Статья:

Нормотворческий процесс в современной России

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Керимов И.Ж., Новиков С.С. Нормотворческий процесс в современной России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 49-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормотворческий процесс в современной России

Керимов Исмайил Жабраилович
магистрант, Владимирский юридический институт ФСИН России, РФ, г. Владимир
Новиков Сергей Степанович
д-р ист. наук, доцент, Профессор кафедры теории и истории государства и права Владимирский юридический институт ФСИН России, РФ, г. Владимир

 

Аннотация. дано понятие нормотворчества, определена сущность данного института, стадии нормотворческого процесса. Также, выявлены проблемные аспекты указанного процесса, предложены некоторые пути их решения.

 

Ключевые слова: нормотворчество; нормотворческий процесс; проблемы деятельности правотворческих органов.

 

Исследуя процесс нормотворчества, стоит сказать о том, что на сегодняшний день – это одна из наиболее значимых сторон государственной деятельности, форма ее активности, которая обладает непосредственной целью по формированию правовых норм, их изменению, отмене или дополнению [4; С. 20].

Социальная суть нормотворчества состоит в том, что воля государства возводится в закон, то есть оформляется разнообразными юридическими актами, при этом, отраженным таким способом правилам поведения придается общеобязательный характер.

В теории права в рамках обозначения процесса создания нормативно-правовых актов, утверждения правовых норм и т.п., выделяются два значимых понятия – «нормотворчество» и «правотворчество», которые по своей сути взаимосвязаны. Однако, как отмечают некоторые исследователи «правотворчество» может быть применимо для указания на общий процесс принятия правовых актов вне зависимости от их вида, а «нормотворчество» включает в себя только процесс издания нормативно-правовых документов  [7; С. 74].

Важно указать, что понятие «нормотворчество» многогранно. В целом, оно предстает в качестве составной части механизма правового регулирования, которая является обязательной для формирования правовых норм, имеющих своей направленностью регулирование разных общественных отношений [6; С. 48].

Традиционная позиция в правовой литературе в отношении термина «нормотворчества» связана с обозначением деятельности разнообразных министерств и ведомств, направленной на создание, изменение и отмену ведомственных нормативных актов, которая, в конечном счете, выступает в качестве ведомственного нормотворчества.

В процессе нормотворчества принимают участие разные субъекты, которые осуществляют свою деятельность согласно процедуре, которая установлена нормативно-правовыми актами.

Процесс создания нормативно-правового акта связан с возникновением различного рода прав и обязанностей. Имеются в виду  обязанности, которые касаются подготовки, обсуждения и согласования проектов, инициативы, касающиеся внесения проекта на рассмотрение компетентного законодательного органа, а также права компетентных законодательных органов на то, чтобы рассмотреть проект и вынести по нему соответствующее решение, обязанности по опубликованию принятого закона [8; С. 137].

Подготовка нормативных актов осуществляется по определенному алгоритму, включает в себя четыре стадии: 1) выступление с законодательной инициативой; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие законопроекта; 4) оглашение и вступление акта в законную силу.

При этом, в литературе стадия нормотворческого процесса определяется как самостоятельный этап формирования воли, выраженной в нормативном акте; организационно обособленный комплекс тесно взаимосвязанных действий, цель которых состоит в создании нормативного акта [3; С. 59].

Считаем, что нормотворческим процессом охватываются все официально значимые стадии, на которых формируется и возводится в закон государственная воля, в том числе и деятельность правотворческого органа, которая выступает в качестве основной, решающей стадии процесса.

На современном этапе развития нормотворчество в России осуществляют законодательные и исполнительные органы власти, а результат их деятельности затрагивают интересы и государственных органов, и институтов гражданского общества, и всего общества в целом.

В числе положительных черт существования института нормотворчества можно выделить то, что он осуществляет регулирование важнейших общественных отношений, а значит, стабилизирует отношения между людьми.

При этом, институт нормотворчества обладает и отрицательными чертами. К ним можно отнести: чрезмерность правового регулирования общественных отношений; постоянную корректировку нормативных правовых актов; наличие дефектов правовых норм: противоречивость, пробельность и др. В качестве примера можно указать на КоАП РФ [2], в который за весь период существования было внесено более 2 000 поправок. И, кроме того, некоторые из его положений были признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ [1].

Негативные явления в нормотворчестве становятся обыденным явлением в современной России. Это связано с неоправданной легкомысленностью к процессу нормотворчества у соответствующих органов власти, в связи с чем, развивается правовой нигилизм со стороны населения, и подрываются основ государственности.

В настоящее время в литературе предлагается несколько путей решения повышения качества нормотворчества.

Отдельные исследователи предлагают предусмотреть правотворческую ответственность за создание «некачественного» нормативного документа. Так, отмечается, что обезличенность создателей нормативных правовых актов порождает безответственность. Поэтому общественность должна знать кто конкретно выступил разработчиком того или иного нормативного акта, и в случае «некачественного» продукта, привлечь его к ответственности [3; С. 61].

Иные авторы указывают на то, что необходимо привлекать к нормотворчеству информационные технологии и искусственный интеллект. Сегодня, в рамках построения информационного общества предлагается сменить вектор нормотворчества в сторону алгоритмизации правосоздания         [5; С. 1163].

Однако, это предложение не учитывает, что при создании нормы права всегда требуется познавательно-творческое начало, Мышление человека представляет собой настолько сложное явление, что его во всей полноте не сможет воспроизвести самый совершенный компьютер.

В-третьих, предлагается в учебные программы подготовки юристов включать специальные дисциплины по изучению юридической техники. Соответствующие дисциплины призваны сформировать у будущих юристов основы юридического и юридико-политического мышления, сформировать представление о специфике юридического языка, о таких средствах и приемах юридической техники, как: юридическая конструкция, правовой символ, правовая аксиома, правовая презумпция и др. Обучение азам юридической техники так же необходимо предусмотреть и для депутатов законодательных органов различного уровня, а также для лиц управленческого звена [8; С. 137].

Таким образом, нормотворчество – это деятельность разнообразных министерств и ведомств, направленная на создание, изменение и отмену ведомственных нормативных актов. Нормотворческим процессом охватываются все официально значимые стадии, на которых формируется и возводится в закон государственная воля, в том числе и деятельность правотворческого органа, которая выступает в качестве основной, решающей стадии процесса.

На сегодняшний день, при возрастающем количестве нормативных актов снижается их качество, что не может не отразиться на уровне законности и правопорядка. Такое положение дел сказывается на степени доверия граждан страны к самому государству. В целях совершенствования нормотворческой деятельности и установления в государстве подлинно демократических основ необходимо решить ряд вопросов касающихся организационных, методических и правовых требований нормотворческой деятельности.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009, 21 янв.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон РФ: от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: с изм. и доп. от 02 авг. 2019 г. № 317-ФЗ] // Рос. газ. – 2019. – № 172, 7 авг.
3. Василевич Г.А. Проблемы нормотворчества и правоприменения / Г.А. Василевич // Право.by. – 2017. – № 5 (49). – С. 59-62.
4. Евдокимов А.Ю. Правовая природа нормотворчества / А.Ю. Евдокимов // Концепция «Общества знаний» в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – 767 с.
5. Киселева Т.М. Влияние информационных технологий на развитие нормотворчества / Т.М. Киселева // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы: материалы VII Международной научной конференции. – М., 2019. – 1180 с.
6. Миронов А.Н. Понятие и признаки нормотворчества / А.Н. Миронов; А.В. Малышкина // Право, политика и современное общество: ценности, развитие и проблемы: сборник научных трудов по материалам I-ой Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2017. – 796 с.
7. Мухамадиярова А.Р. Понятие нормотворчества и нормотворческой деятельности / А.Р. Мухамадиярова // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2018. – 809 с.
8. Петрова Е.В. Проблемы и перспективы развития нормотворчества в России / Е.В. Петрова // Молодой ученый. – 2018. – № 47 (233). – С. 136-137.