Статья:

О некоторых вопросах политики государства в области социальной защиты инвалидов

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Морев А.С., Рузаева Е.М. О некоторых вопросах политики государства в области социальной защиты инвалидов // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 70-75.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О некоторых вопросах политики государства в области социальной защиты инвалидов

Морев Антон Сергеевич
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Рузаева Елена Михайловна
канд. юрид. наук, канд. пед. наук, доцент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

On some issues of state policy in the field of social protection of disabled persons

 

Anton Morev

student, Orenburg State University, Russia, Orenburg

Elena Ruzaeva

Candidate of Law, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Целью данной работы является проведение комплексного анализа осуществления политики государства в области защиты инвалидов. Выявлены проблемы проводимой политики и предложены пути их решения.

Abstract. The aim of this work is to conduct a comprehensive analysis of the implementation of the state policy on the protection of persons with disabilities. The problems of the existing policy are revealed and the ways of their solution are offered.

 

Ключевые слова: социальная защита; инвалид; политика государства.

Keywords: social security; disability; government policy.

 

Вопрос модернизирования политики государства в области социальной защиты инвалидов на сегодняшний день стоит довольно остро. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ на первый квартал 2018 года было признано инвалидами около 3,4 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек впервые [7]. Проанализировав статистические данные можно сделать вывод о том, что количество инвалидов трудоспособного возраста и детей - инвалидов увеличилось на 400 тыс. человек. Одной из самых актуальных проблем инвалидов в России, является проблема трудоустройства и занятости, в силу совокупности различных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку, а также отношение работодателей к людям с ограниченными возможностями (а точнее, к людям с повышенными потребностями).

В сегодняшних реалиях государство обязано решать вопросы, которые касаются социально-правовой защиты инвалидов, поскольку выполнение данной задачи необходимо для реализации принципа социальной направленности, реализация которого ведет к уменьшению социальной напряженности среди этой категории граждан. В любом социально-правовом государстве защита и реабилитация инвалидов не может обойтись без поддержки общества, да и государства в целом.

В юридической литературе толкование термина "социальная защита" можно найти как в узком, так и в широком смысле. По мнению Е.Е. Мачульской, под социальной защитой в широком смысле специалистами понимается деятельность государства, обращенная на обеспечение процесса создания и развития сформированной личности, обнаружение и последующую нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. В узком смысле социальную защиту следует трактовать как определенную совокупность правовых и экономических гарантий, с помощью которых обеспечивается соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижения социально-достойного уровня жизни [5, с. 4].

Т.К. Миронова полагает, что при всем многообразии определений социальной защиты в широком и узком смыслах слова основные особенности данного понятия должны охватываться одним определе­нием. Она выделяет два основных определения: социальная защита и система социальной защиты. Под социальной защитой автор понимает «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия». Совокупность институтов и комплекс описанных выше автор считает необходимым именовать системой социальной защиты [6, с. 20–21].

Делая анализ позиций ученых, можно сделать вывод о том, что социальная защита в широком смысле, в основном, определяется как деятельность государства и общества, направленная на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности человека. При определении понятия социальной защиты в узком смысле наблюдаются различные подходы. Часть ученных рассматривает социальную защиту как сово­купность гарантий, которые обеспечивают соблюдение социальных прав, иные сравнивают социальную защиту с социальной политикой, направленной на обеспечение достойного существования того круга лиц, который не в состоянии самостоятельно улучшить материальное положение.

При исследовании законодательного акта регулирующего отно­шения в сфере социальной защиты инвалидов, напрашивается вывод о том, что общее понятие социальной защиты не установлено, однако законодателем дается определение термину социальная защита инвалидов. Согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятель­ности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [1]. Под социальной поддержкой инвалидов законодатель понимает систему мер, обеспечи­вающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Возникает вопрос, почему система мер социальной защиты определятся законодателем без учета единого системообразующего основания. По нашему мнению, в тексте закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель не верно исключил из системы мер социальной поддержки инвалидов пенсионное обеспе­чение. Ошибочная формулировка понятия социальная поддержка привела к неверному определению понятия социальной защиты инвалидов.

Мы считаем, что на законодательном уровне понятие социальной защиты инвалидов следует заменить следующим содержанием: «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством мер, направленных на преодоление, компенсацию (замещение) ограни­чений жизнедеятельности и создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

В соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляемая политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав (согласно статье 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).

Для реализации национального законодательства и решения проблем связанных с социальной защитой инвалидов была разработана Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2020 гг., в рамках которой к 2020 году должны быть сформированы условия для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физи­ческому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [2].

Рассматривая государственную политику в области защиты прав инвалидов, можно отметить положительную тенденцию в развитии уровня социализации инвалидов. В Российской Федерации происходит постепенное преобразование дошкольных учреждений, школ и ВУЗов: появляются пандусы и расширяются дверные проемы. Однако, максимальную встревоженность вызывает не готовность и не желание, как здоровых детей, так и инвалидов, а также их родителей к совместному обучению. Так по результатам исследования проводимого Е.Р. Ярской-Смирновой, 59 % респондентов, как здоровых, так и инвалидов, полагают лучшим и самым правильным вариантом для обучения детей инвалидов специальные учебные заведения [7, c. 25]. Воздействие на развитие социальной защиты прав инвалидов оказывают следующие факторы:

· бытующие в обществе мнения о модели понимания инвалидности;

· представление инвалидов о себе;

· деятельность общественных организаций инвалидов в различных сферах: правовой, образовательной, трудовой, проведения досуга;

· транслируемый через СМИ образ инвалидов[4].

По нашему мнению, существенно увеличить эффективность государственной политики по защите прав инвалидов в современной России можно следующими способами: необходимо в первую очередь главным образом изменить модель восприятия инвалидов не только обществом, но и государством. Следует рассматривать их не с меди­цинской, а именно с социальной точки зрения.

Мы считаем, что необходимо улучшить уровень государственной поддержки рабочих мест. Одним из способов вступления инвалида в трудовую деятельность, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны, является обучение на рабочем месте, которое может помочь людям с инвалидностью справиться с заданиями и требованиями, связанными с новой работой. Когда работник обучается непосредственно на месте работы у него повышаются возможности трудоустроиться за счет изучения некоторых особенностей его будущей работы. Зачастую, на процесс обучения на рабочем месте должны выделяться субсидии, предназначенные работодателю. Дополнением к этому должен осуществляться контроль за соответствием рабочего места особен­ностям инвалида и современным технологиям. Главенствующей задачей центров должна быть точная оценка проф. пригодности инвалида. Оценку эту должны осуществлять специалисты по труду и профессиональному обучению, психологи и т. д. Они должны помочь инвалиду определиться со специальностью, распланировать курс индивидуальной подготовки в соответствии с его потребностями и привыкнуть к новой работе после его обучения. Не зависимо от государственных служб занятости к данной работе необходимо привлекать неправительственные и частные организации.

Политика государства, связанная с защитой прав инвалидов в нынешних реалиях должна формироваться, как определенная совокупность мероприятий, направленных на рост качества и уровня жизни инвалидов. Основы социальной политики, необходимые для осуществления защиты прав инвалидов должны закладываться на федеральном уровне посредством принятия законов, действующих на территории всей страны и обязательных к исполнению.

В заключении хочется отметить, что формирование политики государства в области социальной защиты инвалидов находится на переходном этапе. Можно сделать вывод о том, что, не смотря на все положительные аспекты проводимой политики государства в законодательстве отсутствует общее определение социальной защиты. Современное законодательство нуждается в модернизации - это необходимо для повышения эффективности реализации социальной защиты инвалидов. Государством не полностью решены вопросы, связанные с доступом инвалидов к объектам социальной инфра­структуры, а также необходимо изменить подходы к совместному образованию и дальнейшей трудовой деятельности здоровых людей и инвалидов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 32. - Ст. 4398.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 31. - Ст. 1798.
3. Аверина Е.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1.
4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб., и доп. – М., 2015. – 120 с.
5. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дисс… докт. юрид. наук. – М., 2016. – 65 с.
6. Новак-Каляева Л.Н. Классификация прав человека в контексте функцио-нальной взаимосвязи с государственным управлением // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013 № 4.
7. [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/
regional_news/7532-inna-kulikova-tochki-rosta-tyumenskoy-meditsiny. - Дата обращения: 05.04.2018.