Статья:

Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Криминалистика; судебноэкспертная деятельность; оперативнорозыскная деятельность

Выходные данные
Ештокин М.А. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 69-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Ештокин Михаил Александрович
старший дознаватель отдела (дознания, дисциплинарной и административной практики) регионального управления военной полиции (по Северному флоту), старший лейтенант юстиции, РФ, г. Мурманск

 

MILITARY POLICE OF THE RUSSIAN FEDERATION ARMED FORCES, WHILE IMPLEMENTING OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

 

Mikhail Eshtokin

Senior Investigator of the Department of Inquiries, Disciplinary and Administrative Practice at the Regional Administration of the Military Police (in the Northern Fleet),  the Senior Lieutenant of Justice, Russia, Murmansk

 

Аннотация. В статье раскрывается вопрос о возможности и целесообразности наделения военной полиции Вооруженных Сил РФ полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Abstract. The article reveals the questions of possibility and expediency to endure the Military Police of the Armed Forces of the Russian Federation with the power for implementation of operational search activity.

 

Ключевые слова: военная полиция; оперативно-розыскная деятельности; оперативное сопровождение.

Keywords: military police; operational search activity; operational support.

 

В настоящее время военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации является полноценным правоохранительным органом, имеющим свои полномочия по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ признает военную полицию, а точнее, начальников военной полиции, органом дознания, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам [2]. Однако, в настоящее время военная полиция не уполномочена проводить оперативно-розыскные мероприятия на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершенных военнослужащими, так как законодательно не является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

При этом сам статус и полномочия военной полиции имеют ряд интересных особенностей.

Во-первых, в соответствии с Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Устав военной полиции) [4] военная полиция уполномочена принимать меры по розыску военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил, т.е. совершать мероприятия, предусмотренные федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции меры, направленные на установление местонахождения военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, на оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывающихся от органов предварительного следствия или суда, осужденных военнослужащих, уклоняющихся от уголовного наказания, а также в розыске похищенного (утраченного) в воинских частях оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предметов, представляющих повышенную опасность, угнанных транспортных средств Вооруженных Сил и другого военного имущества Вооруженных Сил.

К данным мерам Устав военной полиции относит такие мероприятия, как получение справок, характеристик, иных документов и сведений от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, опрос военнослужащих и иных лиц; обследование местности в целях отыскания военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места несения службы), а также осмотр предметов и следов, имеющих отношение к совершенному преступлению или дисциплинарному проступку, организацию в необходимых случаях преследования правонарушителей и оцепление (блокирование). Внешне эти мероприятия очень напоминают оперативно-розыскные, однако, таковыми они называться не могут.

Во-вторых, военная полиция является полноценным правоохранительным органом, осуществляющим деятельность по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений, совершенных военнослужащими. Помимо этого военная полиция также осуществляет розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда [3; 4; 5]. То есть, по сути, она выполняет задачи, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) [5, cт. 13]. Однако, в статье 13 данного закона, такого органа, как военная полиция, нет такого, что на наш взгляд является определенным упущением.

Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что военная полиция Вооруженных Сил РФ обладает признаками органа, осуществляющего эту деятельность, проводит мероприятия, внешне и по содержанию напоминающие оперативно-розыскные мероприятия, исполняет поручения военных следователей на проведение отдельных процессуальных действий, взаимодействует с оперативно-розыскными органами по вопросам раскрытия и пресечения преступлений и т.д. По сути, данный орган осуществляет оперативное сопровождение процессов расследования преступлений, совершенных военнослужащими, однако оперативно-розыскным органом на сегодняшний день не является, и потому, не вправе проводить ряд мероприятий, предусмотренных Законом об ОРД.

Вместе с тем, наделение военной полиции полномочиями оперативно-розыскной деятельности также позволит решать вопросы качественного и оперативного сопровождения военных следственных органов при расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих. Одна из проблем отсутствия у военной полиции полномочий по оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что на сегодняшний день у военных следственных органов практически отсутствует оперативная поддержка со стороны оперативно-розыскных органов, предусмотренных Законом об ОРД. Единственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в Вооруженных Силах РФ и оказывающим оперативное сопровождение военным следователям, является Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Однако, их деятельность ограничена рамками вопросов борьбы со шпионажем, терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, представляющих угрозу Российской Федерации и т.д., а также резонансными уголовными делами.

Закон об ОРД в статье 13 предусматривает наличие в структуре Министерства обороны РФ оперативно-розыскного органа, а именно органы внешней разведки Министерства обороны РФ, оперативно-розыскная деятельность, которых ограничена вопросами обеспечения собственной безопасности.

Участие органов внутренних дел, как оперативно-розыскного органа, в процессе расследования преступлений, совершенных военнослужащими, кажется нам невозможной и нецелесообразной, поскольку основная часть воинских преступлений совершается в воинских частях, учреждениях и организациях, где деятельность сотрудников полиции, в том числе негласная, может оказаться безрезультативной и невозможной, ввиду отсутствия у оперативных сотрудников должной подготовки в вопросах взаимодействия военнослужащих.

Даже если не затрагивать расследование преступлений против военной службы, то следует отметить, что в Вооруженных Силах РФ также совершаются такие преступления, как кражи, грабежи, хранение и сбыт наркотических вещества и т.д., что в свою очередь требует качественной оперативной работы, но учитывая специфику места и характеристики личности преступников, выполнение этой работы целесообразно поручить специальному органу, знакомому с военной спецификой.

В связи с этим и возникает вопрос об оперативном сопровождении процесса расследования таких категорий преступлений, как преступления против военной службы. Сфера военной службы весьма специфична и достаточно секретна, поэтому и оперативно-розыскную деятельность в армии должен осуществлять специфический орган.

Вопрос о наделении военной полиции Вооруженных Сил РФ полномочиями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность актуален последнее время и потому, что 21 марта 2017 года Главное управление военной полиции Министерства обороны РФ выступило с предложением о наделении органов военной полиции полномочиями оперативно-розыскного органа, сославшись на объективную необходимость [1]. В частности предлагается разрешить военной полиции вести оперативно-розыскные мероприятия в целях реализации мер безопасности лиц, подлежащих госзащите, но только если производство этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

На наш взгляд решение данного вопроса необходимо, поскольку это позволит обеспечить военные следственные органы должной оперативной поддержкой [7, c. 196-198]. К тому же сотрудники военной полиции знакомы со спецификой военной службы, имеют всю необходимую для этого инфраструктуру и профессиональную подготовку. Расширение полномочий военной полиции в сторону неделания правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, позволит увеличить качество выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершенных военнослужащими в воинских частях, а также обеспечить должную охрану лиц, участвующих в уголовном процессе.

 

Список литературы:
1. Военная полиция просит разрешить ей вести оперативно-розыскную работу//Официальный сайт РИА − Новости  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ria.ru/20170321/1490510481.html (дата обращения 02.02.2021). 
2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред.от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ.в силу с 07.03.2021) // СПС «Консультант плюс»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 03.02.2021).
3. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 №4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_112629/ (дата обращения 06.02.2021).
4. Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред.от 21.12.2020) «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177125/ (дата обращения 26.01.2021). 
5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. От 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, № 160,  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  19.08.1995//https://rg.ru/1995/08/rozysk-site-dok.html (дата обращения 23.01.2021)
6. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://rg.ru/2014/02/04/voen-policiya-site-dok.html (дата обращения 07.02.2021).
7. Чувашова А. А. Правовые основы деятельности военной полиции вооруженных сил. // Молодой ученый. – 2020. – № 26 (316).