К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

CVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ON THE ISSUE OF DETERMINING THE OBJECTS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY
Oliferenko Ekaterina Pavlovna
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, North Caucasus State Academy, Russia, Cherkessk
Аннотация. В рамках настоящей статьи автором рассмотрена проблематика определения объектов надзора в сфере безопасности дорожного движения. В ходе исследования рассмотрены мнение ученых по заявленной проблеме. В заключении формулируется авторское понимание объектов прокурорского надзора в сфере безопасности дорожного движения.
Abstract. In this article, the author examines the problem of defining the objects of supervision in the field of road safety. The study examines the opinions of scientists on this issue. In conclusion, the author formulates his own understanding of the objects of prosecutorial supervision in the field of road safety.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, надзорная деятельность, организации, учреждения, поднадзорные объектов.
Keywords: prosecutor's office, prosecutorial supervision, supervisory activities, organizations, institutions, supervised objects.
Уровень травматизма, характеризующий состояние аварийности в системе транспортной безопасности, как правило сопровождается огромными потерями как морального, так и материального характера не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. В результате, мы имеем дело не только с устранением субъекта трудоспособного возраста из системы трудового взаимодействия, но и нарушение общего функционирования системы гражданско-правовых отношении. В этих условиях нельзя не отметить возрастающее значение прокурорской деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализируя статистическую информацию о количестве выявляемых прокурорами нарушений законодательства за 2024 год, можно отметить следующее: «в 2024 году выявлено более 232 тыс. нарушений в сфере безопасности дорожного движения, в целях их устранения опротестовано 33 тыс. незаконных правовых актов, внесено почти 55 тыс. представлений, в суд направлено 35 тыс. исковых заявлений. После прокурорского вмешательства более 31 тыс. должностных лиц привлекли к дисциплинарной ответственности, порядка 5 тыс. лиц – к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 330 уголовных дел. За прошлые годы количество выявленных нарушений в сфере безопасности дорожного движения возросло: за весь 2019 год прокуратура выявила более 177 тыс. нарушений в этой сфере, в первом полугодии 2021 года – около 126 тыс. нарушений» [5, с. 12].
Законодательной базой определен спектр организаций и учреждений, на которые распространяется надзорная деятельность органов прокуратуры. Так, согласно содержанию ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации к ним относятся: «федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций» [6].
Стоит отметить, что теоретической наукой не выработано единого понимания объекта прокурорского надзора. Не разделяя позиции данной группы ученых, считаем возможным отметить, что отдельные ученые склонны «отождествлять содержание таких понятий как «объект надзора» и «предмет надзора» [4, с. 91]. Поэтому считаем целесообразным проанализировать содержание тех мнений, которые не противоречат общепризнанным нормам.
Так, ряд отечественных правоведов «государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также деятельность, связанную с исполнением законов» [1, с. 17], либо «совокупность юридических и физических лиц, органов власти и хозяйствования, на которые распространяется компетенция прокуратуры» [3, с. 12] относят к поднадзорным объектам.
Самостоятельными объектами надзора, имеющими специфическое содержание в рамках исследуемой отрасли надзора, могут выступать:
саморегулируемые организации, которые в области обеспечения безопасности дорожного движения могут быть представлены профессиональными объединениями страховщиков;
государственные корпорации и государственные компании, осуществляющие детальность по строительству и реконструкции транспортной сети автомобильных дорог, например, таких как компания «Российские автомобильные дороги», получающие финансирование из федерального бюджета.
Таким образом, рассмотрев мнение ученых по данной проблемы, мы приходим к мнению, что под объектами прокурорского надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения можно отнести: «совокупность органов государственного управления (федеральные органы исполнительной власти, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления), организаций коммерческого и некоммерческого характера, их органов управления и руководителей, саморегулируемых организаций, государственных корпораций и компаний, участвующих в системе общественных отношений, возникающих и функционирующих в специально организованном пространстве для перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах транспортной сетке автомобильных дорог.
В.Б. Ястребовым данное понятие транслируется как «законность действий и актов, указанных в законе органов, организаций и лиц, на которых распространяется надзорная деятельность органов прокуратуры» [7, с. 14].
Учебное направление, представленное пособием «Прокурорский надзор за исполнением законов в области безопасности дорожного движения» выделяет «соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов, регламентирующих отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения» [2, с. 55] в качестве предмета данного направления.
Д.И. Барабаш приходит к выводу, о том, что предметом надзора в рассматриваемой сфере является «соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов, регламентирующих совокупность общественных отношений, возникающих в системе, специально организованной для перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств и без таковых в пределах дорог, включающей в себя социальные и технические элементы, направленные на создание положения максимальной степени защищенности их участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» [1, с. 18].
Таким образом, в научной сфере превалирует точка зрения, согласно которой именно «соответствие закону правовых актов и точное исполнение законов» отождествляется с предметом прокурорского надзора.

