Статья:

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Афонин А.Д. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 13-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Афонин Андрей Дмитриевич
аспирант Кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, РФ, г. Москва

 

EUROPEAN UNION ENERGY POLICY IN RELATION TO EASTERN EUROPE COUNTRIES

 

Andrey Afonin

post-graduate student at the Chair of political science and political philosophy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются отношения Евросоюза со странами восточной Европы, это Белоруссия, Молдова и Украина в сфере энергетики, а также анализируются отношения Белоруссии, Молдовы и Украины с Евросоюзом в сфере политики и энергетики и определяются примерные прогнозы и перспективы их дальнейшего развития.

Abstract. This article examines the EU's relations with the Eastern Europe countries, such as Belarus, Moldova and Ukraine in the energy sector. The relations of Belarus, Moldova and Ukraine with the European Union in the field of politics and energy are analyzed and approximate forecasts and prospects for their further development are determined.

 

Ключевые слова: энергетика; интеграция; Евросоюз; политика; Украина; Белоруссия; Молдова; энергетический рынок; Восточная Европа.

Keywords: energy; integration; European Union; politics; Ukraine; Belarus; Moldova; energy market; Eastern Europe.

 

Актуальность изучения такой тематики как отношения ЕС и Украины, Молдовы, Белоруссии обусловлена политическими, экономическими и энергетическими аспектами взаимодействия Евросоюза со странами постсоветского пространства на современном этапе. Для более эффективного планирования инвестиционных проектов и дальнейших перспектив развития сотрудничества с ближайшими соседями для РФ важно понимание динамики отношений Евросоюза с ними.

За последние два десятилетия важность энергетической политики как государственного, регионального и глобального фактора возросла [12]. С учетом треугольника широких и пересекающихся вопросов, связанных с экономикой, безопасностью и устойчивостью, энергетическая политика традиционно была ориентирована вовне - от энергопотребления к энергопроизводящим регионам [14]. Стремление к контролю над энергоресурсами превратилось в важнейший фактор мировой истории [2].

По мере того, как сдвиг в балансе сил между потребителями и производителями энергии продолжается, участники переговоров все чаще обсуждают то, что составляет энергетическую безопасность, и, в частности, государства-транзитеры энергии вносят все больший вклад в этот процесс переговоров.

После распада Советского Союза ЕС предложил странам постсоветского пространства новый инструмент взаимодействия, в виде Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Соглашения о партнерстве и сотрудничестве должны были заменить соглашение 1989 года, регулирующее торговлю с Советским Союзом [1].

Первыми странами, подписавшими СПС с ЕС в 1994 г., были Украина  (в силе с 1998 г.), Россия  (в силе с 1997 г.) и Молдова  (в силе с 1998 г.), затем Беларусь в 1995 г. и другие страны с 1996 г.

Политика Восточного партнерства ЕС, принятая в 2009 году, также охватила шесть постсоветских государств: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину [3]. Она была создана для поддержки политических, социальных и экономических реформ в этих странах с целью повышения демократизации и надлежащего управления, энергетической безопасности, защиты окружающей среды, а также экономического и социального развития.

Все перечисленные политические шаги и аспекты взаимодействия Евросоюза со странами постсоветского пространства Белоруссией, Молдавией, и Украиной обуславливают актуальность изучения данной тематики на современном этапе для лучшего понимания дальнейших перспектив развития сотрудничества.

Политика европейского соседства рассматривается как молодая и динамичная политика, направленная на продвижение и укрепление стабильности как на экономическом, так и на политическом уровнях, а также на модернизацию и демократизацию соседей ЕС, и адресована странам южного побережья Средиземного моря, а также на Украину, Беларусь, Молдову и республики Кавказа [9].

Что касается экономической интеграции восточных соседей во внутренний рынок ЕС, очевидно, что зона свободной торговли очень далека от реализации для некоторых членов. В 2010 году Беларусь присоединилась к таможенному союзу с Россией и Казахстаном, что сделало практически невозможной свободную торговлю с ЕС [7].

Молдова и Украина формируют свою внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с требованиями ЕС, установленными в Соглашении об ассоциации с Европейским союзом (Молдова и Украина подписали соглашения в 2014 году). Согласно Е.Ф. Черненко, касательно Украины, и элиты, и общественное мнение принципиально проевропейски настроены и, по крайней мере декларативно, поддерживают обусловленность союза с Европой [12]. Так, например, 60% украинцев поддерживают вступление Украины в Европейский Союз, 52% выступают за вступление страны в НАТО. Об этом свидетельствуют переданные украинскому агентству УНИАН (как отмечается на сайте УНИАН https://www.unian.net/static/about – подписчиками и клиентами «УНИАН... являются... Служба безопасности Украины и другие») результаты социологического исследования. «В декабре 2019 года выросла поддержка проевропейского вектора развития страны: 60% поддерживают вступление в Евросоюз (в ноябре - 57%), 52% поддерживают вступление в НАТО (48% - в ноябре, соответственно)» - говорится в сообщении. Данный опрос проводился украинской социологической группой «Рейтинг» с 13 по 17 декабря 2019 года среди населения Украины [13]. Есть более ранние социологические исследования, которые также подтверждают усиление проевропейского вектора настроений украинцев. Так, по результатам исследований, проведенных в 2013 и 2014 годах фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» (как отмечается на сайте фонда https://dif.org.ua/about – «Фонд... разрабатывает аргументированные предложения... в области... интеграции в сообщество европейских демократий»), число граждан, которые предпочитают членство в ЕС, возросло с 46% (в декабре 2013 года) до 57% (в декабре 2014), постепенно возрастая до 64% в декабре 2019 года. В то же время значительно уменьшилось число сторонников вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана - с 36% (2013 год) до 16% (2014 год), в дальнейшем продолжая снижаться до 13% в декабре 2019 [8].

При подробном рассмотрении особенностей энергетического аспекта взаимодействия Евросоюза с Белоруссией, Молдавией и Украиной, и анализе перспектив дальнейшего энергетического взаимодействия с ЕС, можно сделать следующие выводы.

Из-за своих скромных природных ресурсов Беларусь полагается на импорт из России для удовлетворения большей части своих потребностей в энергии. В 2014 году Беларусь, Казахстан и Россия подписали учредительный договор, а в 2015 году был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Беларусь участвует в выполнении многочисленных межгосударственных и международных договоров в области энергетики, включая участие в Соглашении Содружества Независимых Государств (СНГ) о координации межгосударственных отношений в энергетической сфере, а также в Соглашении о параллельной работе энергосистем стран СНГ.

Целью энергетической политики Беларуси является обеспечение надежной и устойчивой энергетики при одновременном снижении зависимости от импорта энергии и повышении финансовой стабильности энергетического сектора. Возобновляемые источники энергии и энергоэффективность признаны средством достижения этих целей, но большая часть изменений в энергетическом секторе будет произведена за счет новой атомной электростанции в Островце, частично введённой в эксплуатацию в 2020 году.

В целом по отношениям Белоруссии и ЕС можно сказать, что текущая ситуация в Беларуси высветила хрупкое состояние, в котором все еще находится порядок европейской безопасности.

Один из основателей молдавского Центра политики и реформ Штефан Глигор (как ныне утверждается на сайте Центра https://cpr.md/en в разделе «Наша миссия», «...мы будем продвигать европейскую интеграцию Молдовы») считает, что сегодня существует всего два сценария развития дальнейших событий в молдавской политике. «Первый – очень плохой, когда правительство Кику продолжит свою работу, второй – отставка правительства Кику – будет катастрофическим и продолжительным. Второй сценарий приведёт к тому, что Партия социалистов одержит безоговорочную победу на президентских и парламентских выборах независимо от того, когда они произойдут», – констатировал Глигор. Глигор также уточнил, что ситуация в политике Молдавии непредсказуемая и может в любой момент измениться на прямо противоположную [4].

Членство Молдовы в СНГ не помогает стране достичь такой цели как европейская интеграция. Тем не менее, это необходимо главным образом для поддержания углубленного сотрудничества между Россией и Молдовой.

Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Республикой Молдова было подписано в июне 2014 года и полностью вступило в силу с июля 2016 года. С момента временного применения Соглашения с сентября 2014 г. Молдова получила выгоду от DCFTA с ЕС [6]. Эта система преференциальной торговли позволила Молдове получить выгоду от снижения или отмены тарифов на свои товары, а также от расширения рынка услуг.

ЕС поддерживает усилия Молдовы разными способами. Он предоставляет политические рекомендации Министерству энергетики по ряду крупных энергетических вопросов, а также предоставляет рекомендации правительству по решениям, вытекающим из программы Энергетического сообщества.

Энергетическая политика Молдовы сосредоточена на улучшении интеграции на региональных рынках, укреплении энергетической безопасности, более строгом соблюдении директив ЕС, увеличении выработки электроэнергии и продвижении мощностей энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

Сотрудничество Украины и ЕС в области энергетики направлено на повышение энергетической безопасности, конкурентоспособности и стабильности, что необходимо для содействия экономическому росту и достижению прогресса на пути к интеграции на европейский рынок [4].
      ЕС поддерживает Украину в обеспечении стабильного, процветающего и демократического будущего для своих граждан, в русле интересов ЕС.

Новая Энергетическая стратегия Украины до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность» была утверждена 18 августа 2017 года [11]. Геополитическая напряженность в отношениях с Россией, которая может привести к значительной потере доходов от транзита украинского газа, считается основным риском.

Четыре сценария состояния отношений между ЕС и Украиной в 2030 году были разработаны командой со всей Украины. Сценарии не пытаются предсказать будущее, но предлагают различные картины возможного и правдоподобного будущего. Они могут быть полезны, позволяя лицам, принимающим решения, и заинтересованным сторонам адаптировать свои стратегии, чтобы достичь или избежать определенного сценария.

Два сценария описывают процесс успешного продвижения Украины в Европейский Союз. В сценарии «Шоссе» демократическая Украина становится полноправным членом ЕС к 2030 году. На «Дороге с ограничением скорости» достигнуты значительные успехи в принятии европейских стандартов, превратив страну в мост между ЕС и Россией.

С момента запуска Европейской политики соседства в 2003 году Европейский Союз становится все более и более вовлеченным в проблемы в странах Восточного соседства. В целом, через Восточное партнерство ЕС должен быть готов вмешаться и помочь этим странам справиться с их экономическим и политическим кризисом.

При более подробном рассмотрении проблематики отношений ЕС со странами восточной Европы был сделан акцент на особенностях энергетического аспекта взаимодействия Евросоюза с Белоруссией, Молдавией и Украиной, и анализе перспектив дальнейшего энергетического взаимодействия с ЕС.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что степень проработанности энергического аспекта взаимоотношений ЕС с Белоруссией, Молдавией, и Украиной довольно большая. Тем не менее, именно специфический междисциплинарный подход к проведению исследования энергетической тематики делает уникальной данную работу.

 

Список литературы:
1. Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям // МГИМО  [У] МИД России No 7 [27] / 2007 URL: https://mgimo.ru/files2/y12_2011/214195/az-27.pdf – С. 4
2. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство : пер. с англ. / З. Бжезинский; Збигнев Бжезинский. – Москва : Междунар. отношения, 2004. – ISBN 5713311961.
3. Восточное партнерство // Европейская служба внешних связей URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/30602/Восточное%20партнерство (дата обращения: 02.07.2021) 
4. Глигор: Есть два сценария - плохой с правительством Кику и катастрофический с его смещением // Молдавские ведомости URL:  http://www.vedomosti.md/news/gligor-est-dva-scenariya-plohoj-s-pravitelstvom-kiku-i-katas (дата обращения 10.07.2021)
5. Н. М. Антюшина, А. И. Бажан, В. Б. Белов  [и др.] Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук – 2014. С. 704 – ISBN 9785981530385
6. Опрос: более 60% украинцев поддержали вступление страны в Евросоюз // РИА Новости URL:  https://ria.ru/20200121/1563675105.html (дата обращения 10.07.2021)
7. Пересмотр Европейской политики соседства // Совместное коммунике для Европейского парламента URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/neighbourhood/pdf/key-documents/151118_joint-communication_review-of-the-enp_russian.pdf дата обращения  (01.07.2021) 
8. Пилипенко И.В. Пищик В.Я. Бунич Г.А. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах - членах Евразийского экономического союза / Санкт-Петербург : Издательство «Наукоемкие технологии», 2019. – С. 976 – ISBN 9785604271049
9. Семенова В. Г. Политические проблемы интеграции стран таможенного союза // Перспективы интеграционного сотрудничества: Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, практических работников, Саратов, 27 мая 2013 года. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2013. – С. 115-121
10. Среди украинцев выросла поддержка проевропейского вектора развития страны - опрос // Информационное агентство УНИАН URL: https://www.unian.net/society/10801361-sredi-ukraincev-vyrosla-podderzhka-proevropeyskogo-vektora-razvitiya-strany-opros.html (дата обращения 10.07.2021)
11. Хлопов О.А. Новые подходы к определению понятия «Энергетическая безопасность» // Наука без границ. 2020. №3 [43]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-energeticheskaya-bezopasnost  (дата обращения: 06.07.2021) 
12. Черненко Е.Ф. Энергетическая составляющая политики России в зеркале геоэкономики // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-sostavlyayuschaya-politiki-rossii-v-zerkale-geoekonomiki  (дата обращения: 06.07.2021)
13. Шишкина, О. В. Конкуренция России и ЕС как ключевых внешнеполитических партнеров Белоруссии, Молдавии, Украины / О. В. Шишкина // Конкуренция и конфликтность в мировой экономике и политике, Москва, 05–06 декабря 2012 года / Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2013. – С. 127-133
14. Энергетическая стратегия Украины: плюсы, минусы и риски документа // Информационное агентство «Интерфакс-Украина» URL: http://reform.energy/analitics/energeticheskaya-strategiya-ukrainy-plyusy-minusy-i-riski-dokumenta-2776 (дата обращения 28.06.2021)