КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ КАК ВИД МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

CVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ КАК ВИД МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
COSMETOLOGY SERVICES AS A TYPE OF MEDICAL SERVICES: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS
Maryenkova Natalya Sergeevna
Student, Private Educational Institution of Higher Education Siberian Law University, Russia, Khanty-Mansiysk
Аннотация. В статье раскрываются особенности медицинских услуг на примере косметологических услуг. Автором акцентируется внимание на недостатках действующего российского законодательства в сфере нормативно-правовой регламентации данного вида услуг, на проблемах защиты прав потребителей, которым были предоставлены косметологические услуги ненадлежащего качества.
Abstract. This article explores the specifics of medical services using cosmetology as an example. The author highlights the shortcomings of current Russian legislation governing this type of service, as well as the challenges of protecting the rights of consumers who have received substandard cosmetology services.
Ключевые слова: защита, качество, косметологические услуги, медицинские услуги, потребитель.
Keywords: protection, quality, cosmetology services, medical services, consumer.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе социально-экономического развития особую значимость приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием отношений, складывающихся как в сфере улучшения внешнего облика, так и в сфере оперативного его изменения, и все чаще к таким методам обращаются не только знаменитости, но и обычные люди. Речь идет об изменении внешнего облика с целью удовлетворения эстетических потребностей.
Несмотря на большую востребованность данного вида медицинских услуг среди населения, тем не менее, остаются неразрешенными некоторые проблемы в сфере их нормативно-правовой регламентации, в сфере защиты прав потребителей, которым были предоставлены косметологические услуги ненадлежащего качества. Так, в частности, нами было установлено, что на законодательном уровне не раскрывается официальная дефиниция понятия «косметологическая услуга», что создает благоприятную почву для дискуссий и споров на доктринальном уровне. По результатам проведенного анализа различных авторских подходов [5, с. 66; 7, с. 272] к раскрытию его сущности и содержания представим следующее определение понятия «косметологическая услуга»: профессиональные действия медицинского персонала, осуществляемые на основании специального разрешения (лицензии), по лечению и устранению различных дефектов кожи, как врожденных, так и приобретенных, направленные на удовлетворение эстетических потребностей граждан.
В рамках анализа правового регулирования косметологических услуг, прежде всего, следует отметить, что одной из основных проблем действующего законодательства РФ в исследуемой сфере, является его разрозненный характер. Правовые нормы, раскрывающие особенности оказания косметологических услуг, представлены в нормативно-правовых актах различной юридической силы.
Договор оказания косметологических услуг является самостоятельным видом договора возмездного оказания услуг, регулируемого главой 39 части 2 ГК РФ [2].
Косметологические услуги являются одним из видов медицинских услуг. В этой связи, данные услуги также находятся в сфере нормативно-правового регулирования ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3].
Защита прав потребителей в сфере оказания косметологических услуг осуществляется различными способами, перечень которых представлен в ст. 12 ГК РФ [1, с. 12]. Наряду с нормами гражданского законодательства РФ защита вышеуказанных прав также реализуется посредством положений Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [4].
Система нормативно-правовых актов в сфере регулирования косметологических услуг включает в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты, а также акты ведомственного нормотворчества.
Любой вид медицинской деятельности строго регламентирован. Сказанное, в полной мере, относится и к косметологическим услугам. Врач-косметолог, как и любой другой врач, обязан проводить медицинские (косметологические) процедуры, вести документооборот и др. Таким образом, последовательность его действий детально регламентирована.
Перед проведением косметологической услуги исполнитель обязан провести предварительный осмотр заказчика (пациента) с целью установления возможных противопоказаний для их проведения, а также для оценки риска возможных неблагоприятных последствий после проведения данной процедуры. Пациент может самостоятельно оценить возможные последствия после проведения косметологической услуги, в том числе, неблагоприятные. Если исполнитель не совершает вышеуказанные действия, то он может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности [6, с. 124].
На наш взгляд, на уровне норм действующего гражданского законодательства РФ необходимо предусмотреть обязанность организации, оказывающей косметологические услуги, при заключении рассматриваемого договора прописывать в его тексте обязанность пациента пройти обязательное медицинское обследование перед проведением косметологической услуги. В ходе его проведения могут быть обнаружены медицинские противопоказания, наличие которых не позволяет получать такие услуги.
Также в рамках договора возмездного оказания косметологических услуг необходимо указать конкретный перечень услуг, которые будут оказаны пациенту и ожидаемые результаты в ходе проведения соответствующих косметологических процедур.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что одним из основных недостатков действующего российского законодательства в сфере правового регулирования оказания косметологических услуг является отсутствие возрастных ограничений к пациентам данного вида медицинских услуг. Сказанное свидетельствует о том, что косметологические услуги могут быть оказаны, в том числе, несовершеннолетним. Так, например, если ребенок родился с «заячьей губой» для исправления данного эстетического недостатка необходима ни одна пластическая операция. Зачастую родители желают исправить его как можно раньше, пока ребенок маленький. Однако, не всеми учеными и практикующими специалистами разделяется такой подход. Как свидетельствует положительный опыт зарубежных стран в исследуемой сфере многие государства на законодательном уровне установили запрет на проведение косметологических процедур лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста [8, с. 54]. По нашему мнению, российскому законодателю можно принять во внимание данный опыт зарубежных государства и предусмотреть на законодательном уровне запрет на проведение косметологических процедур лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Отечественное законодательство в сфере нормативно-правовой регламентации предоставления косметологических услуг на сегодняшний день находится в стадии развития и становления. Сказанное обусловлено тем, что рассматриваемая сфера медицинской деятельности в нашей стране является относительно новой, вследствие чего законодательство, направленное на ее детальную нормативно-правовую регламентацию, находится в процессе формирования. На практике могут возникать такие ситуации, когда гражданин делает несколько пластических операций в разных косметологических организациях (клиниках). При этом, в каждом случае врачу-косметологу необходимо установить – какие ранее косметологические вмешательства были проведены в отношении пациента, имеются ли у него медицинские противопоказания и др. На наш взгляд, упростить работу врача-косметолога в исследуемой сфере возможно посредством создания единой базы всех косметологических организаций, в которую будет вноситься информация о проведенных косметологических процедурах, сроках их проведения, медицинских противопоказаниях, индивидуальной непереносимости на отдельные медицинские препараты и др. Вышеуказанная информация в отношении каждого пациента должна быть систематизирована и обобщена в виде «электронных паспортов красоты».
Защита прав потребителей в сфере некачественного оказания косметологических услуг осуществляется способами, предусмотренными нормами действующего законодательства РФ. Потребитель самостоятельно выбирает конкретный способ защиты своего нарушенного права. По результатам проведенного анализа материалов правоприменительной практики нами было установлено, что на практике наиболее предпочтительными являются следующие способы защиты рассматриваемых прав: возмещение убытков (возмещение денежных средств, уплаченных по договору; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью; штрафы, неустойки, пени и др.) и компенсация морального вреда.
В рамках проведенного исследования нами было установлено, что институт компенсации морального вреда, несмотря на свою востребованность, тем не менее, характеризуется отдельными недостатками законодательной регламентации. Так, в частности, нами было установлено, что в нормах действующего законодательства остались неурегулированными вопросы о размере соответствующей компенсации, а также о порядке установления степени и глубины страданий. На наш взгляд, минимальные и максимальные размеры компенсации морального вреда должны найти свое законодательное отражение, это позволит применять на практике анализируемый институт более эффективно. Также нами было установлено, что в последние годы для решения вопроса о размере компенсации морального вреда все чаще стали назначаться судебно-психологические экспертизы, которые позволяют выявлять глубину и силу причиненных потребителю (пациенту) нравственных и душевных страданий. На наш взгляд, данная практика заслуживает повышенного внимания со стороны правоприменителя и более частой реализации по исследуемой категории дел (споров).
Таким образом, косметологические услуги являются одним из видов медицинских услуг, весьма востребованных на практике. В этой связи, законодательство в сфере их предоставления должно быть максимально полным и проработанным, исключающим проблемы и пробелы. Предложенные в рамках проведенного исследования рекомендации, позволят разрешить выявленные проблемы и усовершенствовать российское законодательство в рассматриваемой сфере.

