеся должны соблюдать авторские права при использовании текстов, изображений и другого контента, созданного третьими лицами. В России основным законом, регулирующим авторское право, является часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 1274 ГК РФ допускает использование произведений в образовательных целях без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Однако, это правило имеет ряд ограничений. В частности, использование должно быть оправданно целью и не наносить ущерба нормальному использованию произведения[3].
  2. Сбор и обработка данных учащихся. Сбор, хранение и обработка персональных данных учащихся должны осуществляться в соответствии с законом о персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», данный закон устанавливает строгие требования [7].
  3. Юридическая ответственность образовательных организаций при использовании ЭОТ. Образовательные организации несут юридическую ответственность за контент, размещенный на их платформах и в онлайн – курсах. Они также несут ответственность за безопасность учащихся при использовании ЭОТ.

В случае нарушения авторских прав, утечки персональных данных или причинения вреда учащимся образовательная организация может быть привлечена к гражданской, административной или даже уголовной ответственности.

Однако, нормативно – правовое регулирование применение технологий виртуальной реальности в нашей стране все еще не выработано и юридически не закреплено. Исследования показали актуальность нормативного регулирования как применения технологий виртуальной и дополненной реальностей в образовательном процессе, так и регулирования на этапе внедрения[4].

В последние годы внедрение образовательных технологий переносит существенные изменения благодаря развитию искусственного интеллекта, что приводит к необходимости детального анализа их применения в учебном процессе и научной деятельности. Особенно остро данный вопрос стоит в контексте использования ИИ для написания научных статей, курсовых работ и выпускных квалификационных работ, что порождает ряд юридических и методологических проблем.

С позиции законодательства, ключевым документом, регулирующим вопросы использования технологий, в том числе ИИ, является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8]. Закон предусматривает свободу выбора форм и методов обучения, что открывает право на внедрение инновационных технологий, включая ИИ. Дополнительно, на уровне министерства образованием России изданы приказы, регулирующие стандарты и требования к итоговой аттестации, например, Приказ Минобрнауки России от 16.04.2021 №298 «Об утверждении требований к квалификационным работам», который сам по себе не запрещает использование внешних источников, но подчеркивает необходимость соблюдения академической честности [5].

Несмотря на очевидные преимущества, применение ИИ при написании научных работ вызывает серьезные опасения. Нарушение академической честности – автоматическая генерация текста может привести к фактам плагиата что противоречит этическим нормам образовательной деятельности.

Законодательство о защите интеллектуальной особенности, к примеру Гражданский кодекс Российской Федерации, часть IV требует соблюдения авторских прав и предотвращения недобросовестного использования контента, что затрудняет полное использование результатов работы ИИ [3].

В мировой практике некоторые университеты вводят отдельные правила, регулирующие работу с ИИ в своих внутренних документах. Например, Стэнфордский университет разработал принципы использования ИИ в научных работах.

В России на уровне образовательных организаций также появляются методические рекомендации по работе с ИИ, но они носят рекомендательный, а не обязательный характер.

В связи с формированием единого образовательного пространства в Российской Федерации, растет потребность в специалистах по информационному праву, обладающих глубокими знаниями в области современных информационных технологий. Сегодня происходит переосмысление подходов к эффективности, содержанию и методам обучения, что вызвано появлением новых образовательных программ для бакалавров, магистров и аспирантов в области информационного права, активно использующих электронное обучение и другие инновационные формы. Информатизация образования является приоритетом государственной политики. Уровень информационной и правовой подготовки юристов в условиях информационного общества определяется не только качеством и глубиной самого обучения, но и его непрерывностью, начиная с довузовского образования и заканчивая программами повышения квалификации. Современные тенденции в сфере использования информационных технологий в образовании требуют соответствующего правового регулирования, что и определяет актуальность и исследовательскую мотивацию. Вопросами организационно – правового обеспечения применения ИКТ в образовательной сфере уделяется недостаточно внимания.

Исходя из выше сказанного можно сделать выводы:

Интеграция образовательных технологий требует комплексного подхода, учитывающего педагогические, социальные, технические и этические аспекты. Современные исследования и практические разработки должны быть направлены на решение указанных вопросов для создания эффективной, доступной и безопасной образовательной среды.

Образовательные технологии обладают значительным потенциалом для трансформации образовательного процесса, однако их успешное применение требует комплексного подхода, учитывающего технические, педагогические и социальные аспекты. Для максимизации положительного эффекта необходимо создавать условия для адаптации технологий к образовательным целям и обеспечивать поддержку как преподавателей, так и обучающихся.

Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере высшего образования основано как на общих, так и на специальных принципах, которые могут быть выведены из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Внедрение искусственного интеллекта в образовательные технологии обладает большим потенциалом, однако требует аккуратного юридического и этического регулирования.

Использование ЭОТ открывает новые возможности для повышения качества и доступности образования, но требует внимательного отношения к правовым вопросам.

Для обеспечения законного, безопасного и эффективного использования ЭОТ необходимо:

- Разработать четкие нормативные акты и внутренние правила, регулирующее использование ЭОТ в образовательной сфере.

- Обучать преподавателей и учащихся правилам использования ЭОТ и ответственности за свои действия в онлайн – среде.

- Регулярно обновлять нормативные акты и правила в соответствии с изменениями в законодательстве и развитием технологий.

Только при соблюдении этих условий можно в полной мере реализовать потенциал ЭОТ и создать современную, эффективную и безопасную образовательную среду.

 

Список литературы:
1. Абдусаламов Р.А. Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере высшего образования в Российской Федерации. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023;(2):34-41. 
2. Апольский Е.А., Дерксен В.Э. Эпоха дистанционного образования: правовое регулирование, сложности и перспективы. Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества, сборник материалов международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2020. С. 196-201.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 г. 51 – ФЗ (ред. От 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1994- № 32.- Ст. 1274.
4. Памирский А.Э., Памирский И.Э., Маслова Е.Н., Голохваст К.С. К вопросу об изменении законодательства для нормативно – правового регулирования использования виртуальных технологий в образовательном процессе. Вестник юридических исследований. – 2024. - №1
5. Приказ Минобрнауки России от 16.04.2021 №298 «Об утверждении требований к квалификационным работам» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6. Рустикова Г.С. Правовое обеспечение цифровой трансформации образования в Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. наук – Москва, 2024. –23 с.
7. Федеральный закон от 27 июля 2006г. №152 – ФЗ (в ред. от 28 февраля 2025) «О персональных данных» // Российская газета. 29.07.2006 г. № 4131 5
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ (в ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2012 г. N 303