Совершенствование правовых и организационных вопросов деятельности участковых полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних в сфере противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Совершенствование правовых и организационных вопросов деятельности участковых полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних в сфере противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде
Improving legal and organizational issues of the district police and juvenile affairs inspectors in the area of combating religious extremism among young people
Sergey Kitaev
Master student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Moscow
Аннотация. Рассматриваются вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних в сфере противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде. Предлагаются пути совершенствования правового регулирования указанных служб органов внутренних дел.
Abstract. The issues of the activities of district police officers and inspectors for minors in the field of countering religious extremism among young people are considered. It suggests ways to improve the legal regulation of these services of the internal affairs bodies.
Ключевые слова: религиозный экстремизм; неформальные объединения молодежи; несовершеннолетние; участковый уполномоченный полиции; инспектор по делам несовершеннолетних.
Keywords: religious extremism; informal youth associations; minors; precinct police commissioner; juvenile affairs inspector.
Крайности в религиозных взглядах и связанные с ними негативные социальные явления находят свое отражение в экстремизме и представляют собой серьезные проблемы для безопасности общества и государства. Процессы глобализации экстремизма, в том числе и на религиозной почве, проникновение транснациональных экстремистских объединений на территорию Российской Федерации, вовлечение в их деятельность несовершеннолетних и молодых людей, заставляют принимать правовые, организационные и предупредительные меры по противодействию религиозного экстремизма.
В правовой литературе экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам, методам действий, подверженным как отдельными людьми, так и организациями, а также радикально отрицающие существующие в обществе нормы и правила [8, c. 19].
На самом деле, экстремизм – сложное явление, которое трудно увидеть, понять, измерить, и даже описать. А проявляется экстремизм в действиях личности, которые отличаются от действий, общепринятых в обществе. Различие заключается в убеждениях, взглядах, в отношении к чему-то или кому – то, чувствах, стратегии действий.
Экстремизм на религиозной основе — это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям, основу которого составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сопряженные с демагогией [7, c. 149].
В Федеральном законе № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. [1] в ст. 1 даётся определение экстремизма лишь путем перечисления конкретных деяний. Определения религиозного экстремизма законодательное закрепление не получило. Для выработки мер противодействия необходимо понимать это негативное явление и выделить ряд особенностей, которые свойственны религиозному экстремизму в молодежной среде:
· в основе всегда лежит идеология, которая базируется на отрицании инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных религиозных взглядов;
· во главе стоит лидер, который является безусловным авторитетом, вовлекает несовершеннолетних и молодых людей в экстремистские организации;
· преимущественно воздействие на сознание молодежи осуществляется путем уговоров, заинтересованности, обещаний различного рода, проявления к ним внимания и т. п.;
· к другим лицам, не разделяющим убеждения экстремистов, применяются насильственное подавление, чаще всего физическое воздействие;
· несовершеннолетним и молодым людям, разделяющим религиозные экстремистские взгляды свойственно деформирование сознания, которое выражается в негативном или безразличном отношении к остальному миру, его нормам, иным религиозным системам.
Противодействие проявлениям религиозного экстремизма в молодежной среде заключается в упорядоченном осуществлении правоохранительными органами ряда комплексных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения религиозного экстремизма; установление лиц, которые могли совершить преступления религиозно-экстремистского характера, и могли вовлечь молодых людей в противоправную деятельность и оказание на них соответствующего воздействия.
В целях противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде одним из основных субъектов специального криминологического воздействия являются органы внутренних дел Российской Федерации. Сотрудники подразделений органов внутренних дел в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют меры как общей профилактики, так осуществляют индивидуальную работу с молодыми людьми, причисляющими себя к неформальным объединениям религиозной направленности.
Необходимо отметить, что обязанности сотрудника полиции в осуществлении деятельности по противодействию религиозному экстремизму в молодежной среде недостаточно регламентированы законодателем. Следует привести мнение ученого Ю.Н. Старилова, который считает, что «обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина, главным образом, с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей» [5, c. 324].
Назначение полиции и основная цель ее деятельности закреплена в ст. 1 Федерального закона «О полиции» и определена как защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности. В данном постулате целеполагание полиции возможно рассматривать в качестве обязанности принятия мер по противодействию религиозного экстремизма.
К основной группе обязанностей, основной целью которых будет решение и выполнение задач и ее социального предназначения, следует отнести положения, закрепленные в ст. 12 Федерального Закона «О полиции» [2]. Среди них законодательно закреплены и обязанности по противодействию религиозному экстремизму в молодежной среде:
· по принятию мер на основании федерального закона, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
· участию в проводимых мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечения правового режима контртеррористической операции, а также обеспечения защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан.
Значительная роль в решении поставленных задач принадлежит подразделениям и службам, осуществляющим охрану общественного порядка, а именно, службе участковых уполномоченных полиции и подразделению по делам несовершеннолетних.
Роль названных служб в сфере борьбы с религиозным экстремизмом в молодежной среде наиболее важна, поскольку в компетенции и участковых уполномоченных полиции, и инспекторов по делам несовершеннолетних находится:
· выявление и устранение причин и условий правонарушений на закрепленных административных участках,
· выявление лиц, склонных к совершению преступлений и правонарушений, оказанию на них воздействия в целях недопущения с их стороны таких действий,
· проведению контрольных мероприятий с лицами, состоящими на учете,
· проведению профилактических мероприятий, направленных на недопущение проникновения в молодежную среду экстремистских воззрений.
Вместе с тем приходится констатировать, что на сегодняшний день деятельность участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних по данному направлению нормативно должным ли образом не определена.
Так, приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» в п. 2.1 закрепил обязанность инспекторов по делам несовершеннолетних в проведении индивидуальной профилактической работы лишь с теми несовершеннолетними, которые совершили правонарушения и преступления; осужденными к мерам наказания; не связанными с лишением свободы; освобожденными из мест лишения свободы [3]. Фактически вопросы же ранней профилактики в отношении несовершеннолетних, разделяющих экстремистские взгляды, и в частности, религиозного характера, остались без нормативного закрепления. Инспектора по делам несовершеннолетних в случаях выявления несовершеннолетних, разделяющих экстремистские взгляды, имеют право проводить беседы с ними, посещать по месту жительства только с согласия родителей или законных представителей, которые, в большинстве случаев, приверженность своих детей к неформальным объединениям считают шалостью, не придают серьезного значения, отказываются от правовой или иной видов помощи.
Не вносит ясности и раздел XI. «Организация работы с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности» названного Приказа, в котором дается определение группы несовершеннолетних антиобщественной направленности, то есть объединенных между собой по интересам двух и более несовершеннолетних, совершивших совместно антиобщественные действия, правонарушения либо преступные деяния, и приводятся направления по проведению мероприятий по переориентации или разобщению таких групп. В данном нормативном акте нет разъяснений, что следует считать антиобщественными действиями. Практически инспектора по делам несовершеннолетних не имеют правовых оснований для проведения контрольных мероприятий с лицами, входящими в экстремистские организации, если они не совершили противоправное деяние.
Автор вносит предложение о закреплении нормативных оснований о постановке на учет в органы внутренних дел несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным объединениям молодежи, в том числе и экстремистского характера.
Проанализировав Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», утвердившего Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [4], которое в настоящее время является основным нормативным документом правовой регламентации деятельности участковых уполномоченных, необходимо сделать следующие выводы.
В плане общей профилактики правонарушений в сфере религиозного экстремизма в молодежной среде одной из основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции является проведение профилактического обхода административного участка, закрепленного за ним. Сюда следует включить и ознакомление с жильцами квартир, жилых домов, встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке, встречи с представителями администрации торговых объектов, образовательных учреждений, учреждений культуры и т. д.
При совершении перечисленных действий участковый уполномоченный полиции обязан уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о распространителях экстремистских материалов; о лицах, занимающихся их производством или хранением с целью массового распространения; о лицах, организующих экстремистские организации, о лицах, вовлекающих несовершеннолетних и молодых людей в экстремистские организации. Следует также отметить, что в Наставлении не решен однозначно вопрос о проведении контрольных мероприятий с лицами, разделяющими экстремистские взгляды.
Участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу лишь с входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, только после того как они совершили административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Вопросы ранней профилактики с лицами, разделяющими экстремистские взгляды, сводится только к профилактическим беседам, без проведения с ними контрольных мероприятий.
Таким образом, в настоящее время в имеющихся нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних, не в полной мере закреплены обязанности представителей данных служб, связанные, в том числе, и с вопросами профилактики экстремистских проявлений религиозного характера.
Вместе с тем, учитывая значимость и важность совершенствования правоохранительных мер по противодействию экстремизма, в том числе и религиозного, назрела необходимость выделить в ведомственных нормативных правовых документах эти задачи участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних в отдельное направление, включающее как предупреждение экстремизма, так и собственно борьбу с ним, например, включение отдельных разделов «Организация работы с лицами, причисляющими себя неформальным объединениям молодежи» и указанием конкретных направлений деятельности по постановке на учет, по разобщению групп молодежи и.т. п.