Статья:

Подрыв европейской идентичности как угроза европейской безопасности: миф или реальность?

Конференция: X Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Блинова Д.Е. Подрыв европейской идентичности как угроза европейской безопасности: миф или реальность? // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подрыв европейской идентичности как угроза европейской безопасности: миф или реальность?

Блинова Дарья Евгеньевна
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

The undermining of the European identity as a threat to European security: myth or reality?

 

Darya Blinova

student, Kuban state University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. Данная работа отражает современные проблемы европейской идентичности и их возможное влияние на процесс распада Европейского Союза. Уделено внимание историческим причинам возникновения межнациональных проблем в ЕС, а также указаны возможные способы предотвращения его распада.

Abstract. This work reflects contemporary issues of European identity and their potential impact on the process of disintegration of the European Union. Paid attention to the historical causes of ethnic problems in the EU and identifies possible ways of preventing its collapse.

 

Ключевые слова: ЕС, интеграция, культурные процессы, глобализация, брексит, сепаратизм, регионы, идентичность.

Keywords: EU, integration, cultural processes, globalization, brakcet, separatism, regions, identity.

 

Сегодня мир стоит на пороге множества неразрешенных проблем глобального и регионального масштабов. Становится все труднее регулировать общемировые политические, экономические, культурные и иные процессы, которые зачастую подрывают стабильность нормального международного взаимодействия, а также функционирование отдельных государств и развитие их регионов. К сожалению, неконтролируемый информационный поток, именуемый «информационной войной», преподносит ежедневно негативные сведения, которые становятся трагичной реальностью современного мироустройства. Это все порождает латентный хаос в общественном сознании, проявляющийся в деформации разума и ценностных ориентациях на фоне глобализации и выливающийся в различные недовольства, демонстрации и акции протеста относительно сложившегося государственного устройства и  миропорядка в целом. Подобного рода акции подпитываются на региональном или государственном уровне не только извне, но и изнутри. Все это создает благоприятную почву для процветания такой проблемы как сепаратизм, который создает обилие острых проблем в жизни не только развивающихся стран, но и развитых, а в особенности европейских, неся, при этом, за собой угрозу всей европейской безопасности как цепная реакция. 

Европейский регион, являясь эталоном интеграционного объединения на протяжении долгих лет, привлекает особое внимание к проблеме идентичности. В Европейском Союзе данная проблема является неординарной и особо опасной, так как существует на двух уровнях: на уровне союза и на уровне отдельных европейских государств.

Обращаясь к истории, стоит вспомнить слова «Отца Европы» Жана Омера Мари Габриеля Монне о том, что без объединения Европы произойдет ее самоликвидация или уничтожение. Безусловно, данный тезис является истиной, ведь, как показывает время, европейская идентичность на всех уровнях необходима Европе как воздух, так как именно она обеспечивает единство, согласие и солидарность в общеевропейском доме.

Однако по истечении более чем шестидесяти лет совместной жизни, европейские государства, жертвующие национальной и региональной идентичностью во имя общего благополучия, столкнулись с осознанием такой проблемы как – несовпадение исторических границ регионов в Европе с границами национальных государств. Сложившееся положение является бомбой замедленного действия, отделяющее теоретические требования от их практической реализации лишь приведением механизма в боевую готовность. Подобное состояние, несомненно, подрывает уверенность в стабильности и прочности Европейского Союза в целом, и создает угрозу безопасности на всем европейском пространстве, которое может вылиться в дезинтеграционные процессы в ближайшее время, а в перспективе, и к отделению наиболее враждебно настроенных регионов от стран, входящих в ЕС.

Понимание «неединой многоуровневой Европы» не складывалось одноэтапным образом, а формировалось на протяжении нескольких десятилетий параллельно с углублением интеграционного слияния. Фундаментом для подобного парадоксального образа мыслей служили различные факторы, как например: противоречие международно-правовых принципов; обстановка на международной арене; идеологические послабления; историческое прошлое того или иного народа; попытки определения места и роли укоренившихся мигрантов, проживающих в европейских странах; а также противоречия в самих регионах Европы в связи с разобщенностью экономических, идеологических, культурных и духовных факторов.

Унификация образа жизни в рамках ЕС наталкивает на то, что такое явление как «единство многообразия», являясь побочным эффектом интеграции, входит в фазу острого кризиса в связи с отсутствием четко выраженной объединительной цели, которая существовала долгие годы после подписания договора об учреждении европейского объединения угля и стали в 1951 году [1].

Все чаще слышатся громогласные заявления об отсутствии желания и стремления жить под одним крылом Европейского Союза в связи с отсутствием ощущения принадлежности к Союзу в целом, и с ухудшением национального самочувствия в регионах в частности. Более того, не редкостью  становятся попытки сохранения национальной и культурной идентичности с призывами проведения референдумов и иных политических акций, нацеленными на образование независимых государств. В связи с этим происходит размывание той самой «нейтральной» грани между сепаратистскими настроениями и стремлением сохранить культуру своей этнической группы в рамках того или иного государства.

Все это является закономерным следствием неоднородности в этнокультурном плане, что, зачастую приводит к противоречивости между потребностями меньшинств и коренного населения. В свою очередь, подобного рода неудовлетворенности приводят к попыткам обособления определенного этноса или иной группы в рамках страны. Такое дробление внутри государств, и в рамках ЕС в целом, не может привести к положительному результату, потому что стремление отделиться ведет лишь к закономерному распаду той или иной европейской страны,  и к строительству новых «малых» государств на месте «больших». Спустя некоторое время этот процесс может приобрести актуализацию и затем повториться вновь. Все это в итоге приведет к острым конфликтам, фрагментации и образованию хаотичных анклавов внутри тех самых «малых» государств. Итогом станет полная дестабилизация, утрата контроля и возврат в лоно зарождения европейской цивилизации.

Сегодня сепаратисты и автономисты в Европе борются против «империализма» испанского (баски, каталонцы, галисийцы), французского (корсиканцы, бретонцы, эльзасцы), итальянского (активисты Лиги Севера), а завтра они все вместе будут бороться против «европейского империализма» [2].  К сожалению, на деле данный процесс уже частично запущен в связи с заявлением Великобритании о выходе из ЕС в 2016 году. При этом учет мнения Шотландии остается неразрешенной проблемой, так как та не желает выхода. Такую проблему, по мнению политических лидеров Шотландии, можно решить лишь путем выхода из состава Соединенного Королевства. Кроме того, Первый министр Шотландии – Никола Стерджен уверила общественность в том, что проведение референдума по поводу выхода государства из состава Соединенного Королевства уже намечено на ближайший срок. Помимо всего прочего, по опросам, проведенным EMNID-Institut в ФРГ, каждый третий ее житель высказывается о необходимости пересмотра своего отношения к вопросу о членстве в ЕС со стороны властей. Не исключено, что такие заявления могут расколоть германское общество в будущем и стать причиной разрушения единого государства изнутри.

Опасность заключается в том, что подобного рода примеры не являются единичными. Такие локальные конфликты непосредственно связаны с межгосударственными противоречиями в рамках ЕС. По мере их увеличения возрастает и сама угроза распада Европейского Союза. При этом недовольства неумолимо возрастают и постепенно превращаются в «снежный ком» европейских проблем. В связи с этим, по моему мнению, необходимо уже сегодня предпринять ряд мер, которые позволят предотвратить разрушение этого увядающего интеграционного блока, а также предупредить ряд конфликтов на почве ослабления чувства идентичности.

Подобными мерами могут стать:

– создание обновленной концепции идентичности с учетом современного состояния, в связи с которой европейское общество осознает свою значимость в рамках европейских государствах и ЕС в целом;

– побудить заинтересованность у рядовых граждан ЕС в управлении европейскими институтами с той целью, чтобы они не считали их лишь оплотами наднациональной бюрократии;

– модифицировать структуру ЕС с учетом мнений больших и малых групп государств, входящих в него. Провести опросы и собрать необходимую информацию с пожеланиями граждан, а также проанализировать ее и предпринять на этой основе шаги к преобразованию европейских институтов;

– в связи с увеличением членства в ЕС государств, возникла ситуация торможения развития общеевропейской идентичности, поэтому следует не допускать более вступление новых участников в ЕС с целью предотвращения усиления тенденции разобщенности;

– внедрить подход «свобода единства», который будет предполагать уважение любого политического выбора (например, неосуждение того или иного европейского государства негласно за выбор построения двусторонних отношений с государством, не входящим в ЕС) страны-участницы ЕС на государственном или международном уровне в силу действия своего суверенитета.

Таким образом, недопущение взрыва Европейского Союза и регионов стран в него входящих, а также его сохранение являются приоритетными задачами европейского общества на ближайшее время. Несметное число глобальных проблем, традиционных и новых вызовов и угроз в современном мире доказывают потребность человечества в скоррелированности по всем направлениям не только в рамках европейского региона, но и во всем мире. При этом не стоит забывать, что для достижения цели построения общепланетарного дома, прежде всего, необходимо не допустить уничтожение европейского.

 

Список литературы:
1. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. 18 апреля 1951 г. 
// URL: http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36225.html(дата обращения 03.08.2017).
2. Нестеров А.Г. Европейская безопасность: вызовы и проблемы. Екатеринбург., 2008. С. 109.
// URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1753/6/1334665_schoolbook.pdf(дата обращения 03.08.2017).