Статья:

МАРКИРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ КАК ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Потаскаева Ю.И. МАРКИРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ КАК ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(80). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МАРКИРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ КАК ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потаскаева Юлия Игоревна
студент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), РФ, г. Челябинск
Спиридонова Алена Вячеславовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), РФ, г. Челябинск

 

MARKING OF CERTAIN TYPES OF GOODS AS OBJECTS OF TRADING ACTIVITY

 

Yulia Potaskaeva

Student, South Ural State University (national research university), Russia, Chelyabinsk

Spiridonova Alyona

Candidate of juridical sciences, associate Professor, South Ural State University (national research university), Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов о правовом регулировании деятельности в области маркировки товаров в контексте действующего законодательства РФ. Рассматривается ответственность за нарушение соответствующих требований в области маркировки товаров.

Abstract. The article is devoted to the issues of legal regulation of activities in the field of labeling of goods in the context of the current legislation of the Russian Federation. Liability for violation of the relevant requirements in the field of labeling of goods is considered.

 

Ключевые слова: маркировка товаров; поставка; хозяйствующий субъект; субъекты предпринимательства.

Keywords: labeling of goods; delivery; business entity; business entities.

 

В последние годы в Российской Федерации прослеживается тенденция по внедрению обязательной маркировки товаров в сферу розничной торговли. Сегодняшние реалии таковы, что субъекты предпринимательства, которые поставляют и реализуют товары потребителям, должны предоставлять нужную, подлинную и соответствующую законодательству информацию о товарах.  Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что маркировка товаров относится к способам информирования покупателей о товарах. Полная и достоверная маркировка, с учетом роста объемов продаж посредством магазинов самообслуживания, таких как универсамы, супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, в которых могут отсутствовать продавцы-консультанты, является важнейшим источником информации о товаре [8, с. 150].

В первую очередь, маркировка товаров взаимосвязана с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Она представляет собой регламентируемый законодательством и контролируемый государством комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц посредством нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего такое средство. Чтобы обеспечить баланс частных и публичных интересов государственное регулирование экономики осуществляется за счет соблюдения определенных требований к осуществлению предпринимательской деятельности. Маркировку товаров можно считать требованием к осуществлению предпринимательской деятельности, которое должно обеспечивать достижение, вышеуказанной цели. Данное требование применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, которые включены в обязательный перечень маркировки отдельных видов товаров. Маркировка товаров реализует публично-правовые цели посредством обеспечения законного гражданско-правового оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения мошеннических действий. Осуществление маркировкой частно-правовых интересов достигается при помощи обеспечения охраны прав добросовестных субъектов предпринимательства, которые изготавливают, поставляют и реализуют товары потребителям [9, с. 55].

Административно-правовой контроль идентификации некоторых групп товаров  посредством специальной маркировки осуществляется Федеральным законом от 31 декабря 2017  № 487-ФЗ, который вносит корректировки в ст. 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и ст. 5, 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно данному закону, целью запуска системы маркировки являлось установление запрета на оборот товаров без идентификационных средств и наступление ответственности за его невыполнение.

В ч. 7 ст. 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целями обязательной маркировки отдельных товаров средствами идентификации обозначены охрана жизни и здоровья человека, защита общественной морали и правопорядка, охрана окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Однако, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от установленных выше целей, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации [11, с. 44-45].

Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» была расширена компетенция Правительства РФ в правовом регулировании отношений, которые касаются внедрения обязательной маркировки товаров средствами идентификации [7, с. 25].

В итоге, федеральный закон закрепляет лишь общий разрешительный порядок осуществления обязательной маркировки средствами идентификации. А право безоговорочно применять ее как динамичный инструмент осуществления контроля над хозяйствующими субъектами (вводя и отменяя такую обязанность для конкретных групп товаров) принадлежит Правительству Российской Федерации, которое оно реализует посредством подзаконного правового регулирования [11, с. 44].

Правительство РФ утверждает перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критерии определения таких товаров; перечень групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров средствами идентификации по видам деятельности; правила указанной маркировки товаров, а также особенности такой маркировки; внедрение государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров.

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия по правовому контролю внедрения цифровых технологий маркировки отдельных видов товаров, среди которых  утверждение характеристик средств идентификации, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки, правил формирования и нанесения средств идентификации; утверждение требований к техническим средствам, используемым участниками оборота товаров при обязательной маркировке средствами идентификации, при обмене информацией с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации [7, с. 25].

Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р утвержден Перечень отдельных видов товаров [6], подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и установлены сроки введения обязательной маркировки продукции. Нормативные акты, регулирующие проведение маркировки отдельных видов товаров, издаются отдельно для каждой категории товаров, подлежащей обязательной маркировки. В них изложен порядок взаимодействия участников, системы маркировки, а так же определены обязанности и сроки их исполнения.

Так, с 2018 года по 2022 год уже была проведена маркировка в отношении таких видов товаров, как табачная продукция, обувь, одежда, белье, изделия из натурального меха; лекарства; фотоаппаратура и лампы-вспышек; парфюмерия, шины и покрышки, ювелирные изделия, сыр и мороженое, молочные продукты, упакованная вода. В 2023 году запланирована маркировка бутилированной воды, никотиносодержащей продукции, пива,  слабоалкогольных напитков и других категорий товаров.

Можно предположить, что перечень категорий товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации будет расширяться, следовательно, в Российской Федерации уже сейчас внедряется уникальная система обязательной маркировки и отслеживания товаров в цифровой форме. [7, с. 24]. Эта система позволит гарантировать подлинность и качество продаваемых товаров, а также снизить количество производимого контрафакта. Кроме того, ее реализация сможет привлечь к ответственности распространителей некачественной продукции.

С момента принятия в отношении определенных товаров требований об обязательной маркировке средствами идентификации их продажа, обмен или иное введение в оборот в нарушение установленных требований не допускаются, а хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [11, с. 45]. За нарушение требований к маркировке товаров законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность. В 2021 году вступили в силу изменения, внесённые в Кодекс РФ об административных правонарушениях[1]. Внесенные изменения скорректировали нормы, по которым налагается ответственность за нарушение правил маркировки продукции. Ответственность за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по обязательной маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ. В качестве мер наказания предусмотрены одновременно: административный штраф и конфискация предметов административного правонарушения.

Основная уголовная ответственность за нарушение правил оборота маркированных товаров предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации [2]. Статья 171.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, в случаях, если они совершены в крупных или особо крупных размерах.

Таким образом, следует, что в долгосрочной перспективе система маркировки отслеживания товаров может значительно повысить эффективность контроля государства за оборотом товара. Это произойдет путем перехода от выборочных проверок к полному мониторингу хозяйственной деятельности на основе больших данных и проведения, адресных проверок на основе дистанционно выявленных нарушений [10, с. 25].

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. – Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. – Собрание законодательства РФ. –  17.06.1996 –  № 25. –  Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». – Собрание законодательства РФ. – 04.01.2010. – № 1. – Ст. 2.
4. Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». – Собрание законодательства РФ. – 01.01.2018. – № 1 (Часть I). – Ст. 71.
5. Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» – Собрание законодательства РФ. – 31.12.2018. – № 53 (часть I). – Ст. 8414
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (ред. от 31.05.2023) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». – Собрание законодательства РФ. –  07.05.2018. –  № 19. –  Ст. 2773.
7. Андреева Л.В. Правовое регулирование маркировки товаров средствами идентификации в электронной форме // Юрист. – 2019. –  № 3, – С. 20 - 27.
8. Григорян Е.С. Товароведение: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2022. – С. 265.
9. Панова А.С. Маркировка товаров средствами идентификации как средство борьбы с контрафактом в условиях цифровизации // Предпринимательское право. – 2022. – № 1, – С. 52 - 59.
10. Панова А.С. Правовое регулирование маркировки товаров в условиях цифровизации и параллельного импорта // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2023. – № 2, – С. 22 - 26.
11. Сморчкова Л. Н. Обязательная маркировка товаров средствами идентификации как инструмент административно-правового воздействия на экономические отношения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2021. – № 2. – С. 44–50.