Статья:

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАТИ ДАГЕСТАН В НОВОЕ ВРЕМЯ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Алиев Б.Г., Магарамов Ш.А. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАТИ ДАГЕСТАН В НОВОЕ ВРЕМЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(81). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАТИ ДАГЕСТАН В НОВОЕ ВРЕМЯ

Алиев Багомед Гадаевич
д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, РФ, г. Махачкала
Магарамов Шарафутдин Арифович
доцент кафедры историко-правовых дисциплин, Северо-кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация. Анализируются виды земельной собственности социальной знати Дагестана в Новое время. Раскрываются пути сосредоточения в собственности феодалов разных видов земель: захват общинных земель, завоевание сопредельных территорий, наследование и пр. Проведенное исследование показало, что правящие элиты Дагестана являлись крупными феодальными землевладельцами, которые получали огромные доходы за счет сдачи в аренду земельных угодий.

 

Ключевые слова: землевладение, знать, Дагестан, рента, новое время.

 

Крупными землевладельцами в Дагестане являлись владетели, стоявшие во главе своих владений и обладавшие неограниченной властью. Земельная собственность «выступала главным образом как верховная собственность фамилий и родов шамхалов, уцмиев, нусалов и т.д. на землю феодальных государственных образований» [2; 125]. Из данной собственности получали в удел земли представители правящих фамилий и образовалась вторая сословная группа феодальных собственников.

Наиболее крупным земельным собственником в Дагестане был шамхал Тарковский. Его собственность состояла из трех частей. Первый вид – это земли, принадлежавшие сельским общинам, которые должны были платить шамхалу ренту и нести различные феодальные повинности. Второй вид – это земли, которые принадлежали шамхалу, но находились в наследственном владении крестьян, за что последние платили ренту и несли повинности. Крестьяне не имели право отчуждать эти земли. К третьему виду относились земли, находившиеся в исключительном владении шамхала («terra domininicata», или боярская пашня). Это кутаны, горы и другие пастбищные места [2; 67].

Крупными собственниками земли были и князья Засулакской Кумыкии, происходившие от Султан-Мута – одного из сыновей шамхала, переселившегося на равнину и основавшего Эндирейское владение.

Собственностью отдельных кумыкских феодалов являлись нередко и такие земли, которые они получали с правом потомственного владения, без всяких условий от правительства и крупных местных владетелей за оказанные услуги им [5; 50].

В Нагорном Дагестане имелись два крупных собственников земли – это ханы Казикумуха и Аварского ханства. В их собственности находились различные категории земель, но главным образом пастбищные горы. Как считал известный дагестанский этнограф М.А. Агларов, это особенность крупного феодального землевладения в Нагорном Дагестане объяснялась тем, что «пахотные и другие так называемые «оживленные» земли перешли в частную собственность землевладельцев задолго до феодализации общества, что создало огромное препятствие образованию феодальных латифундий за счет мюльков» [1; 81].

На наличие в Нагорном Дагестане в собственности крупных феодалов пастбищных гор способствовали естественно-географические условия, когда отсутствие пригодных для земледелия земель, способствовало развитию животноводства. Природно-географические условия и особенности хозяйственной деятельности горцев Дагестана являлись одной из причин того, что основным видом земель, находящихся в собственности феодалов, являлись пастбищные горы и отдельные пастбищные места.

Горскому феодалу не было смысла иметь в собственности мелкие пахотные земли, рассеянные по крутым склонам гор. Они стремились монополизировать право пользования горными пастбищами, выступая в роли покровителей и заступников скотоводческой общины, и взимая за это натуральную подать с других членов общинного коллектива.

Земельная собственность хана увеличивалась за счет дарения земель сельскими общинами. Хану дарили земли сельские общества при рождении сына и при каких-то других торжествах. Аварские ханы увеличивали свою собственность и за счет захвата общинных земель.

Что же касается основной земельной собственности аварского хана – пастбищ, то они разделялись на три вида: 1) пастбища – горы и различные участки, принадлежавшие лично хану; 2) пастбища, отдаваемые ханом крестьянам в качестве надела; 3) пастбища, отдаваемые ханом под условием несения военной службы. Личные пахотные земли хана также разделялись: 1) на участки, которыми хан владел как собственник для ведения своего хозяйства; 2) на участки, которые «отдавались в качестве надела крепостным крестьянам» [3; 99].

Крупнейшим владельцем пастбищ и пахотных земель, владельцем больших стад мелкого и крупного рогатого скота был казикумухский хан. В собственности казикумухских ханов находились все виды земельных угодий, в особенности же пастбищные горы, разбросанные по всему Дагестану,

Природно-географические условия в Казикумухском ханстве были такие же, как и в Аварии. Здесь также не было возможностей для широкого развития пашенного землевладения. Поэтому и феодальная собственность в основном охватывала пастбищные горы. В одном из официальных документов прямо отмечено, что «ханские земли в Казикумухском округе находились на возвышенностях гор, не были пригодны к хлебопашеству» [3; 263].

Еще одно феодальное владение – Кайтагское уцмийство имело крупного землевладельца – уцмия. Процесс образования крупного феодального землевладения в Кайтагском уцмийстве был такой же, как и в других частях Дагестана и хозяйство кайтагских феодалов обладало теми же характерными чертами, как и другие подобного рода хозяйства [3; 213].

Кайтагские уцмии располагали пастбищами и превосходными землями для ведения земледелия. Они являлись обладателями свободных незаселенных земель, которые могли быть использованы под пашни. Вместе с тем наличие хороших пахотоудобных земель не вызвало в уцмийстве личного широкого ханского земледелия.

Основную часть доходов уцмий и беки получали от жителей Нижнего Кайтага – терекемейцев, которые являлись крепостными крестьянами. Это были переселенцы, поселившиеся на свободных землях феодалов с условием платить им подати и отбывать повинности. В Терекеме земли было в изобилии, обработка зависела от наличия рабочего скота. Уцмий и беки выбрали наиболее выгодную для себя форму эксплуатации крестьянства: установили размер податей в зависимости от рабочих буйволов или быков [4; 175].

Нахождение в собственности уцмия не только кутанов и горных летних пастбищ, но и превосходных земель для ведения земледелия ставило уцмия в исключительно выгодное положение как внутри страны, так и вне ее» [3; 222]. В Кайтаге не было «барского хозяйства», что было характерно для других владений Горного Дагестана. Но у уцмия были отдельные пахотные места, где велось его личное хозяйство, как собственника земли.

Крупными земельными собственниками в масштабах Дагестана были также владетели Табасарана, правители Дербента, кюринские ханы и цахурские султаны. В Табасаране майсумы и кадии владели населенными и незаселенными землями в раятской части своих владений, за пользование их землями раяты несли повинности.

По соседству с Табасараном находилось Дербентского владение, которое, по словам И.-Г. Гербера охватывало и ряд северных территорий современного Азербайджана. Само владение то находилось в составе шахского Ирана, то приобретало самостоятельность. С ослаблением власти Сефевидов в начале XVIII в. дербентские правители стали полноправными на подвластной им территории. Земля уездов Мушкур, Низабат, Шабран, Рустау и Бермяк, пожалованные некогда дербентским правителям Сефевидами в качестве «улька», превратилась в ханскую. У султанов и ханов дербентских собственные земли имелись в Улусском магале. Особенно много земель здесь было у Фатали-хана, правившего до 80-х годов XVIII в., который к Кубинскому ханству присоединил и Дербентское ханство.

Итак, в Дагестане крупными собственниками земель в Новое время  являлись правящие элиты, которые на протяжении значительного времени сосредоточили земельные угодья в своих руках и тем самым упрочили собственную политическую и социальную власть. Возникновение собственности феодалов на землю происходило разными путями: захват общинных земель, завоевание сопредельных территорий, наследование и пр.

 

Список литературы: 
1. Агларов М.А. Сельская община Нагорного Дагестана в XVII – начале XIX в. М.: Наука, 1988. – 236 с. 
2. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма у народов Северного Кавказа // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. М.: Наука, 1969. С. 116-129. 
3. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII – начале XIX веков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. – 408 с. 
4. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. – 262 с. 
5. Центральный государственный архив Республики Дагестан (Далее – ЦГА РД). Ф. 150. Оп. 3. Д. 49.