Статья:

Азиатско-Тихоокеанский вектор политики Российской Федерации в условиях трансформации системы международных отношений

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Горохов Г.С. Азиатско-Тихоокеанский вектор политики Российской Федерации в условиях трансформации системы международных отношений // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 22-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Азиатско-Тихоокеанский вектор политики Российской Федерации в условиях трансформации системы международных отношений

Горохов Глеб Сергеевич
студент, Дальневосточного федерального университета, РФ, Владивосток

 

Аннотация. В статье рассматриваются причины активизации политики России в Азиатско-Тихоокеанском направлении в условиях трансформации системы международных отношений. Основными причинами выстраивания азиатского вектора внешней политики называются кризис в отношениях Россия-Запад и необходимость развития как трансграничного региона в АТР.

 

Ключевые слова: АТР; Дальний Восток, международные отношения; экономическое сотрудничество.

 

В 2000 году президент России В.В. Путин заявил о том, что Россия должна развиваться именно как евроазиатская держава, поэтому интеграция в АТР является неотъемлемой целью внешнеполитической доктрины Российской Федерации.

Вот уже на протяжении почти двух десятилетий российская политика в восточном направлении активизируется и становится практическим воплощением стратегии развития дальневосточного региона в качестве национального приоритета на 21 век и укрепления позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Поворот страны на Восток связан, в том числе, и с последними событиями на международной арене, в которые Россию втянули западные партнеры, с необходимостью ответа на санкционные действия. Российская Федерация, утратив некоторые партнерские связи на западе, увеличила усилия в поиске таких же связей в АТР. И, безусловно, азиатско-тихоокеанское направление, которое и ранее было прио­ритетным, в условиях трансформации системы международных отношений получило особую поддержку от руководства.

Сегодня дальневосточные регионы переживают кардинальные перемены в своей экономической жизни. Государственная политика отражает особенное место Дальнего Востока на политической карте, его роль в интеграции и развитии отношений с АТР. В регионе внедряется целый комплекс экономических институтов, направленных на дальнейшее развитие Дальнего Востока России как трансгра­ничного региона, способного привлечь инвестиции и вывести страну на новый уровень взаимоотношений со странами самого динамично развивающегося региона мира.

После распада советского союза и, фактически, исчезновения порядков двухполярного мира, Россия начала подстраиваться под новые условия системы международных отношений. Постсоветская политическая и экономическая элита страны была ориентирована на развитие отношений с победителями холодной войны – США и Европой. В итоге, в наследство от 90-х годов страна получила серьезные имиджевые потери в АТР, а также утратила большую часть политических и экономических контактов.

В конце XX века, когда в тихоокеанском пространстве протекали процессы целенаправленной передачи новейших технологий и формирования новых индустриальных стран, влияние Российской Федерации в регионе постоянно ослабевало, и, на рубеже XXI века государство осталось в изоляции от АТР, а значит, на периферии большинства мировых процессов развития. Россия не смогла выработать целостную концепцию политики в регионе, а также, по отношению к отдельным странам. Политические решения носили реактивный и выжидательный характер, а отдельные конструктивные действия не были объединены единой стратегией участия страны в регионе.

Ситуация начала меняться только с началом нового периода Российской истории, в начале XXI века, когда наше государство стало восстанавливать утраченные связи не только в западном мире, но и во всех других направлениях. За десятилетие Российская Федерация стала участницей большинства многосторонних организаций и структур АТР: АТЭС, АСЕАН, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Азиатская парламентская ассамблея (АПА) и другие. За последние 17 лет Президент России совершил более 30 визитов в страны азиатско-тихоокеанского региона, что позволяет говорить об активизации межгосударственного диалога на высшем уровне.

Факт признания России важным актором на тихоокеанском направлении подтверждают:

· проведение в 2012 году во Владивостоке саммита АТЭС, одной из главных организаций региона, на страны-участницы которой приходится 40 % населения, более 50 % мирового ВВП и около 40 % мировой торговли.

· проведение с 2015 года международного ежегодного экономи­ческого форума ВЭФ на площадке кампуса ДВФУ, участниками которого являются главы ключевых стран азиатско-тихоокеанского региона, а также крупнейшие представители бизнеса данного макрорегиона.

В 2013 году президентом В.В. Путиным была утверждена Концепция внешней политики РФ, подтверждающая возрастающее значение закрепления позиций России в Азиатско-тихоокеанском регионе, в связи с принадлежности нашей страны к этому самому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда постепенно смещается центр тяжести мировой политики и экономики. В соответствии с данным документом, Россия заинтересована в участии в интеграционных процессах в АТР, с целью использования возможностей региона при реализации стратегий экономического роста Сибири и Дальнего Востока [1]. В этом же году в послании Федеральному собранию Владимир Путин объявил подъём Дальнего Востока общенациональным приоритетом на весь XXI век. И в итоге, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

То есть, к тому времени, российское руководство полностью осознало, что Россия – пятая экономика АТР, обладает существенным, но до сих пор не раскрытым потенциалом увеличения внешнеэко­номических связей в данном пространстве, а также то, что технологии и капитал из стран АТР могут служить драйвером развития российского Дальнего Востока. Государство начало предпринимать серьезные шаги по улучшению инфраструктуры ДФО, привлечению инвесторов, стало действовать целенаправленно и системно.

Новым мощным стимулом для развития и активизации деловых и экономических контактов на восточном форпосте страны послужил кризис системы международных отношений и ее дальнейшая трансформация, ярко проявившаяся в 2013-2014 гг.

Стремительные изменения на международной арене и цепочка политических катаклизмов ознаменовали «революцию» в мировой политике. Небывалый подъем антиглобализма и правого популизма на Западе, миграционная волна, поглотившая Европу, выход Великобритании из Евросоюза, победа внесистемного кандидата на президентских выборах в США, а также беспомощность между­народных организаций, служивших опорой международной системы безопасности, перед лицом множащихся региональных конфликтов, все это потребовало от российских властей поиска альтернатив во внешнеполитической доктрине, и в связи с этим, поворот России в сторону Азии стал объективной частью сдвига парадигмы с довольно глубокими последствиями.

Стоит отметить, что событием, формально втянувшим РФ в глобальные мировые кризисные процессы стал украинский кризис в 2013-2014 гг. С течением времени стало понятно, что данный локальный конфликт – это лишь одно из многих проявлений трансформации международных отношений, далее последовали конфликты на Ближнем Востоке, КНДР, ИТД. Но именно «украинский вопрос», присоединение Крыма к России и следовавшие за этим санкции и контрсанкции, за короткий промежуток времени привели к серьезному ухудшению отношений РФ с Западом и активизации усилий по укреплению своего влияния в других частях света. Былая заинтересованность России в развитии отношений со странами АТР переросла в стратегическую необходимость [2].

Сегодня видны изменения в текущих ориентирах и целях в азиатско-тихоокеанской внешней политике страны. Речь идет не столько о восстановлении связей и интеграции в геополитическое пространство АТР, а о серьезном демонстративном укреплении контактов со всеми возможными партнёрами в регионе, поддержи­вающими РФ в противостоянии на Западе, или сохраняющими нейтралитет. Это можно объяснить, с одной стороны, защитным маневром, поиском укрытия в Азии, которое бы нейтрализовало усилия Запада по международной изоляции России и смягчило негативный эффект экономических санкций. Но, с другой стороны, такие шаги выходят за рамки текущих проблем, и соотносятся с поставленной РФ целью – покончить с ориентированным на Запад и ведомым США миропорядком, и максимально эффективно использовать изменения в системе международных отношений [3].

Таким образом, несмотря на то, что Россия граничит со многими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, состоит во множестве региональных экономических и правовых организациях, потенциал развития отношения не раскрыт полностью. В конце XX века РФ утратила многие контакты с азиатскими партнерами и понесла серьезный имиджевый ущерб. Экономические, политические, социальные риски не позволяли использовать весь объем инструментов межгосударствен­ного сотрудничества.

Достижения на азиатско-тихоокеанском направлении можно с полным основанием отнести к успехам современной российской дипломатии. После распада Советского Союза Москве пришлось с чистого листа начинать выстраивать отношения со странами АТР. Предстояло определить роль и место России в мозаике региональных связей, в отношении региональных организаций.

Сегодня же, Россия имеет дружеские, фактически бесконфликтные отношения почти со всеми странами региона, является участницей почти всех многосторонних организаций и структур. Региональные государства не выдвигают каких-либо препятствий, тем более непреодолимых, для движения России в различных сферах в регион, и влияние РФ в АТР стремительно усиливается.

В совокупности вышеперечисленные предпосылки (трансформация системы международных отношений и необходимость развития Дальнего Востока) стали стимулом для того, чтобы сделать ставку на развитие отношений со странами АТР и превратить Дальний Восток России в важнейшую интеграционную площадку, привлекательную для внешних инвесторов. Первостепенной задачей России стала не просто политическая и экономическая интеграция Дальнего Востока в регион «тихоокеанского кольца», а интеграция на новом уровне, на уровне равного партнерства в миропорядке без «западного гегемона».

 

Список литературы:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) 18 февраля 2013. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/ asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 Дата обращения: (13.12.2017).
2. Коломейцева, Н.А, Наливайко П.Н. Реализация государственных интересов на Дальнем Востоке России в условиях азиатско-тихоокеанского вектора развития страны [Электронный ресурс] / Н.А. Коломейцева // Вестник Башкирского университета. – 2015. - № 20. – С. 656-660. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23854322.
3. Горохов Г.С. Институты развития как инструмент региональной политики на Дальнем Востоке России [Электронный ресурс] / Г.С. Горохов // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. – 2017. – С. 69-72. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29191236.