Статья:

ХАРАКТЕР ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Международное право

Выходные данные
Солихов Ф.С. ХАРАКТЕР ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(64). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕР ДОГОВОРА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Солихов Фарход Сатторович
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

THE NATURE OF THE CONTRACT FOR THE CARRIAGE OF GOODS BY ROAD

 

Farkhod Salikhov

Master's student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

 

Аннотация. Анализ гражданско-правового договора предполагает обязательное установление его характера. В этой связи автором применяются формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования заявленной проблематики. Посредством их использования определен характер договора автомобильной перевозки грузов. Автором сделан вывод о реальном характера данного договора.

Abstract. The analysis of a civil law contract presupposes the mandatory establishment of its nature. In this regard, the author uses formal-legal and comparative-legal methods of research of the stated problems. Through their use, the nature of the contract for the carriage of goods by road is determined. The author concludes about the real nature of this agreement.

 

Ключевые слова: автомобильная перевозка грузов; характер договора; международная перевозка грузов.

Keywords: road cargo transportation; nature of the contract; international cargo transportation.

 

Автомобильная транспортировка грузов является важнейшей составляющей грузооборота любой страны в условиях современности. В период существования СССР данная сфера правоотношений не была урегулирована должным образом, так как советское законодательство не предусматривало норм, посвященных обязательствам, возникающим из договоров перевозки грузов. Апервые содержание договора автомобильной перевозки грузов было законодательно регламентирована в нашей стране с принятием части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее – ГК РФ). Однако следует отметить, что законом предусмотрено общее понятие договора перевозки грузов, вид транспортного средства, посредством которого она производится законодателем не детализирован.

Понятие договора автомобильной перевозки грузов можно вывести, исходя из анализа ст. 785 ГК РФ. Это соглашение, регулирующее отношения по перемещению грузов с помощью автомобильного транспорта, состоящее в обязанности перевозчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Видами транспортных обязательств (договоров), по мнению И.А. Иващенко, являются «договоры перевозки, договоры об организации перевозок, вспомогательные (сопутствующие) договоры. Также автор выделяют следующие виды договоров перевозок: перевозка грузов, перевозка пассажиров, перевозка багажа (грузобагажа), перевозка по железной дороге, воздушные перевозки, морские перевозки, автомобильные перевозки, речные перевозки (внутренние воды)» [2].

Исследование понятия гражданско-правового договора требует разрешения вопроса, каким договор является по своему характеру: реальным или консенсуальным? Относительно этого имеются неоднозначные точки зрения советских и современных ученых-правоведов.

В частности, Х.И. Шварц полагал, что договор перевозки грузов по своему характеру является консенсуальным. В качестве аргумента тому автор выдвигал тот факт, что при заключении договора на автомобильную перевозку грузка у перевозчика не возникает предшествующей этому заключению обязанности предоставить транспортное средство, а у грузоотправителя не возникает обязанности его загрузить [3, с. 17].

Той же позиции придерживались О.С. Иоффе [4, с. 560], Г.П. Савичев [5, с. 27], М.Е. Ходунов [6, с. 14], Г.А. Елдашов [7, с. 17] и др. Они считали, что специфика автомобильного транспорта предполагает первоначальное достижение соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок, то есть заключение договора перевозки. И только после этого на основании заключенного договора перевозочные средства направляются к пункту погрузки.

Анализируя данный подход, следует отметить, что большинство из указанных выше ученых исследовали содержание договора перевозки грузов в советский период, отличавшийся несколько иным укладом хозяйственных отношений, а также их нормативно-правовой основой. Этим обусловлено то, что договором автомобильной перевозки грузов вышеобозначенные авторы называют договор об организации перевозок грузов (регламентирован в ст. 798 ГК РФ), что справедливо отмечено Е.Л. Мариненко [8].

Действующий ГК РФ четко разграничивает обозначенные виды договоров в ст. ст. 785 и 798, что существенно отличается от положения вещей в советском праве.

В пользу реального характера договора перевозки грузов выступали В.А. Егиазаров, Е.Л. Мариненко [8] и др. Так, В.А. Егиазаровым указывалось, что данный договор можно считать заключенным только с момента фактического принятия перевозчиком груза. Именно это требует его отнесения к числу реальных договоров [9, с. 88].

Е.Л. Мариненко аргументирует реальность договора автомобильной перевозки грузов тем, что его формой является транспортная накладная. При этом она полагает, что словосочетание «договор перевозки груза заключается посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (заявки)» законодателем внесен для удобства. И решающим является «к исполнению», которое обозначает тот факт, что договор перевозки заключается не в момент, когда перевозчик только принял заказ (заявку), а когда начал его исполнение, то есть, посредством подачи транспортного средства под погрузку и встречного предъявления груза грузоотправителем.

В связи с этим автор акцентирует внимание на следующем: «… тем самым законодатель подчеркивает длительность процесса, а моментом заключения договора автомобильной перевозки груза является момент принятия перевозчиком предъявленного отправителем груза вместе с заполненной транспортной накладной, что подтверждает реальность данного договора» [8].

Таким образом, договор автомобильной перевозки грузов является по своему характеру реальным видом договора, поскольку юридическое значение имеет момент фактического принятия перевозчиком груза, что осуществляется с использованием транспортной накладной.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (редю от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410; 2020. – № 52 (ч. 1). – Ст. 8602.
2. Иващенко И.А. Понятие и виды договора перевозки груза // Инновационная наука. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-dogovora-perevozki-gruza/ (дата обращения: 16.04.2022).
3. Шварц Х.И. Договор автомобильной перевозки. М.: Госюриздат, 1955. 200 с.
4. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 880 с.
5. Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М.: Юрид. лит., 1967. 184 с.
6. Ходунов М.Е. Правовые вопросы перевозок прямого сообщения. М.: Госюриздат, 1960. 67 с.
7. Елдашов Г.А.о. Гражданско-правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 28 с.
8. Мариненко Е.Л. Реальность или консенсуальность договора автомобильной перевозки грузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realnost-ili-konsensualnost-dogovora-avtomobilnoy-perevozki-gruza/ (дата обращения: 16.04.2022).
9. Егиазаров В.А. Транспортное право. М.: Юстицинформ, 2011. 250 с.