Статья:

Правовые основы института банкротства в Российской Федерации

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Сапожникова Е.Ю., Чисников Р.А. Правовые основы института банкротства в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы института банкротства в Российской Федерации

Сапожникова Екатерина Юрьевна
заведующий кафедрой, канд. экон. наук, ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Чисников Руслан Алексеевич
студент гр. ТЗКТ31, ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Банкротство всегда было актуальной темой, ведь в данном случае возникают проблемы и нюансы у всех. У компании — формируются долги, которые нужно погасить, что приводит к трудностям. У кредиторов — возникают дополнительные сложности по возврату предоставленных средств, привлекая при этом иные силы для этого. У государства — не поступление в бюджет соответствующих налоговых сборов от всех участников процесса (организаций, кредиторов и так далее). Поэтому необходимо регулировать, с правовой точки зрения, процесс банкротства. В данной статье рассматриваются правовые основы института банкротства в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: банкротство; кредиторы; юридические лица; долги; суд; ущерб; несостоятельность; правовое регулирование банкротства.

 

Банкротство (несостоятельность) представляет собой неспособность юридического или физического лица, признанную арбитражным судом, удовлетворить требования кредиторов в полном объеме по финансовым обязательствам и (или) осуществить обязанность по возврату взятой суммы денег. То есть юридическое лицо, которое не способно вернуть задолженность в полном объеме, возвращает взятую сумму за счет собственного имущества и потом прекращает функционирование юр. лица или индивидуального предпринимателя. Оставшаяся задолженность, на которую у компании не хватило средств (при продаже всего имущества), аннулируется.

Банкротство в наше время очень распространено. Каждый год в арбитражные суды поступает много дел касательно несостоятельности юридических или физических лиц. В 2020 году по сравнению с 2019 годом арбитражные суды Российской Федерации рассмотрели существенно меньше дел. В 2020 году арбитражные суды рассмотрели 1,5 млн. споров, а в 2019 году их было 1,879 млн. Однако банкротств лиц по результатам «пандемийного» года стало больше, примерно, наполовину 74 600 в 2020 г. против 50 700 годом ранее [2].

Получается, банкротство влияет и на тех, кто не связан с коммерческой деятельностью — клиенты банков, туристических и страховых фирм, сотрудники компаний и так далее. По этой причине правовое регулирование банкротства нужно знать каждому. Система правового регулирования банкротства представлена в виде внутренней структуры института банкротства. В данной системе выделяют общую и особенную части (рисунок 1).

 

Рисунок1. Система института банкротства

 

В общей части содержаться нормы об определении и критериях банкротства; субъектах правоотношений, которые имеют отношения к данной несостоятельности, их базовых правах; иные требования, которые имеют отношения к правовой сфере данного процесса. Нормы данной части есть в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации[4], В Уголовном кодексе Российской Федерации (глава 22) [5], в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 14) [6], в главе I Закона о банкротстве № 127 [7] и в иных правовых актах.

Особенная часть представлена такими субинститутами, как: досудебная стадия банкротства (глава II Закона о банкротстве); судебная стадия несостоятельности (главы III–VIII Закона о банкротстве, глава 28 и другие нормы Арбитражного процессуального кодекса [8] и так далее); нюансы несостоятельности некоторых групп должников (главы IX, X Закона о банкротстве и другие); облегченные механизмы, используемые при рассмотрении дело банкротстве (глава XI Закона о банкротстве и прочее).

Для некоторых групп должников, согласно рисунку 1 (Особенности банкротства отдельных категорий должников), а также при применении упрощенного механизма рассмотрения дел о банкротстве, используются специальные нормы, корректирующие несостоятельность данных обанкротившихся граждан (главы IX, XI Закона о банкротстве). Затем (субсидиарно), касательно отношений, которые не попадают под требования специальных норм, используют правила глав I–VIII Закона о банкротстве (суммарные для всех организаций). В третью очередь используется та правовая база, которая предусмотрена отечественным законодательством о несостоятельности (к примеру, отечественный Арбитражный процессуальный кодекс). Если граждане, согласно Закону о банкротстве № 127, не попадают в «определенную группу должников», то правовое регулирование, в данном случае, реализуется правилами глав I–VIII Закона о банкротстве и иными правовыми актами в данной сфере.

Источники правового регулирования банкротства [3, с. 24–26]:

1. Конституция Российской Федерации (к примеру, часть 2 статьи 8, часть 3 статьи 55 и так далее) [9].

2. Кодексы Российской Федерации, в которых указываются нормы, правила и требования к банкротству (Гражданский, Арбитражный процессуальный, Уголовный, Налоговый [10], Кодекс об административных правонарушениях).

3. Федеральный закон № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» служит базовым источником, регулирующим банкротство.

4. Другие законодательные акты в данной сфере (к примеру, Федеральный закон от 09.07.2002 № 83–ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей») [11].

5. Подзаконные правовые акты (указы Президента России, постановления Правительства РФ, акты Минэкономразвития России и так далее) [3, с.25].

6. Судебные акты Конституционного Суда РФ [3, с. 26].

7. Постановления Пленума Верховного Суда и ВАС РФ [3, с. 26].

Подробно рассмотрим законодательную базу и правовое регулирование процесса банкротства. Несостоятельность компаний и индивидуальных предпринимателей корректируется статьей 65Гражданского кодекса и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процесс банкротства не касается казенных и религиозных организаций, а также политических партий. Государственное предприятие может быть банкротом, если это прописано в законодательном акте, на основании которого данная компания создавалась.

Причины, по которым должник приравнивается к банкроту:

1. Самый маленький период задолженности для признания банкротом юридического лица равняется 3 месяца от момента появления долгов. Однако, принимаются дела и по истечению 3 месяцев, а суммарный срок процесса может равняться 2 годам с учетом времени на санацию компании.

2. Самая маленькая сумма долга для юридических лиц составляет 300000 рублей, а для физических лиц и глав КФХ —500000 рублей.

Эти два основания для признания банкротом функционируют сообща, то есть недостаточно просто прописанного срока задолженности, либо суммы долга, нужно чтобы присутствовали эти два условия вместе для признания должника банкротом. По статье 24 Гражданского кодекса предприниматели по своим обязательствам отвечают всем имуществом, которое принадлежит им, за исключением одного жилища, земельного участка, личных предметов и иных объектов, которые нельзя взыскивать с граждан согласно российскому гражданскому процессуальному законодательству[1].

Таким образом, банкротство представляет собой определенное положение юридического и физического лица, в результате которого оно больше не в состоянии перед кредиторами отвечать по собственным финансовым обязательствам. Несостоятельность юридического или физического лица необходимо доказать и подтвердить в судебной инстанции. Причины для признания несостоятельным должника, а также механизм осуществления процедуры банкротства, права представителей данного процесса представлены в Федеральном законе № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В наше время данная процедура становится популярной и проблемной, от которой страдают все (должник, кредитор, государство). Поэтому необходимо прорабатывать и контролировать правовое регулирование в данной сфере. Актуальность вопросов банкротства в наше время доказывается огромной законодательной базой в данной сфере (Конституция и Кодексы Российской Федерации, Федеральный закон № 127–ФЗ и иные правовые акты, рассматривающие нюансы несостоятельности юридических лиц).

 

Список литературы:
1. Банкротство юридических лиц. Понятие, признаки, стадии, права кредиторов, правовые последствия. [Электронный ресурс]. URL: https://стройэксперт24.рф/blog/bankrotstvo-yuridicheskih-lits-ponyatie-priznaki-stadii-prava-kreditorov-pravovye-posledstviya/. Дата обращения (29.06.2021 г.).
2. Верховный суд подвел итоги работы судов за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29651/. Дата обращения (29.06.2021 г.).
3. Юлова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. С. Юлова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 413 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2021) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. 
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996.
6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002.
7. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002
8. 8."Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020 г.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998.
11. Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 09.07.2002 № 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014)