Статья:

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Максимчук А.О. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(83). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Максимчук Ангелина Олеговна
студент, ГБПОУ Юридический колледж, РФ, г. Москва
Котова Людмила Владимировна
научный руководитель, ГБПОУ Юридический колледж, РФ, г. Москва

 

Защита прав и интересов несовершеннолетних является одним из наиболее приоритетных направлений в деятельности государства, особую роль в которой играют органы внутренних дел, а также их специализированные подразделения и структуры. Одним важнейших учреждений в системе органов внутренних дел, связанным с профилактикой противоправного и асоциального поведения несовершеннолетних, являются Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП, Центры).

Законодательство Российской Федерации не дает легального определения ЦВСНП, в связи с чем необходимо обратиться к научным публикациям, посвященным данному подразделению органов внутренних дел.

Так, М.В. Костенников определяет ЦВСНП как «подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» [3, c. 313]. Данное определение является достаточно широким, не охватывает все особенности и отдельные аспекты деятельности данных учреждений.

В свою очередь, Е.А. Слободенюк, исследуя некоторые узконаправленные вопросы деятельности ЦВСНП, касающиеся психолого-педагогической работы сотрудников Центров, предлагает понимать под ЦВСНП «учреждение закрытого типа, сотрудники которого занимаются профилактической и иной работой с несовершеннолетними правонарушителями, как стоящими, так и не состоящими ранее на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (далее – ПДН) органов внутренних дел, совершившими противоправное деяние» [9, 694].

Наиболее корректным и отражающим все необходимые особенности ЦВСНП, является определение, предлагаемое А.В. Лящук и А.Е. Юрициной, которые определяют ЦВСНП как «режимное специализированное учреждение, предполагающее изоляцию подростков, наличие воспитателей, полицейских, регулярное проведение индивидуальной профилактической работы, строгий режим содержания с целью недопущения совершения ими повторных преступлений либо иных правонарушений» [4, c. 50].

Фундаментальным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность ЦВСНП является Конституция Российской Федерации [2], закрепляющая основные права и свободы человека и гражданина, а также, является их гарантом. Деятельность ЦВСНП не может нарушать установленные Конституцией права граждан, особенно, несовершеннолетних, которые в большинстве правоотношений являются специальным субъектом, обладающим особым правовым статусом.

Говоря о правовом регулировании ЦВСНП, хотелось бы отметить, что данные учреждения входят в общую систему органов внутренних дел. Следовательно, деятельность сотрудников ЦВСНП напрямую регулируется основополагающими нормативными и подзаконными актами о полиции. Так, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции [9] устанавливает ключевые для данной структуры организационные принципы деятельности, такие как законность, гуманность, приоритет прав и свобод человека, а также иные принципы. Кроме этого, вышеуказанный Федеральный закон определяет основное назначение полиции, а также ее структурных подразделений в обеспечении защиты прав и свобод граждан, в том числе, несовершеннолетних.

Особое место в системе правового регулирования деятельности ЦВСНП занимает Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ) [10]. Данный Федеральный закон устанавливает основные направления государственной политики в области профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, а также принципы осуществления вышеуказанной деятельности. Основным положением, касающимся организационно-правовых аспектов функционирования ЦВСНП, является закрепление данным законом отдельной нормы, касающейся вышеуказанных Центров. Так, ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ регламентирует возложенные на ЦВСНП задачи, дает исчерпывающий перечень несовершеннолетних лиц, которые могут быть помещены в ЦВСНП, устанавливает основания помещения вышеуказанных лиц в Центры, а также порядок их нахождения в данных учреждениях. В свою очередь, М.Ю. Семенец приходит к выводу, что «Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ закрепляет лишь основные задачи и принципы деятельности уполномоченных лиц и органов по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних» [6, c. 69].

Ведомственные правовые акты также имеют важное значение в вопросах регулирования организации деятельности ЦВСНП. Так, Приказом МВД России от 01.09.2012 № 839 утверждена Инструкция по организации деятельности ЦВСНП (далее – Инструкция) [5], которая регулирует деятельность центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей - структурных подразделений территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству. Кроме этого, Инструкция устанавливает основные задачи ЦВСНП, порядок и срок содержания несовершеннолетних, а также определяет особенности индивидуальной практической работы в ЦВСНП.

Рассматривая вышеуказанные нормативные акты, регулирующие деятельность ЦВСНП, хотелось бы отметить тот факт, что законодатель прямо не закрепляет цель деятельности данных учреждений. Однако, М.Ю. Семенец выделяет такие цели, как предупреждение совершения несовершеннолетними повторных правонарушений, выявление причин и условий, способствующих их совершению несовершеннолетними, проведение психологической работы с несовершеннолетними, направленной на исключение в дальнейшем случаев противоправного и антисоциального поведения несовершеннолетнего, а также защита жизни и здоровья несовершеннолетних [7, c. 156]. Выделенные М.Ю. Семенец цели позволяют говорить о том, что основная цель функционирования данных Центров заключается именно в воспитании и исправлении несовершеннолетнего, что, безусловно, является положительным аспектом данной деятельности.

Вместе с тем, выражаем солидарность с мнением И.В. Головинской, которая указывает на необходимость «более полно использовать воспитательно-исправительный потенциал ЦВСНП» [1, c. 17]. В этой связи, хотелось бы сделать предложение, связанное с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ, касающееся несовершеннолетних, которые могут быть помещены в Центры (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ). Так, представляется необходимым обязать суды на вынесение постановления о помещении несовершеннолетнего, не достигшего возраста наступления административной ответственности, в ЦВСНП, в случаях совершения им повторного административного правонарушения в течение года со дня вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении либо постановления о прекращении дела об административном правонарушении. Данная мера позволит значительным образом повлиять на девиантное поведение несовершеннолетнего. При вынесении постановления о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП при вышеуказанных обстоятельствах срок помещения лица в Центр не должен превышать пятнадцать суток, что позволит создать менее серьезную нагрузку на ЦВСНП, при этом не теряя эффективности нахождения несовершеннолетнего в них.

Хотелось бы отметить, что вышеуказанная мера позволит достичь результатов в перевоспитании несовершеннолетнего лишь при условии качественного выполнения сотрудника Центров возложенных на них обязанностей по воспитанию и профилактике противоправного и антиобщественного поведения несовершеннолетнего.

Резюмируя, сущность ЦВСНП состоит в обеспечении организации деятельности педагогических работников, психологов, сотрудников органов внутренних дел, направленную на формирование у несовершеннолетнего правильных жизненных ценностей, поведения в обществе, а также исключения совершения им противоправных и антиобщественных действий. Несмотря на наличие некоторых признаков уголовного наказания, назначение данных учреждений состоит именно в воспитании несовершеннолетнего.

 

Список литературы:
1. Головинская И. В. Институт мер пресечения: проблемы диверсификации и варианты их разрешения / И. В. Головинская // Современное право. 2019. № 3. С. 16-19.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&dst=100067&cacheid=5F70EBCFD535D2216AD89489B2A1D5F6&mode=splus&rnd=4NBJLwTzf8SYjbd6#0G6MLwTAMp4yuFez. (дата обращения: 22.11.2023).
3. Костенников М.В. Административная деятельность ОВД : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Костенников [и др.]  Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 494 с.  
4. Ляшук А.В. Административная процедура помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП): вопросы совершенствования правового регулирования / А. В. Ляшук, А. Е. Юрицин // Актуальные вопросы публичного права. – 2022 – № 3(33). – С. 47-55.
5. Приказ МВД России от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» (вместе с «Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2012 № 26012). - [Электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=138925&cacheid=53883F64E360E26284453E3B3C2CFF2B&mode=splus&rnd=4NBJLwTzf8SYjbd6#fYeMLwTywJV71LEG1. (дата обращения: 22.11.2023).
6. Семенец М.Ю. Некоторые особенности административно-правового статуса центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и проблемы его реализации // Труды Академии управления МВД России. 2019. №2 (42). С. 155-158.
7. Семенец М.Ю. Понятие и содержание административно-правового статуса центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / М. Ю. Семенец // Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности правоохранительных органов : сб. конф. Рязань: ООО «Издательство «Концепция», 2022. – С. 67-73.
8. Слободенюк Е.А., Олешкевич Н.А. Психолого-педагогическая работа по коррекции девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра временного содержания. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2020. – № 7 (часть 4) – С. 693-698.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции». - [Электронный ресурс] – Режим доступа: -URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=454013&dst=1000000001&cacheid=7F50F9CC15973629973F89DCFCB928C4&mode=splus&rnd=4NBJLwTzf8SYjbd6#mdQMLwTquNwc14oL1. (дата обращения: 22.11.2023).
10. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - [Электронный ресурс] – Режим доступа.-  URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=431870&dst=1000000001&cacheid=B273C6FAEE95C59230C53EEA5A41BC89&mode=splus&rnd=4NBJLwTzf8SYjbd6#rmXMLwTuONGCpfxt. (дата обращения: 22.11.2023).