Статья:

Правовые проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Ештокин М.А. Правовые проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(52). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 47-52.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Ештокин Михаил Александрович
старший дознаватель отдела (дознания, дисциплинарной и административной практики) регионального управления военной полиции (по Северному флоту), старший лейтенант юстиции, РФ, г. Мурманск

 

PROBLEMS OF BRINGING MILITARY PERSONNEL TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY

 

Mikhail Eshtokin

Senior Investigator of the Department (inquiry, Disciplinary and Administrative practice) of the regional Military Police Department (for the Northern Fleet), Senior Lieutenant of Justice,  Russia, Murmansk

 

Аннотация. В статье анализируются правовые проблемы, возникающие при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Abstract. The article analyzes legal problems in attracting personnel to disciplinary action.

 

Ключевые слова: военнослужащий; дисциплинарный устав; дисциплинарный проступок; ответственность; дисциплинарное наказание.

Keywords: soldier; disciplinary statute; disciplinary offense; responsibility; disciplinary punishment.

 

В сoвременных условиях вопрос о возможности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, является одним из важнейших в сфере законности и правoпорядка.

Именно поэтому, этот вопрос с учетoм особенностей правового положения военнослужащих приобретает всё большую актуальность и является важнейшим юридическим средством укрепления воинской дисциплины.

Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушения, содержатся в общевоинских уставах, и прежде всего в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации [7].

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться ко всем видам юридической ответственности – дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной и уголовной ответственности [5, 6].

Специфика военной службы, особенности конституционного статуса военнослужащих обусловливают особенности их юридической ответственности. Например, военнослужащие за совершение ряда административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность в отличие от гражданских лиц.

Актуальность данного вопроса еще и обусловлена тем, что по сравнению с другими видами ответственности, процессуальные аспекты привлечения к дисциплинарной ответственности наименее отражены в действующем российском законодательстве.

В главе 3 ст. 47 Указа Президента РФ от 01.07.2014 № 483 [7] сформулированы основные положения по привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Так, в документе указано, что «Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» [7].

Как видно из вышеизложенного, одной из принципиальных позиций при привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащего является доказательство его вины.

Однако, на современном этапе серьезной проблемой выступает отсутствие правовой регламентации по ряду важнейших вопросов. Как известно, в практической деятельности разбирательство по вопросу совершения или не совершения дисциплинарного проступка военнослужащим основывается на уровне правовой грамотности и внутреннем убеждении лиц, обладающих правом налагать дисциплинарные взыскания. Однако, практика показывает, что ситуация такова, что зачастую это становиться субъективной причиной незаконного привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Безусловно, этот факт формирует отрицательное отношение к военной службе в Вооруженных Силах, как самих военнослужащих, так и граждан страны, и, как следствие, влечет за собой увеличение числа граждан, уклоняющихся от исполнения воинского долга.

Как известно, согласно установленным правовым нормам, за дисциплинарные проступки к военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности:

  • обычный или строгий выговор;
  • невозможность уйти в очередное увольнение из войсковой части или корабля;
  • отнятие нагрудного отличительного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании;
  • досрочное увольнение с контрактной службы;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • недопуск и исключение из военных сборов;
  • дисциплинарный арест, заключающийся в изоляции военного в гарнизонной или войсковой гауптвахте, при этом исключениями являются офицеры, лица женского пола и возрасте до 18 лет.

Безусловно, в качестве наказания не могут быть применены унижение человеческого достоинства, причинение виновному страданий или грубости.

Можно констатировать тот факт, что назрела необходимость в совершенствовании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации в части регламентации общих прав и обязанностей сторон дисциплинарного разбирательства [2]. Так, вышеуказанный Устав предусматривает, что разбирательство в отношении совершенного дисциплинарного проступка может производиться и в устной форме, без подкрепления какими-либо письменными доказательствами [2]. Данное положение влечет за собой нарушение принципа законности при разрешении вопроса о виновности военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, а также отсутствие полноты и всесторонности проведённого разбирательства. Указанное утверждение подтверждает необходимость наличия в материалах разбирательства письменного объяснения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок. Как справедливо уточнил С.Н. Бордин [1], а далее развил А.С. Храмов [8] – при во время разбирательства «следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству».

Одной из проблем, возникающей при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, выступает отсутствие возможности обжалования дисциплинарного наказания.

В п. 83 Дисциплинарного Устава Вооруженных сил РФ указано, что обжаловать наказание военнослужащий только лишь после его применения [2]. Сделать он это может в течение 10 суток с момента ознакомления с документом о наложении в отношении него дисциплинарного взыскания. Если такого не произошло, военнослужащий вправе в течение 10 дней, с момента выявления факта нарушения его прав, обжаловать вынесенное решение. Обращаться в таком случае военнослужащий может к вышестоящему командованию, в военный суд, или в военную прокуратуру.

Безусловно, данная норма закона ограничивает права военнослужащих на справедливое и объективное рассмотрение и разрешение дела.

Считаем, что необходимо в правовом порядке предусмотреть возможность предоставления права военнослужащему подать жалобу до фактического применения к нему дисциплинарного наказания, а для этого необходимо предусмотреть в законодательстве порядок обжалования, при котором исполнение дисциплинарного наказания возможно только лишь после рассмотрения жалобы, по существу.

В соответствие с Конституцией Российской Федерации [3] лицо не может быть дважды осуждено за одно и то же преступление. Однако, в современном правовом поле прослеживается следующее противоречие: в п. 32 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ [5] и в п. 89 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ [2] указано, что даже несмотря на применение к военнослужащему дисциплинарного взыскания, он не освобождается от уголовной ответственности за это правонарушение. Данное положение приводит к возможности применения двойной меры ответственности к правонарушителю, что является недопустимым. Полагаю, что в случаях осуществления уголовного преследования в отношении военнослужащего, от дисциплинарного наказания он должен быть освобожден.

Вместе с тем, также имеется необходимость правовой регламентации вопроса о не наложении дисциплинарного взыскания за административное нарушение, если военнослужащий уже понес за него административную ответственность.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности командир (начальник) должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным в результате проведенного разбирательства.

Отсутствие должной правовой подготовки у командиров воинских частей, а также назначаемых ими лиц для проведения разбирательств, приводят зачастую к необъективному, а в отдельных случаях незаконному привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, учитывая вышесказанное, необходимо констатировать тот факт, что в действующем российском законодательстве существует еще немало проблем, касающихся привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, которые требуют совершенствования.

 

Список литературы:
1. Бордин С.Н. О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. - 2014. № 5. – С. 24 - 28.
2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СЗ РФ. 2007. № 47 (часть I) ст. 5749.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. № 237.
4. Туганов Ю.Н. Дисциплинарная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Монография. Чита, 2007. – С. 106 - 107.
5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // СЗ РФ. 2007. № 47 (часть I) ст. 5749.
6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22 ст. 2331.
7. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.02.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // СПС «Консультант плюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72806/ (дата обращения 10.04.2021)
8. Храмов А.Р. Проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. // http://cscb.su/n/021501/021501012.htm (дата обращения 04.04.2021).