Статья:

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и философия политики, история и методология политической науки

Выходные данные
Колобкова Д.В. ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТРОЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 17-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

Колобкова Дарья Владимировна
студент Тверского филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Тверь

 

THE HISTORY OF THE DEMOCRATIC SYSTEM

 

Daria Kolobkova

Student of Tver branch of RANEPA, Russia, Tver

 

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей и тенденций развития демократии. В ней рассматривается как возник демократический строй в мире.

Abstract. This article analyses the characteristics and trends in the development of democracy. It examines how democracy emerged in the world.

 

Ключевые слова: демократия; политическая система; демократический режим; формы демократии.

Keywords: democracy; political system; democratic regime; forms of democracy.

 

С времен древних греков как теория, так и практика демократии претерпели глубокие изменения. Таким образом, в течение тысячелетий тип объединения, в котором практиковалась демократия, племя или город-государство, был достаточно мал, чтобы быть подходящим для какой-либо формы демократии путем собраний, или “прямой демократии”. Гораздо позже, начиная с 18 века, когда типичным объединением стало национальное государство или страна, прямая демократия уступила место представительной демократии  − трансформация настолько радикальная, что, с точки зрения гражданина древних Афин, правительства объединений, таких как Франция или Соединенные Штаты, могли бы вообще не казаться демократическими. Представительная демократия требует набора политических институтов, радикально отличных от всех предыдущих демократий.

Можно предположить, что демократия была создана в одном конкретном месте и в одно конкретное время, чаще всего − это Греция около 500 года до н.э. Факты свидетельствуют о том, что демократическое правительство в широком смысле существовало в нескольких регионах мира задолго до начала 5-го века.

Вполне правдоподобно предположить, что демократия в той или иной форме возникает естественным образом в любой хорошо ограниченной группе, такой как племя, если группа достаточно независима от контроля со стороны посторонних, чтобы позволить членам вести свои собственные дела, и, если значительное число членов, таких как старейшины племени, считают себя примерно одинаково квалифицированными для участия в принятии решений по вопросам, представляющим интерес для группы в целом. Это предположение было подтверждено исследованиями неграмотных племенных обществ, которые предполагают, что демократическое правление существовало среди многих племенных групп в течение тысячелетий, когда люди выживали за счет охоты и собирательства. В древних государствах демократия предполагала рабство, а также если демократия учреждалась приходом к власти малоимущем населением, то она предполагала кардинальные изменения для всех слоев населения [2, с. 148].

Большее неравенство в богатстве и военной мощи между общинами, наряду с заметным увеличением размера и масштабов типичного сообщества, способствовало распространению иерархических и авторитарных форм социальной организации. В результате народные правительства среди оседлых народов исчезли, чтобы на тысячи лет быть замененными правительствами, основанными на монархии, деспотизме, аристократии или олигархии, каждая из которых стала рассматриваться − по крайней мере, среди доминирующих членов этих обществ − как наиболее естественная форма правления.

Афинская демократия предвосхитила некоторые более поздние демократические практики, даже среди народов, которые мало или ничего не знали об афинской системе. В древних городах-государствах каждый гражданин имел право участвовать в принятии решений, которые касаются их жизни. А также значительная часть граждан так или иначе занимала один из выборных постов [1, с. 106].

До 17 века теоретики демократии и политические лидеры в значительной степени игнорировали возможность того, что законодательный орган может состоять не из всех граждан, как в Греции и Риме, и не из представителей, избранных олигархией или наследственной аристократией. Важный разрыв произошел вовремя и после Гражданских войн в Англии, когда радикальные последователи пуританства потребовали более широкого представительства в парламенте, расширения полномочий нижней палаты парламента, Палаты общин и всеобщее избирательное право для мужчин. Как и во многих политических инновациях, представительное правление явилось результатом не столько философских размышлений, сколько поиска практических решений очевидной проблемы. Демократия должна обеспечивать проведение в жизнь принципа отделения государства от церкви, но в то же время создавать условия для её свободной деятельности [3, с. 53].

В течение 20-го века число стран, обладающих основными политическими институтами представительной демократии, значительно возросло. В начале 21 века независимые наблюдатели согласились с тем, что более трети номинально независимых стран мира обладали демократическими институтами, сопоставимыми с институтами англоязычных стран и старых демократий континентальной Европы. Еще в одной шестой части стран мира эти институты, хотя и несколько несовершенные, тем не менее обеспечивали исторически высокий уровень демократического правления. В общей сложности в этих демократических и почти демократических странах проживало почти половина населения мира. Все классы пошли на уступки ради торжества принципа демократии, ныне народ участвует в претворение законов, путём избрания представителей исполнительной власти. Чем объясняется такое быстрое расширение демократических институтов? [4, с. 62].

Значительная часть объяснения заключается в том, что все основные альтернативы демократии древнего или современного происхождения потерпели политические, экономические, дипломатические и военные неудачи, которые значительно уменьшили их привлекательность. С победой союзников в Первой мировой войне древние системы монархии, аристократии и олигархии перестали быть легитимными. После военного поражения Италии и Германии во Второй мировой войне новая альтернатива фашизма также была дискредитирована, как и коммунизм советского образца после экономического и политического распада Советского Союза в 1990-1991 годах. Подобные неудачи способствовали постепенному исчезновению военных диктатур в Латинской Америке в 1980-х и 90-х годах.

Идеологические и институциональные изменения сопровождались изменениями в экономических институтах. Высокоцентрализованная экономика под контролем государства позволила политическим лидерам использовать свой свободный доступ к экономическим ресурсам, чтобы вознаграждать своих союзников и наказывать своих критиков. Поскольку эти системы были вытеснены более децентрализованным рынком экономики, власть и влияние высших государственных чиновников снизились. Кроме того, некоторые из условий, которые были необходимы для успешного функционирования рыночной экономики, также способствовали развитию демократии: свободный доступ к надежной информации, относительно высокий уровень образования, легкость передвижения и верховенство закона. По мере расширения рыночной экономики и роста и усиления влияния среднего класса общественная поддержка таких условий возрастала, что часто сопровождалось требованиями дальнейшей демократизации.

Развитие рыночной экономики способствовало распространению демократии и другими способами. По мере того как экономическое благосостояние больших слоев населения мира постепенно улучшалось, также повышалась вероятность того, что вновь созданные демократические институты выживут и будут процветать. Соответственно, широкое экономическое процветание в стране значительно увеличивает шансы на успех демократического правительства, в то время как широко распространенная бедность значительно увеличивает шансы на то, что оно потерпит неудачу.

В течение 20-го века демократия продолжала существовать в некоторых странах, несмотря на периоды острого дипломатического, военного, экономического или политического кризиса, например, в первые годы Великой депрессии. Выживание демократических институтов в этих странах отчасти объясняется существованием в их обществах культуры широко разделяемых демократических убеждений и ценностей. Такие установки приобретаются в раннем возрасте у старших поколений и, таким образом, укореняются в представлениях людей о себе, своей стране и мире. В странах, где демократическая культура слаба или отсутствует, как это было в Веймарской Республике Германии в годы после Первой мировой войны, демократия гораздо более уязвима, и периоды кризиса с большей вероятностью приведут к возврату к недемократическому режиму. Также представительная демократия может поспособствовать благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивая более полную реализацию политических свобод [5, с. 32].

 

Список литературы:
1. Гаджиев К. С. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Гаджиев. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство Юрайт, 2021. − 213с.
2. Ирхин Ю. В. Политология в 2 ч. − Ч. 1. − История политической мысли. / Ю. В. Ирхин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. − 370 с. 
3. Ланцов А. С. Политология: учебник для вузов / А. С. Ланцов. − М.: Издательство Юрайт, 2021. − 454 с. 
4. Малько А. В. Политология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. − М.: Издательство Юрайт, 2021. − 385 с. 
5. Пушкарева Г. В. Политология: учебник и практикум для вузов / Г. В. Пушкарева.− М.: Издательство Юрайт, 2021. − 295 с.