Образовательно-воспитательный процесс в ВУЗе (на примере межвузовской олимпиады «Русская феня»)
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Образовательно-воспитательный процесс в ВУЗе (на примере межвузовской олимпиады «Русская феня»)
EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL
(On the "Russian Fenya" example of interuniversity Olympiad)
Ahkmetzyanov Lenar
Doctor of medical sciences, honoured worker of higher professional education of Russian Federation, professor, Regional Open Social Institute, Russia, Kursk
Аннотация. В статье описаны организационно-методические аспекты проведения межвузовской олимпиады среди бакалавров юридического направления по специфической теме: «Русская феня». Главная цель: привить навыки коллективной работы студентов в принятии управленческого решения. Косвенные задачи: оптимизация учебного процесса, формирование общекультурных компетенций, социализация личности студентов и демонстрация возможностей использования авторских инструментальных средств в учебно-исследовательском процессе.
Abstract. This article describes the organizational and methodological aspects of the Intercollegiate Olympiad among legal direction bachelors on a specific topic: "Russian Fenya". The main purpose: to instill teamwork skills of students in decision-making. Indirect tasks: optimization of the educational process, the formation of common cultural competence, socialization of the individual students and to demonstrate the copyright tools opportunities in teaching and research process.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда; компьютерные программы; инновация; социализация личности; педагогика; компетенции.
Keywords: electronic information-educational environment; software; innovation; socialization of personality; education, competence.
Внеаудиторная форма работы со студентами, многие годы является составной частью образовательного процесса на кафедре ИВТиА в РОСИ, и достаточно подробно описана нами в двух обобщающих публикациях [3; 5]. Специализированные методы внеаудиторной работы, именуемые как инновации или интерактивные методы, прошли экспертизу в Москве: музыкально-драматический спектакль "Борис Годунов" (Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16076 от 23.08.2010), «Информационно-просветительский проект: Интерактивный метод в изучении немецкого языка (лекция-концерт)» (Свидетельство о регистрации электронных ресурсов № 18603 от 17.10.2012), частично освещены в отечественной и международной печати [2; 4].
В настоящей статье описывается новая форма, которая прошла апробацию в мае текущего года: Межвузовская олимпиада «Русская феня». В основу актуальности проблемы легли результаты анализа состояния преступности в России и в Курской области, ее структуры и динамики, возрастного состава лиц, осужденных за преступления. Анализ преступности был неотъемлимой частью учебного процесса при изучении курса «Юридическая статистика», который автор статьи преподавал более 15 лет и располагал соответствующим статистическим материалом. Новизна исследования не подлежала сомнению, так как комплексный подход и современное инструментальное обеспечение данной работы проводилось впервые и еще не нашли отражения в литературе. Пробные, фрагментарные исследования мы начинали в начале 2000-х годов, и были довольны реакцией курсантов юридического института МВД России на данное исследование. Практическая значимость затрагивала разнообразные направления: оптимизация учебного процесса за счет активного участия студентов в исследовании и использование авторских инструментальных средств; формирование общекультурных компетенций и приобретение дополнительных специализированных знаний, необходимых юристу; социализация личности студентов (развитие чувства конкурентноспособности, коммуникабельности, выявление лидерских качеств).
Задачи исследования:
1.Познакомить бакалавров направления «Юриспруденция» с древним языком офеней.
2.Формировать логическое мышление и практические навыки работы в команде.
3. Проверка практических навыков умения работы с информационными технологиями.
Но, главная задача состояла в том, чтобы привить практические навыки умения работать в коллективе при выработке управленческого решения.
Следующим организационным моментом было составление плана и программы проведения олимпиады.
Объект исследования: три группы студентов-юристов: Курская академия государственной и муниципальной службы – «Крутяк» (10 человек), Курский государственный университет – «Черный нал» (6 человек), Региональный открытый социальный институт – «Паханы» (9 человек).
Предмет исследования: знания о неформальном языке субкультуры – «русская феня». Инструментальное обеспечение: авторская автоматизированная обучающая и контролирующая система «Spark» (Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л., Барышникова В.А. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 10132 от 12.03.2008), авторский психодиагностический комплекс «Познай себя» (Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 12151 от 12.01.2009); Электронный протокол результатов индивидуального тестирования (АОиКС «Spark»); MS Excel: электронная таблица «Протокол результатов испытаний» (Ахметзянова Д.Л.).
Методическое обеспечение: Основная литература – Р. Быков. Русская феня (http://cr-mp-money.belarusforum.net/t6-topic).
Дополнительная литература – В.И. Даль. Толковый словарь живаго великорусского языка, 1880; М.А. Грачев. Словарь тысячелетнего русского арго; М.А. Грачев. Словарь современного молодежного жаргона и др.
Дидактический материал: 280 тестовых задач на соответствие и 140 тестовых задач в кроссвордах (проф. Л.М. Ахметзянов); 20 типовых заданий эссе (Р.Л. Ахметзянова, ведущий специалист эксперт Управления Министерства юстиции РФ по Курской области); 30 домашних заданий эссе, подготовленных студентами; презентация «Русская феня» – 55 слайдов, сопровождаемая прослушиванием аудиозаписей произведений М. Шафутинского, В. Токарева, М. Круг, И. Слуцкого и др. исполнителей (проф. Л.М. Ахметзянов, М.Л. Ахметзянов).
Примечание: эссе представляет предложение, построенное на языке «фени».
Судейская бригада: председатель и независимый эксперт – полковник полиции, канд. социол. наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ В.Ф. Баркатунов; подполковник юстиции, канд.ист.наук, доцент Курского государственного университета А.М. Борисов; подполковник внутренней службы, канд. юрид. наук, доцент Курской академии государственной и муниципальной службы В.В. Попов; магистр международного права, зав. кафедрой «Гражданское право» РОСИ, доцент А.М. Черкашина. Секретариат: Сухачева Н., Каменева О. (студенты РОСТ).
Сценарий: Этап 1. «Пробник». Индивидуальная работа в «АОиКС «Spark». Режим работы «Учеба» (3 теста – 5 минут). Этап 2. Индивидуальная работа в «АОиКС «Spark». Режим работы «Контроль» (7 тестов – 15 минут). Этап 3. Индивидуальная работа в «АОиКС «Spark». Режим работы «Контроль» (3 кроссворда – 15 минут). Этап 4. Письменное заключение по «эссе», подготовленных руководителем проекта и консультантом (по 2 задачи на каждого студента – 10 минут). Этап 5. Работа коллективная. Студенты анализируют «эссе», выполненное соперниками (по 3 задания на группу).
Вместо предисловия:
Офени, одно из самоназваний прозвищ греческих торговцев-книжников, которые почти двести пятьдесят лет странствовали и торговали иконами и книгами.
По велению Екатерины II П. Паллас составил первый «Сравнительный словарь всех языков и наречий, собранных десницею высочайшей особы» (словарь суздальских торговцев).
Мир офеней возник из ниоткуда и ушел в никуда, оставив после себя тайный профессиональный язык – «феня»...
Многие из нас, не подозревая, употребляют в повседневной речи именно слова из русской «фени», напоминая о странной культуре русских ходебщиков и коробейников.
Именно офени были главными распространителями традиционной культуры и сыграли большую роль в становлении грамотности на Руси.
«Феня» – тайный язык коробейников, который описали в своих записках служивший в России в 1601-1630 годах голландец Исаак Маасс и служивший при русском дворе англичанин Ричард Джеймс.
Смешавшись с профессиональным жаргоном еврейских уголовников, «феня» стала звучать иначе. Так и появилась знаменитая "блатная музыка"[1].
Практическая часть: этапы 1 – 3 студенты работают индивидуально в «АОиКС «Spark». Результаты автоматически заносятся в электронный протокол и в случае конфликтных ситуаций, имеется возможность их просмотреть. Оценка выставляется в баллах в диапазоне от 0 до 100. Визуальную оценку, которая высвечивается на мониторе, ассистенты (два студента, не участвующие в олимпиаде) фиксируют на мобильный телефоны и передают в секретариат, где результаты вносятся в программу «Протокол результатов испытаний», тотчас проецируются на экран и становятся доступными для всеобщего обозрения и обсуждения. Задания четвертого и пятого этапов требуют специальных знаний и поэтому письменные заключения оцениваются судейской бригадой и передаются в секретариат. Программа суммирует результаты, и участники могут видеть как промежуточные, так и итоговые индивидуальные и коллективные оценки. Судьям остается заполнить протоколы испытаний, объявить результаты и наградить отличившихся студентов и команду.
Особенности проведения олимпиады: мероприятие проводится в дисплейном классе РОСИ, где функционирует 10 ЭВМ. За организацию прохождения первых трех этапов олимпиады отвечают лидеры команд. Самым сложным считается 5-й этап, который требует коллективной работы в расшифровке на русский язык задания, написанного на «фене», умения работы в интернет в поиске нужной информации и логического умозаключения.
Выводы:
1. Необходимость разработки и применения новых нестандартных приемов в воспитательно-образовательной сфере очевидна. Здесь нельзя ограничиваться шаблонами: посещение музея, театра, выставок, АРТ-фестивалей, которые в принципе носят пассивный характер. Мы в очередной раз ломаем стереотип и предлагаем формы, которые не только существенно расширяют границы УИРС/НИРС, максимально используют творческий потенциал студента, но и несут эмоциональную составляющую, развивая черты индивидуальной ответственности, коммуникабельности, лидерства и конкурентноспособности.
2. Исследования подтверждают ранее выдвинутый тезис, что инновационный процесс в вузе – процесс творческий, трудоемкий и коллективный, успех которого зависит от интеграции и квалификации специалистов разных сфер деятельности.
3. Трудоемкость при разработке методического обеспечения и программно-технического сопровождения для проведения межвузовской олимпиады «Русская феня» потребовала значительного интеллектуального и физического напряжения, а также материальных затрат и не соответствует нормативным показателям плановой учебной нагрузки, разработанным в Региональном открытом социальном институте.