Статья:

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСТАНА В КОЛОНИАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Выходные данные
Маманов М.А., Гапарова Б.А. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСТАНА В КОЛОНИАЛЬНУЮ ЭПОХУ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСТАНА В КОЛОНИАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Маманов Муратали Абдиллаевич
преподаватель, Ошский государственный университет, Кыргызская Республика, г. Ош
Гапарова Бурулай Аширбековна
магистрант, Ошский государственный ууниверситет, Кыргызская Республика, г. Ош

 

THE JUDICIAL SYSTEM OF KYRGYZSTAN DURING THE COLONIAL ERA

 

Muratali Mamanov

Teacher, Osh State University, Kyrgyz Republic, Osh

Burulai Gaparova

Undergraduate, Osh State University, Kyrgyz Republic, Osh

 

Аннотация. В статье рассматривается судебная система Кыргызстана в колониальную эпоху, особенности судебной системы Кыргызстана, особая роль народных судов в судебной системе. В «Положениях» (1865, 1867, 1886 гг.), разработанных царским правительством, рассматривается влияние существующей судебной системы в крае и реформирование судебной системы киргизскими властями.

Abstract. The article discusses the judicial system of Kyrgyzstan in the colonial era, the features of the judicial system of Kyrgyzstan, the special role of people's courts in the judicial system. In the "Regulations" (1865, 1867, 1886), developed by the tsarist government, the influence of the existing judicial system in the region and the reform of the judicial system by the Kyrgyz authorities are considered.

 

Ключевые слова: Суд биев; Народный суд; Аильные суды биев; Волостные биев; Шариат; Судебная система.

Keywords: Court of biys; People's court; Ayil courts of biys; Volost biys; Sharia; Judicial system.

 

Правовая история кыргызов претерпела сложную трансформацию на разных этапах их государственности и в период вхождения в состав других государств, но сохранила свой быт, культурное наследие и формы судопроизводства [1].

До XIX века казии в Кыргызстане были судьями, а споры и другие вопросы между кочевыми и коренными народами решались на основе обычного права (обычая) и исламского права (шариата). Так продолжалось до вхождения Киргизии в состав царской России. После присоединения Киргизии к России судебная власть с образованием Туркестанской области (1865 г.), а затем генерал-губернаторства (1867 г.) ввела в Туркестанской области новое административное управление и Временное положение об управлении Туркестанской областью. Края (1865 г.) «Менеджмент. Положение 1865 г. сохранило суды судей за поселенцами и судей за кочевниками.

Сенатор К. К. Согласно ревизии Туркестана Палена, в Туркестане существует три вида народных судов: 1) для оседлого населения Сырдарьинской, Самаркандской, Ферганской и Семиреченской областей, 2) для кочевого населения той же области и 3) для Закавказских областей Реформа судебной системы органов власти Кыргызстана в соответствии с «Положением». Существует три уровня суда: военный суд, суд, основанный на общих законах империи, и народный суд.

Народный суд подразделяется на аильные суды, волостные курултая судей и внеочередной курултай судей. В статье анализируются функции и законы народного суда, а далее отмечаются «Положения» и изменения в судебном процессе кыргызского народа. Среди кочевого населения численность народных судей была значительно выше, чем у оседлого населения, т. е. их было не менее четырех в одной волости и по одному в каждой сельской общине.

В традиционном кыргызском обществе, основанном на кочевых условиях, обычное право формировалось в течение длительного периода времени как совокупность традиций, обычаев и традиций, которые уточнялись, применялись и практиковались. Несмотря на влияние ислама, обычай оставался традиционной нормой, регулирующей общественные отношения кыргызов.

Начало второго этапа реформы традиционного кыргызского общественного самоуправления началось в 1867 г. с учреждением Туркестанского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Семиреченская и Сырдарьинская области. Н. Южаков отмечал, что Россия решила «навсегда присоединить новую территорию к империи, но не оттягивать столь слабое правление, а ввести в него гражданское правление, соответствующее характеру народа в соответствии с местными условиями» [4].

«Положение» 1867 г. ввело порядок реформирования кочевых и оседлых народов с сохранением обычного и шариатского (а не политического) местного самоуправления. В разделе «Положения» принятого в 1867 г. «Положения» были рассмотрены новые нормы и принципы судоустройства, и начался новый этап судебной реформы. Были созданы три судебных органа: военный суд, основанный на общих законах империи, и народный суд. Статьи 130-135 этого «положения» гласят, что местное население (кочевое, оседлое) и другие народы, проживающие на территории области, подвластной империи, судятся на основании общих законов, указанных в «положении». Согласно статье 130, «военный суд будет преследовать кыргызов и сартов за государственную измену, нападение на военный транспорт и почту, настраивание их племен против правительства, убийство чиновника и убийство любого, кто хочет обратиться в христианство, а также в христианство. Статья 131, напротив, предусматривает уголовное дело по общим законам империи: грабеж, разбой (кроме захвата заложников), нападение на купеческий караван, поджог, сопротивление властям, хищение казенного имущества. Статья 133 Положения гласит, что уголовные дела, переданные в военный суд и общий суд империи, в том числе о захвате заложников и убийствах друг друга кыргызами, рассматриваются народным судом.

С принятием «Положения» в 1867 г. судебная власть была отделена от административной администрации. Согласно Положению суд присяжных и суд присяжных были оставлены первыми судами и переименованы в «Народный суд». В Семиреченской области были оставлены судейский суд, судейский суд в Ферганской области и судейский суд для кочевого населения. Как отмечал Н. И. Гродеков, в 1867 г. были введены следующие виды судов: 1. Частный суд судей 2. Съезд большевистских судей 3. Чрезвычайный съезд судей. Система «народного суда» делится на сельский суд, большевистский съезд судей и чрезвычайный съезд судей. Народная судебная система усилила влияние шариата на традиционные обычаи, общественно-политические изменения, особенно под влиянием ислама.

С присоединением Киргизии к Российской империи в интересах империи было создано новое административное управление. Во-первых, одна из основных целей реформы заключалась в том, чтобы ввести «положения», чтобы ослабить власть традиционных местных танцоров манап. Вторым было ослабление крупного родоплеменного строя, основанного на принципе «раздельного правления», внедрение системы управления с легкими политическими и экономическими целями. В Семиреченской и Сырдарьинской областях начался новый этап судебной реформы с тремя судами: военным судом, общим судом на основе имперского права и «народным судом». «Положение» 1867 г. включало следующие три инстанции кочевого народного суда: 1. Земские суды 2. Учредительный съезд судей 3. Чрезвычайный съезд судей. Согласно Положению, все гражданские и уголовные дела рассматриваются частным судом. Другие тяжкие уголовные дела имеют право быть рассмотренными с согласия обеих сторон или в судебном заседании через представителя, избранного виновным [5].

По вновь принятому «Положению» 1886 г. имперское правительство стремилось усилить свой контроль над кочевой судебной властью. С принятием в 1886 г. Статута колониальные власти стали усиливать свою политику в отношении судебной власти. Это «Положение» было утверждено на постоянной основе и в него был внесен ряд изменений по сравнению с «Проектом» 1867 г. Убийство, грабеж, кража со взломом и изнасилование предстали перед судом присяжных. Согласно статье 65 Положения, уездные начальники полагались к штрафу до 15 рублей или к семи суткам ареста за неповиновение распоряжению правительства, неуважение к представителям царской власти, нарушение общественного порядка и драку. Волостных правителей штрафовали на 3 рубля или сажали в тюрьму на 3 дня за неповиновение властям. Устав 1886 ввел прокурорский надзор за народными судами, созвал съезд народных судов с участием уездного начальника и представителя военного губернатора и начал принимать правила. Основной целью разработки, изменения и дополнения устава была колонизация территории Туркестана, национализация земель, политическое управление и подчинение судебной власти царской власти.

Царское правительство разрабатывало новые проекты и положения об управлении Туркестанской областью с целью сохранения традиционных институтов киргизского судоустройства, приближения судоустройства к российскому праву, усиления контроля над судоустройством, устранения народных судьи. Особенно в южной части Кыргызстана, в исторической ситуации танца и судей, усилилось взаимодействие обычаев и законов шариата в социальной сфере.

Колониальная политика, несмотря на «отвержение» и «исключение» ислама, была вызвана политической ситуацией для усиления своей политики в отношении ислама. Из-за религиозной ситуации в Ферганской долине власти, опасаясь влияния шариата, пытались приблизить народное судоустройство к общему закону, реализовать планы постепенной ликвидации кочевого судопроизводства. Народный суд был упразднен только в советское время.

В заключение следует отметить, что с момента установления своей административной власти в Туркестане Российская империя проводила политику упразднения традиционных прав кочевников и приближения судебной системы к российскому праву.

 

Список литературы:

  1. Батырбаев Б. С. Правовые взгляды Ж. Баласагына в Средневековье в работе «Благодатное знание» // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2015. №5. С. 133-135.
  2. Рыспаева Г. С. История развития суда с участием присяжных заседателей // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. 2013. С. 345-351.
  3. Пален К. К. Народные суды Туркестанского края (Отчеты по ревизии Туркестанского края) Санк-Петербург, 1909. С. 3-39
  4. Южаков Н. Д. Итоги 27-летнего управления нашего Туркестанским краем / Н. Д.Южаков. – СПб.: Б.и., 1891. – С.17
  5. Токтакун кызы Гүлнура “Кыргыздардагы сот системасынын тарыхы” (XIXк. экинчи жарымы, XXк. башы) диссертациялык иши, Бишкек 2020, 95-98 бб.
  6. Положение об управлении Туркестанского края 1886 г.СПб. § 134
  7. Сопубекова Н. Т. Судоустройство Кыргызстана в период нахождения его в составе Кокандского ханства и Российской империи (XIX - начало XX вв.) // Бюллетень науки и практики. − 2020. − Т.3 (6). − С. 338-345.